12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яруллина Ольга Михайловна23

Методические рекомендации

для обучающихся при решении задач

по физике

О.М.Яруллина

МБОУ «Мишелёвская СОШ №19»

bom1952@yandex.ru



Методические рекомендации разработаны для обучающихся 10-11классов в рамках работы элективного курса «Методы решения задач по физике».

Цель физики - познать природу, открывая новое, человек познаёт мир и меняет себя. Однако на пути познания предстоит решать различные задачи.

Вот почему необходимо научиться не только ставить задачи, но и их решать.

Цель – найти путь решения различных задач. Для достижения цели используется инструментарии – компьютерные технологии, ЦОР, ЦОК ученика

Работа с задачами всегда представляет разнообразную деятельность обучающихся и учителей.

При решении задач предлагается:

получение знаний о разнообразии мира физических задач

коллективное групповое решение экспериментальных и исследовательских задач

самостоятельное решение

поиск новых способов решения

составление условий задачи: индивидуальное и групповое

представление приемов решения домашних задач

поиск информации через экскурсии для условий задачи

анализ недостатков при решении задач ЕГЭ высокого уровня

При решении задачи необходимо знать общие сведения о самой задач

Итак, первый этап:

Найти ответы на вопросы:

что дано по условию задачи: физические объекты,

определить о каких явлениях идёт речь в задаче,

какие известны параметры этих объектов или явлений,

четко определить условия задачи (замкнутая система, сопротивлением воздуха пренебречь и др.),

определить какие связи между физическими объектами

Второй этап:

Определить к какому виду относится задача:

абстрактная

качественная

количественная

сюжетная

Третий этап:

Определить способ решения задачи.

Задание 1:

Провести классификацию задач и определить способы их решения:

1.Тело бросили вертикально вверх. На максимальной его высоте подъема как изменилась полная механическая энергия?

2.Почему не горит лист бумаги, которым обернули деревянный брусок, при внесении в пламя спиртовки?

3. Определите скорость пульки при выстреле из детского пистолета?

4.Какая часть воздуха ушла при нагревании на 5 градусов?

Будет ли кипеть вода в макаронах?

5.Что влияет на точность хода карманных часов?

Четвёртый этап:

Научиться рассуждать, мыслить, выполнять математические действия, проявлять настойчивость.

анализ условия задачи

определение способа решения и законов, необходимых для решения, системы отсчёта

решение в общем виде

анализ решения, проверка размерности

Задание 2. Рассмотрим пример из раздела «Законы динамики»:

Тележка и груз, связанные между собой нерастяжимой нитью, перекинутой через блок. Масса груза подобрана так, что первоначально покоящаяся тележка после толчка вправо движется равномерно по поверхности трибометра. С каким ускорением будет двигаться тележка, если её толкнуть влево? Масса грузика в 9 раз меньше массы тележки. Массами блока и нити пренебречь.

Анализ представленного явления в задачи:

решаем задачу в ИСО, связанную с землёй

объекты: тележка и груз движутся поступательно, значит, используем модель материальной точки, не учитываем их размеры

движение объектов и их взаимодействие в ИСО описываются законами Ньютона:_второй и третий

модуль силы натяжения нити один и тот же, нить невесома, блок идеален, трения нет

нить нерастяжима, значит ускорения тележки и груза при их прямолинейном поступательном движении одинаковы

План решения:

описание движения тележки и груза: уравнения движения в векторном виде

проектируем уравнения движения на оси системы отсчёта

Решение:

показать все силы, действующие на объекты

записать их уравнения движения в векторном виде

записать уравнения движения в скалярном виде

т.к.ускорения равны, находим их значения из уравнений и приравниваем

выражаем силу натяжения нити, учитывая, что сила сопротивления = mg, после подстановки данных, получаем ответ: a=2м/с2 .

При решении подобных задач требуется внимательность: сделать чертёж, показать силы и выполнить математические преобразования. Если не соблюдать эти требования, то могут возникнуть затруднения при решении задачи.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.