12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва
3

Методические рекомендации по теме «Творческий подход к уроку русского языка как средство активизации интереса учащихся к предмету»

Муниципальное образовательное учреждение «Вильвенская средняя общеобразовательная школа»

Методические рекомендации»

по теме: «Творческий подход к уроку русского языка как средство активизации интереса учащихся к предмету».

Педагог: Кучумова Ирина Викторовна,

высшая квалификационная категория

 

1. Пояснительная записка.

1.2 Введение.

Русский язык относится к числу важнейших предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников, в школе он выполняет две функции: является предметом изучения и обучения ему и средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком, так и всеми остальными учебными предметами.

В процессе профессиональной деятельности я поняла, что успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Практика показала, что проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из наиболее серьезных, поскольку русский язык как школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учеников. Позади несколько лет работы по избранной мною теме, наполненные поисками и открытиями. Продолжая работу в данном направлении, я поставила перед собой вопрос: как сохранить у школьников устойчивый интерес к урокам русского языка?

Ответ, на мой взгляд, таков: интерес к обучению напрямую зависит от меры творческого соучастия ученика в уроке. Информация, воспринятая в процессе получения знаний автоматически, не будет иметь никакого прикладного применения, она быстро забудется и не принесет плода. Поэтому важное условие для того, чтоб урок русского языка стал постоянно интересен для школьников - творческий подход к восприятию знаний. Что под этим подразумевается? Ученики должны активно размышлять над воспринимаемой информацией, связывать ее с тем, что они уже знают, находить интересные и понятные им аналогии, воображать и использовать все особенности своего мышления. Предлагаемые педагогом материалы актуальны, так как творчество и творческая деятельность определяют ценность человека в обществе, формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причём чем больше будет у него «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полёт» мысли ученика должен происходить в рамках программ общеобразовательных дисциплин и общепринятых норм поведения. И здесь только наличие СИСТЕМНОЙ работы может помочь учителю определить и постоянно корректировать ту возможную меру включённости каждого конкретного учащегося в творческую деятельность, которая сделает обучение постоянно интересным для учащихся и охватит всю учебную программу.

Цель данных методических рекомендаций – оказание практической помощи учителю в поисках и выборе путей решения проблемы активизации познавательного интереса к уроку русского языка.

Прогнозируемый результат – возможность каждому учителю через творческий подход к уроку русского языка активизировать интерес учащихся к предмету, развить в учениках любовь к родному слову, ощущение причастности к его развитию, ответственность за его дальнейшую судьбу.

1.3. Методика использования предложенных материалов.

Предлагаемые материалы рассказывают о наиболее эффективных формах, методах, приёмах и принципах реализации творческого подхода к каждому ученику на уроках русского языка. Они сопровождаются фрагментами и конспектами уроков, которые может использовать учитель на практике в школе.

Новизна их состоит в том, что они разработаны на основе собственного педагогического опыта учителя.

Большое внимание уделяется рекомендациям, связанным с анализом текстов разных жанров как одному из ведущих приёмов развития творческого мышления учащихся. Думается, это особо интересно в сегодняшней ситуации, когда анализ текста стал одной из форм проведения выпускного экзамена по русскому языку.

Предлагаемый учебный материал учителю можно адаптировать в соответствии с типом, целью, содержанием конкретного урока. Включение в структуру урока электронных презентаций, безусловно, будет способствовать активизации учебной деятельности, развитию интереса к предмету.

1.4 Основные педагогические идеи методических рекомендаций:

От интереса к предмету через развитие творчества к устойчивому интересу;

Воспитание интереса к русскому языку как школьному предмету является сложной педагогической проблемой. Но настоящий интерес к изучению русского языка возникает у учащихся, если уроки становятся уроками творчества, на которых раскрываются выразительные ресурсы языка, оцениваются его достоинства и изобразительные возможности. Стремлением учить серьёзному увлекательно объясняется особое внимание к отбору занимательного текстового материала: постановка задач проблемного характера при введении нового знания, использование игровых приёмов, забавных сюжетов, различных творческих заданий.

1.5 . Заключение.

В качестве критериев привития интереса к уроку русского языка я рассматривала следующие показатели:

Уровень знаний учащихся, 100% успеваемость;

Активность каждого ребенка на уроке, способность самовыразиться, степень включенности его в работу, развитие самооценки;

Участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, выпуске поселенческой юнкоровской газеты;

Ученические портфолио.

Оценивая результат работы по развитию творческих способностей учащихся, можно сказать, что данная система работы помогла решить проблему активизации интереса учащихся к уроку русского языка, результатом чего явилось умение создать диалоговое пространство урока, особый психологический климат, положительную мотивацию учащихся, повысился уровень знаний учащихся и их творческая активность. В своей работе мы использовали следующие методы изучения познавательных интересов школьников: изучение литературы по данной проблеме, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, индивидуальная беседа с учениками, анкетирование, срезы знаний, открытые уроки.

В классах, где был использован данный опыт работы, наблюдается 100%-ная успеваемость, стойкий интерес к русскому языку и литературе, вырос уровень творческой активности учащихся.

В рамках международного фестиваля «БиблиОбраз» ежегодно провожу «Открытый урок чтения», традиционные гости которого - секретарь правления Союза писателей России, поэт И.Тюленев и член Союза писателей, поэт В.Балашов. Итогом явился созданный учащимися 6 класса поэтический сборник «Родное слово», составленный из стихов учащихся 5-9 классов, который периодически пополняется новыми работами учащихся. После одной из таких творческих встреч выпускница школы, автор многих талантливых стихов была приглашена И. Тюленевым для занятий в его «Творческой мастерской», организованной при Пермском институте культуры.

Ученики принимают активное участие в районных конкурсах творческих работ: «Новогодний калейдоскоп»(7 лауреатов), конкурс журналистских работ «Мир в твоих руках» (2 лауреата), творческий конкурс для детей из СОП «Оглянись вокруг»(10 учащимся получили подарки от Деда Мороза), «Я – автор»(отправлено 15 работ учащихся) и областных(Конкурс детских проектов «Будущие законодатели Пермского края», номинация «Выборы в школьной жизни» - 10 журналистских статей, авторы награждены сертификатами участников)._ В 2005 году 5 учеников школы приняло участие в областном конкуре «Письмо к деду в 45 –й». 2 лучшие работы опубликованы в сборнике «Письмо к деду в 45 –й»-Пермь, 2005г. Продолжая эту традицию, дети ежегодно в канун Дня Победы пишут сочинения различных жанров о ветеранах войны и труда. Лучшие работы публикуются. Ученики ежегодно принимают участие в конкурсе «Русский медвежонок –языкознание для всех». В 2007-2008 уч. году ученица 5 класса заняла в нём 3 место в районе.

Одной из форм обобщения и осмысления накопленного опыта явилось проведение мною открытого «Урока письма» в рамках Всероссийского конкурса «Лучший урок письма -2008», на котором присутствовали педагоги школы, родители, представили Добрянского почтамта, корреспондент районной газеты «Камские зори». Результатом явились 11 конкурсных работ учеников, 2 из которых заняли 1 место в крае и были отправлены в Москву, 1 работа была отмечена фирмой «Кодак» и получила приз зрительских симпатий.

Учащихся активно печатаются в районных газетах «Созвездие», «Юнкоровская тропа», «Камские зори», «Зори+» , поселенческой газете «Родные просторы» и её приложении – юнкоровской газете «Искорки», 15 учеников занимаются в творческом объединении «Юный журналист», организованном при ЦДОД «Логос».

Для того чтобы проследить позитивную динамику учебных достижений учащихся, я использую современные методы оценивания. Особенно эффективным методом, по моему мнению, является учебное портфолио, которое включает:

Контрольные и проверочные работы, выполненные учащимися;

Тесты «Проверь себя»;

Творческие работы, доклады;

Наглядные пособия, выпущенные учащимися;

Дипломы, сертификаты, грамоты, полученные детьми в результате участия в олимпиадах и конкурсах по предмету.

Одной из форм обобщения и осмысления накопленного опыта явилось моё участие в педагогической мастерской для учителей области, проводимой на курсах повышения квалификации «Новые подходы к преподаванию русского языка и литературы». Опыт имел положительные отзывы и готовится к публикации в серии «Творческая мастерская учителя».

2. Собственно дидактические материалы.

Все выше сказанное позволило мне разработать системный творческий подход к уроку русского языка как средство активизации интереса учащихся к предмету. Схематично данную систему можно представить следующим образом:

Познавательный интерес

 

Ученик

Самоорганизующееся и самореализующееся звено

 

 

Учитель

Организующее звено

 

 

Ощущение

восприятие

внимание

память

мышление

воображение

речь

Задача: вызвать у ученика положительные эмоции от творческой работы на уроке

Задача: дать возможность ученику воспринять материал урока как нечто, дающее новые знания о языке и жизни в целом.

Задача: Создать у школьника непроизвольное внимание к тексту, а через текст – к каждой лексической ,фонетической, пунктуационной единице языка.

Задача: Развить долговременную память на основе проделанной творческой работы

Задача: развить у ребенка потребность в наглядно-действенном, творческом мышлении.

Задача: развить у школьника активное творческое воображение.

Задача: развить речь ребенка, умение выразить свою мысль, вести диалог.

 

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

Необходимость сочетать репродуктивную и творческую деятельность, акцентируя последнюю как наиболее успешную в овладении знаниями.

Учебный процесс должен представлять собой сотрудничество между учениками, между учителем и учениками, основанное на взаимоуважении, доверии, протекать в атмосфере непринуждённости и раскованности.

Необходимо обеспечить мотивацию творческой деятельности учащихся. Задания творческого уровня, на мой взгляд, ни в коем случае не должны носить обязательный или принудительный характер и всегда обязаны награждаться или поощряться.

При выполнении творческой работы учителем и учениками совместно должны быть разработаны критерии оценивания. Анализируя работы своих одноклассников, ученик видит не только свои ошибки и удачи, но и успехи других. Поэтому важно создать условия для коллективного просмотра и оценивания.

Лингвистический анализ текста применяю на каждом уроке по развитию речи. Он начинается не с текста, а с ученика, с его личности и интереса. Спрашиваю, какие ощущения вызвал у детей этот текст, что врезалось в память наиболее остро. Ученики говорят о себе: о своих ощущениях, чувствах, о своем отношении к тексту; они пытаются понять, почему чувствуют именно это. Такой путь не может не вызвать интереса к русскому языку: ведь для каждого человека, а особенно школьника, самое интересное в конечном счете – это он сам.

Текст подбирается мною заранее с учетом изучаемой темы. При этом большое значение уделяю тому, соответствует ли текст возрастным особенностям школьника, содержит ли нечто новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и обязательно насыщен ли он орфографически, грамматически, пунктуационно. По ходу работы с текстом ученики ставят перед собой вопросы, отражающие познавательную сущность текста, как в смысловом, так и в орфографическом, грамматическом, пунктуационном плане. Цель такой работы – пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном, научить их творчески и логически мыслить.

Причём, чтобы представить перед школьниками русский язык во всём своём разнообразии, использую на разных уроках различные типы текстов.

Творческая работа с фольклорным текстом как средство

активизации познавательного интереса .

Одним из ведущих приемов активизации учащихся является лингвистический анализ фольклорного текста. Мы опираемся не на отдельные предложения или слова, а именно на логически законченный отрывок из фольклорного текста, способный вызвать у ученика эмоциональное переживание. Помимо развития эмоциональной сферы, использование материалов устного народного творчества дает школьникам те образцы неповторимой народной речи, то многообразие способов выражения настроения, без которых невозможно научить детей по-настоящему чувствовать красоту языка, владеть средствами его выразительности.

Исследование текста – это поиск его особенностей в единстве формы и содержания, идеи и стиля. В анализ текста нами включены следующие вопросы:

О чем текст, какие эмоции преобладают в нем?

Какими языковыми средствами пользуется автор? (Учащиеся из курса литературы уже знакомы с такими понятиями, как «метафора», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация» и др.)

Найти опорные слова, которые несут основную мысль;

Трудные для написания слова;

Пунктограммы;

Сфера употребления того или иного слова;

Интересные и доступные для словообразовательного анализа слова;

Частичный фонетический разбор;

Частичный морфологический разбор.

Так, при изучении темы «Лексика» в 6 классе для лингвистического анализа мы предлагаем текст плача, связанного с похоронным обрядом. Причитания и плачи – это традиционное элегические импровизации крестьянских женщин (см. об этом (20; 379)). Каждая из них обязана была уметь причитать и училась этому с детства. Неумение создать поэтический текст и в нем оплакивать смерть отца, матери, мужа, ребенка считалось позором. Разбирая вместе с учащимися содержание плача, обращаем их внимание на наличие в этом жанре устного народного творчества определенного набора словесных формул, которыми в древности владела каждая женщина.

Текст плача таков:

Уж родимый ты мой тятенька, Прохор Иванович,

Уж при тебе то улицы широки,

Уж терема- то высоки,

Уж окошки да светлы,

Уж без тебя, родитель – батюшка,

Улочки- то будут узки,

Терема- то будут низки,

Окошечки- то темны.

Уж родимый ты мой батюшка,

Оставил ты робят малых,

Уж не дорастил ты нас до большого возраста,

До полного ума – разума. (19; 381).

Обращаем внимание школьников на наличие обращений, однородных членов предложения. В основе текста лежит антитеза, отсюда – присутствие в плаче антонимов. Они подчеркивают трагизм происходящего. Устаревшими являются слова «батюшка», «терема», областными – «тятенька», «робят». Общая атмосфера плача печальная, дочь жалеет о смерти своего дорогого родителя, и это подчеркивается присутствием в тексте большого количества уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Приведем примеры заданий к тексту.

Задание:

Найти в тексте анонимы. Какую роль они играют?

Прочитайте слова: тятенька, батюшка, окошечки, улочки. Какая значимая часть слова объединяет эти существительные? Каково её значение? Дополните этот ряд своими примерами.

Если при этом дидактическим материалом будут служить, например, отрывки из русских народных песен, то это задание позволит не только отработать сложное словообразовательное умение, но и раскроет перед учениками одну из особенностей народной поэзии – обильное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Эта стилистическая особенность придает особый колорит народным произведениям, делает их еще более выразительным. (См.приложение).

Можно предложить пятиклассникам заполнить таблицу:

- ОНЬК- (-ЕНЬК-)

-УШК- (-ЮШК-)

-К- (-ЕК-)

Найдите в тексте устаревшие слова.

Найдите в тексте областные слова.

Настоящий образец лингвистического анализа текста мы находим в статьях Н.М.Шанского и других авторов в журнале «Русский язык в школе» под рубрикой «Художественный текст под лингвистическим микроскопом» (12; с. 35-39). Конечно ,такой тонкой работы ждать от школьников не приходится, но подступы к ней посильны, а главное – полезны учащимся. Такой анализ вырабатывает языковое чутьё, без которого никакие, на наш взгляд, твердо выученные правила не сделают ученика грамотным в широком смысле слова, не воспитают интереса к уроку. Настольная книга для учителя в подобной работе – «Виды разбора на уроках русского языка» - М., 1985 и рекомендации Н.А.Пленкина (9; 20-25).

В качестве примера можно предложить материалы к уроку русского языка в 5 классе, посвященному чередованиям в корнях раст – рост гласных а и о

Урок имеет следующие цели:

Дидактическая: познакомить учащихся с правописанием чередующихся гласных в корнях раст - рос.

Развивающая: развитие логики мышления у школьников, привитие интереса к учебному материалу в процессе изучения нового;

Воспитательная: воспитание на уроке культуры мышления, общения и самовыражения, воспитание нравственной культуры школьников, любви к родному краю через материалы устного народного творчества.

По своему типу это комбинированный урок, Здесь присутствуют элементы повторения пройденного материала, цель которого – стимуляция учащихся к последующей умственной деятельности, дается новый материал и проводится частичное его закрепление. Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым, эффективным и интересным.

Возникновению познавательного интереса способствует оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового –трудно, мало нового – скучно. Необходимость этого отмечал еще К.Д.Ушинский: «Мы внимательны ко всему, что ново для нас, но не настолько ново, чтобы быть совершенно незнакомым и поэтому непонятным. Новое должно дополнять, развивать или противоречить старому – словом, быть интересным» (1, 210).

Поэтому урок мы рекомендуем начать с уже известного детям:

Задание: в величальной песне, которую русские девушки исполняли во время дивишника, найти все известные ранее орфограммы. У учителя появляется возможность связать рассматриваемый лингвистический материал с реальными интересами школьников, наиболее полно вскрыть практический смысл изучаемого. В структуре изучения нового материала этот этап играет, на наш взгляд, очень важную роль. Его цель – мотивировать учение и актуализировать опорные знания. Иными словами, нужно проделать такую целенаправленную работу, чтобы ученики захотели и могли бы получить новые знания. Еще один положительный момент данного этапа урока – работа по предупреждению и исправлению ошибок технически облегчается, если дети умеют находить в тексте все изученные орфограммы.

Такую работу мы предлагаем выполнить в форме игры. Кроме позитивного влияния игры на развитие ребенка, подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения. Игра позволяет создать на уроке психологически раскрепощенную обстановку, расположить к творческой работе.

Игру мы назвали «Ярмарка орфограмм». Суть её заключена в следующем: в тексте песни присутствует много изученных ранее ребятами орфограмм. Каждый ученик может «купить» на ярмарке ту орфограмму, которая пришлась ему по душе (он находит её в тексте). Тот, кто отыскивает самую последнюю орфограмму – счастливый обладатель самого лучшего товара. Подобная форма работы способствует развитию внимания.

Предлагаем ученикам под диктовку записать текст песни:

Раструбилась трубонька рано на заре,

Расплакалась девушка по русой косе:

«Сегодня мою косыньку подруженьки плетут,

А завтра мою косыньку сваха расплетет.

Разделят мою косыньку на две косы,

Положат мою косыньку вокруг головы,

Наденут на головушку бабью красу,

Выросла ты, девушка, до свадебного возрасту. (18; 34).

Таким образом учитель подготовил учащихся к восприятию нового материала на уроке, вызвал у них стремление работать. Теперь задача учителя – максимально активизируя класс, организовать изучение нового материала.

Последняя строка песни – «мостик» к новой теме. Мы применяем прием психологической подготовки учащихся к восприятию нового материала – создание проблемной ситуации. Слово «выросла» мы записываем на доске с пропущенной буквой в корне. Объявляем ученикам тему урока. Это важный организационный момент урока. Объявление темы, цели урока мобилизует детей на работу, делает понятным каждый шаг учителя на уроке. Обращаемся к ученикам с вопросом: какую гласную нужно писать в слове «выр..сла» и почему? Мнения расходятся. Так в ходе решения задачи поискового характера в классе может быть создана проблемная ситуация.

Особое значение для восприятия нового материала имеет наглядность. Поэтому, чтобы помочь учащимся решить данную проблему, мы выписываем на доске в три столбика слова:

Растение выращенный подросли

Подрастать сращение водоросли

Задание: задуматься над правилом и попытаться его сформулировать.

В более сильном классе учитель может не сам подбирать слова, располагая их в три столбика, а предложить детям подобрать свои примеры из какого-либо фольклорного текста, предложенного учителем, орфографического словаря и т.д.

Такой путь подведения к изучению нового материала убедит детей в его практической значимости.

Проблемные ситуации такого рода призваны активизировать учащихся . Ребенок становиться субъектом на уроке. Это, на наш взгляд, один из важных способов формирования познавательной потребности. Одним из важных достоинств проблемного обучения являются заложенные в его природе возможности для возникновения, поддерживания и дальнейшей эволюции положительных мотивов учебной деятельности. Проблемное обучение дарит ученику ни с чем не сравнимую радость открытия истины, учит мыслить.

При работе с текстом учитель может задать следующие вопросы:

Определите лексическое значение слова «русый». (На уроке часто используются словари разных типов. Это способствует не только повышению интереса, но и формированию общеучебных умений – работе со справочной литературой).

Почему перед свадьбой, на первый взгляд , счастливым событием, девушка плачет?

Что такое «бабья краса»? (см. об этом (16;150); (17;40)).

Как вы думаете, откуда могло произойти слово «коса»? (Сведения для «этимологических страничек» мы берем из (11;65), (14;29)).

Вызвав у ученика интерес к приобретению новых знаний, мы переходим к следующему этапу урока. Даем задание: найти в загадках слова с изученной орфограммой; правильно написать слово, доказать правильность написания: найти слова, в которых, на первый взгляд, присутствует орфограмма, на самом же деле они не соответствуют данному правилу.

В качестве примеров можно привести следующие:

1) Он растет под хвойной лапой,

Он растет, а с ним – и шляпа (Гриб)

2) Выросли цветочки –

Пушистые комочки.

По весне она цветет,

Праздник Пасхи к нам зовет. (верба).

3) Маленький рост,

Длинный хвост,

Собирает крошки,

Прячется от кошки (Воробей)

4) Умывается росой,

Крылья с желтой полосой.

Он наряден, а не гол –

Птица певчая – (Щегол).

В слове «роса» - безударная гласная в корне слова, оно не соответствует изученной орфограмме, в слове «рост» корень ударный.

Перед выполнением такого типа работы мы просим учеников еще раз обратиться к учебнику, внимательно прочесть правило.

У русского народа существует множество загадок. Они всегда образны, лаконичны, и в то же время очень содержательны. В них отражена наблюдательность людей над явлениями окружающей природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, и над самим человечеством в процессе труда. Поэтому умелое применение загадки на уроке русского языка – очень важный этап работы не только в мыслительном, но и в нравственном плане. Загадки активизируют мышление ребенка и помогают успешно решать задачи его всестороннего, гармоничного развития. Ведь загадки – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память ,развивающая интерес.

На дом ученикам даётся задание: Самостоятельно придумать загадки с изученной орфограммой или найти их в сборниках загадок.

При подобной форме работы можно использовать и другой жанр фольклора – пословицы и поговорки. Через них ученик достигает смысл жизни, делает нравственные выводы: «Что такое хорошо и что такое плохо». Мы предлагаем закончить пословицу, выбрав нужный вариант среди нескольких концовок. При этом в пословице отыскивается изучаемая орфограмма, объясняется правописание слова.

На уроках закрепления и систематизации изученного материала мы используем такой прием, как «музыкально-литературный диктант». Он поднимает урок на более высокий эмоциональный уровень. Материалом для такого диктанта служит аудиозапись русских народных песен, сказок и других форм устного народного творчества. Тематически объединенный с текстом, используемым на уроке, музыкально-литературный диктант выполняет эстетические функции, обостряет восприятие школьниками поставленной перед ними проблемы и «погружает» их в фольклорный текст.

Примером может служить использование на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» аудиозаписи свадебной народной песни «Вьюн» (песня, рожденная в Уральском крае).

Предлагаем ученикам послушать текст песни:

Вьюн над водой,

Ой, вьюн над водой расстилается,

Добрый молодец у ворот,

Ой, молодец у ворот дожидается.

Вынесли ему,

Ой, вынесли ему сундуки полные добра.

Это не мое,

Ой, это не мое – это честного шурина моего.

Вывели ему,

Ой, вывели ему ворона черна коня.

Это не мое,

Ой, это не мое – смелого деверя моего.

Вывели ему,

Ой, вывели ему милую свет Настасьюшку.

Это вот мое,

Ой, это вот мое, праведным богом суженое.

Задание: Записать текст в тетрадь, найти в нём имена прилагательные, определить их грамматические категории (род, число, падеж) и синтаксическую роль.

Подобный диктант мы проводим также и с творческим заданием. (Такой прием разработан методистом Т.А.Ладыженской (См. об этом (5; 31-38)).

При такой форме работы мы предлагаем текст песни, упомянутой выше, с выпущенными прилагательными, даем задание: ввести в текст подходящие по смыслу и стилю прилагательные и попытаться объяснить свой выбор. При этом подчеркиваем, что нужно подыскать такие слова, которые бы верно, правдиво и ярко нарисовали картину сватовства. Думается, что есть необходимость при работе с текстом выяснить лексическое значение слов «шурин», «деверь», «вороной конь». «Что стало с песней, когда мы вставили нужные прилагательные?» – Спрашиваем мы у детей. Школьники осознают, что текст стал намного богаче, содержательнее, красивее.

Следующий этап урока- прослушивание учениками текста песни в полном варианте.

Задание: оценить свой вариант текста и отметить, что для них было удачно, а что – не очень. Какие слова явились для вас открытием? – спрашиваем мы ребят. Такие диктанты, как правило, вызывают у учащихся большой интерес. Школьники на практике убеждаются в жизненной значимости тех знаний, которые они получают на уроках русского языка.

Поддерживает интерес к уроку и такая форма работы, как создание образов – ассоциаций к тексту или отдельному слову. (Ассоциация – связь, возникающая при определённых условиях между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями.(10;252))Это еще один удачный способ развития творческого мышления на уроке. После того, как все возможные ассоциации найдены, ученик пишет сочинение – рассуждение, используя при этом весь собранный при работе материал. Так ученикам 6 класса предлагался текст рекрутской песни:

Уж ты воля, моя воля,

Ты не знаешь моего горя,

Моё горе великое,

С горя ноженьки не ходят,

Со слёз глазушки не смотрят,

С плеч головушка валится.

Летел голубь, летел сизый,

- Расскажи ты, где мой милый?

- твой милый во неволе,

Во рекрутском наборе,

Он там днюет и ночует:

Поздно ляжет, рано встанет,

Ноженьки у него в кровь стёрлись,

Спинушка его сплошь в ранах. (18;59).

Обучение подбору нужных слов – это, по нашему мнению, наиболее трудоемкая часть работы по обогащению словарного запаса учащихся. Эта её особенность обусловлена сложностью стилистических умений и тем, что обучением охватываются дети 11-15 лет, речь которых в этот период, по мнению психологов, необразна. Преодолеть это помогаем мы, выводя детей на образные, «высокие» ассоциации. Ученики говорят о таких ассоциациях: голубь – почтовая птица, символ мира и жизни, война, одиночество, горе, судьба, счастье, вера, Ярославна из «Слова о полку Игореве», А.С.Пушкин – «Узник», былина «Добрыня Никитич в отъезде», К. Симонов – «Жди меня», художественный фильм «Пирл Харбор» - война, которая несёт человечеству только утраты и смерть, а люди хотят жить.

Одна из форм творческой работы, которую мы нередко используем на уроке с целью повышения интереса к русскому языку – это самостоятельное составление вопросов к тексту. Методику этой формы работы раскрывает методист – словесник Л.П.Доблаев (3; 91-110). Мы считаем, что достаточно трудное и важное дело – научить школьников самостоятельно составлять вопросы, учитывая языковые особенности текста, предлагаемого учителем. Мы учим школьников читать текст так, чтобы по ходу чтения они ставили перед собой вопросы, отражающие познавательную сущность текста, как в смысловом, так и в орфографическом, грамматическом, пунктуационном плане. И с их помощью осознавали логическую структуру текста, выделяя в нем главное. Цель такой работы – пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном, научить логически мыслить К.Д.Ушинский говорил, что «через слово можно ввести дитя в область духовной жизни народа» (1; 185). Этот принцип мы пытаемся претворить в наши уроки.

Примером может служить текст народной песни, исполняемый во время «Бабиной каши» - повивального обряда, при котором отец новорожденного должен был попробовать соленую и горькую «Бабину кашу», что было символом испытаний для отца. Эту песню мы предлагаем учащимся при изучении темы «Имя прилагательное»:

Будь богат и счастлив, Иванушка,

Удалой ты будешь молодец!

Уродился ты хорош, пригож,

Будешь счастливый, талантливый.

На работе –то ретивый да заботливый,

У родителей любимый да почётливый.

Красны девицы полюбят тебя,

А добры люди тебе позавидуют (18; 68).

Задание: Составить вопросы по данному тексту, включая разные разделы языкознания. Возможно, вопросы, заданные учениками, будут следующие:

Почему в словах «хорош», «пригож» отсутствует ь?

Найти в тексте прилагательные и определить их лексическое значение, грамматические признаки и синтаксическую роль;

Найти в тексте сложное предложение, в котором два простых соединены с помощью союза;

Найти однородные члены предложения;

Найти слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Найти слово, соответствующее схеме:

(уродился) и т.д.

Другим примером может послужить текст, предлагаемый нами учащимся 6 класса после изучения темы «Одна и две буквы –н- в суффиксах имен прилагательных»:

Во Казани, славном городе,

Во палатах белокаменных

Там полы-то все деревянные,

Столы новые, дубовые,

На столах-то скатерть браная,

За столами гости желанные.

Пьют, едят и прохлаждаются, сами собой восхваляются,

Только один из них не хвалится,

Что Иванушка свет Иванович.

«У меня, братцы, невестушка на приметушке,

Как походочка-то у нее павлиная,

Разговоры –то её лебединые,

А наречье-то серой утицы.

Лишь настанет час зорьки утренней,

Хочу глянуть в её глазки бездонные,

Целовать желаю её щечки румяные.

Помогите вы мне посвататься,

И настанет день торжественный. (18; 120).

В тексте песни собрано большое количество прилагательных с одной и двумя –н- в суффиксе, поэтому, мы можем удачно использовать данный материал в закреплении темы. Если в вопросах не будут фигурировать слова «браная», «торжественный», учителю следует обратить внимание на их происхождение (см об этом (14; 8-20).

Аналогичные вопросы может задать и учитель, но для развития самостоятельности учащихся значительно полезнее, если они сами выполняют работу, которая заставляет их управлять своими мыслительными процессами, учит творчеству и подготавливает к еще более сложной практической работе- проведению уроков-семинаров.

Активизируя интерес к уроку с помощью использования фольклорного текста, мы раскрываем перед учащимися богатство родного языка, многообразие выразительных средств, что вызывает у школьников чувство гордости и уважение к родной речи, повышает интерес к предмету.

Работа с текстом, включающим элементы различных стилей.

В качестве примера предлагаю работу с отрывком из повести Е. Гришковца «Реки»:

На полустанке стоял мужичок, довольно высокий, худой и сутулый дядька. На голове у него была какая-то светлая выгоревшая фуражечка, одет он был в светло-серую рубаху, с закатанными выше локтя рукавами, рубаха висела на нем навыпуск, ниже были видны коричневые брюки, и я не помню, что у него было на ногах. Но все чистое и поглаженное. На брюках даже виднелись стрелки. На досках ветхого полустанка у ног мужичка лежал большой холщовый мешок. Дядька курил папиросу и с любопытством, щурясь от дыма, рассматривал большой поезд дальнего следования, который явно случайно там остановился и был ему в диковинку.

Я лежал на своей верхней полке, высунулся в окно и разглядывал мужичка. Так же делали многие…

Дед, чем торгуешь? — спросил я, каким-то не особенно свойственным мне образом. Мне казалось, что так обратиться будет проще и как бы народнее, что ли.

Да ничем, сынок, — сначала пожал плечами, а потом ответил дядька — еду только торговать.

Так давай, садись, а то поезд уйдет! — сказал кто-то из другого окна.

Не-е-е, куда там! — ответил человек с полустанка. — Вы-то вон куда едете, а я в район на базар. Щас дизель подойдет, и поеду, — он говорил немного смущенно, но улыбался.

А чё в мешке-то, дед? — послышалось еще откуда-то. — Кота, небось, везешь продавать.

Лапти, ребята. Лапоточки, — услышали мы.

Покажи, а! — крикнул я.

Он нагнулся, медленно развязал мешок и достал пару настоящих лаптей с длинными плетеными вязками. Лапти были настоящие, такие, в каких Емеля ездил на своей печи, и даже еще более настоящие.

Ух ты! — восхитился я. — Продай, дед.

Да покупай на здоровье, только зачем они тебе?

Погоди, дед, — крикнул я. — Я сейчас.

Я соскочил с полки, схватил деньги и побежал к выходу из вагона.

Куда, куда? — закричала проводница в тамбуре. — Сейчас поедем уже.

Я мигом, мне надо, — крикнул я, проскочил мимо нее и спрыгнул на полустанок. — Ну дед, давай, сколько стоят твои лапти?

А какая у тебя нога?

Да какая разница, давай любые.

Погоди, погоди, сынок, — он внимательно посмотрел на мои ноги и полез в свой мешок. — Сейчас.

Дед, да давай любые уже, а то поезд уйдет, — торопил я.

А дамских у вас нету? — кричали наши девчонки из окна вагона и смеялись.

Вот, — наконец сказал дяденька, достал аккуратные лапти и протянул мне. — С тебя, сынок, (тут он сказал какую-то совсем маленькую цену, ну, например, три рубля, я не помню точно).

Отлично! — сказал я, представляя, как повешу эти лапти на стенку у себя в комнате. — Вот, держи, — и я протянул ему купюру (ну, например… десять).

Ой, у меня сдачи не будет, я еще не наторговал, — сказал тот в ответ.

Все, давай в вагон, зеленый дали, — крикнула мне проводница.

Я растерялся и не знал, что делать.

Возьми еще, — засуетился мужик — пригодятся, может быть.

Давай, бери весь мешок, — кричали мои приятели, — потом еще наваришься…

Да не надо, дед. Мне одной пары достаточно, — засмущался от всего этого шума я.

Так сдачи-то нету, — растерянно твердил дядька.

Да брось ты, — махнул рукой я, — ерунда.

Как это брось? Такие деньги! Мне не надо! — даже испуганно быстро ответил он.

Тут поезд лязгнул вагонами, натянулся и тронулся, я со своими лаптями добежал до подножки и вскочил на нее. Наш вагон был последним…

Да как же?! Возьми деньги, сынок! Лапти себе оставь, на здоровье, — услышал я и оглянулся. Дяденька быстро шагал по полустанку за медленно ускоряющимся вагоном. Он шел с протянутой рукой, в которой были деньги.

Отец, оставь себе! Все нормально! — крикнул я.

Он быстро дошел до конца полустанка, сбежал по ступенькам вниз и зашагал по земле все быстрее и быстрее, не опуская руки. Он смотрел мне в глаза. В этих глазах были смятение, стыд и непонимание. Поезд шел все быстрее. Он побежал, все не опуская руки. Потом стал отставать, но бежал.

Сынок, весь сенокос в них проходишь! — крикнул он, пробежал еще несколько шагов, остановился и медленно опустил руку. Я долго видел его, стоящим неподвижно

Как же мне потом было стыдно! Я даже ушел в туалет и коротко расплакался. Мне было тошно и не хватало воздуха от стыда. Как я мог так сделать?… Не ресторанному же халдею я оставил щедрые чаевые… Я ругал себя за ту манеру, с которой говорил с тем человеком, за то, что обращался к нему на «ты». Хотя было видно, что он этого даже не заметил, не обратил на это внимания.

Я терзался тогда от того, что прикоснулся к чему-то большому, и, как выяснилось, важному и не чужому мне… Но коснулся глупо, бессмысленно и пошло… Когда мы доехали к вечеру до какого-то большого города, я уже успел успокоится, поспать… (Е. Гришковец)

Работу с текстом можно провести в 7 классе при изучении темы «Наречие» .

Цель: закрепить знания о ранее изученных частях речи – имени прилагательном , причастии , а также только что изученном наречии; определить роль наречий в раскрытии главной мысли текста.

Уроку предшествует посещение школьного краеведческого музея, где находятся вещи, изготовленные руками наших односельчан, в том числе, и лапти.

После прочтения текста задаём школьникам вопросы:

- Какое впечатление произвёл на вас текст?

- Элементы каких стилей здесь присутствуют? (Разговорный, художественный, публицистический).

- С какой целью использует автор элементы каждого из стилей? (Чтобы раскрыть общий замысел отрывка - всё построено на антитезе: «маленький» человек с большой душой – душевная «пустота» окружающих.

- Озаглавьте отрывок, определите тему и главную мысль текста.(Этот вопрос, как правило, вызывает затруднение, и к нему необходимо вновь вернуться после обсуждения текста).

- Как характеризуют «мужичка» прилагательные и причастия в первом абзаце? (Он простой, бедный «трудяга», но чистый, светлый, чужих денег ему не надо).

- Есть ли разница в уменьшительно – ласкательных суффиксах, которые используют рассказчик и сам мужичок? (У рассказчика – пренебрежение, у мужика – истинная любовь).

- Он нагнулся, медленно развязал мешок и достал пару настоящих лаптей с длинными плетеными вязками. Лапти были настоящие, такие, в каких Емеля ездил на своей печи, и даже еще более настоящие.

Оправдано ли повторение слова «настоящие» трижды? Что несёт в себе это слово?

- Что включает в себя прилагательное «большому» в последнем абзаце?

- В тексте много наречий. Назови их.

- Давайте посмотрим, принимают ли наречия участие в выражении главной мысли текста. Сравни наречия, относящиеся к действиям героя, и характеризующие действия мужика. Какова их роль в тексте? (Они помогают раскрыть состояние героев, их душу ).

- Имеются ли в тексте степени сравнений наречий? Какие? Какую роль они выполняют!( Всё быстрее и быстрее – желание непременно, во что бы то ни стало отдать не принадлежащие ему деньги, здесь нарастание действия).

- Объясните правописание слова (не)подвижно.

- Давайте «выбросим» из предложений Я терзался тогда от того, что прикоснулся к чему-то большому, и, как выяснилось, важному и не чужому мне… Но коснулся глупо, бессмысленно и пошло все наречия. Что изменится? ( Мы не поймём, как автор относится к событию, которое только что произошло, не почувствуем боли, осуждения).

- Итак, наречия места, степени, образа действия помогли раскрыть главную мысль текста: современное общество давно утратило свои исконно русские человеческие ценности – честность, трудолюбие, порядочность, духовность, и лишь «маленький» человек из глубинки душой оказался гораздо выше горожан, ехавших в поезде. Трагедия в том, что этой высокой духовности никто из окружающих разглядеть не сумел.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение о вещах, увиденных в школьном краеведческом музее, и их хозяевах, используя наречия.

Рекомендации учителю: при проведении урока такого типа хорошим подспорьем будет служить учебное пособие для студентов и учителей Т.Е Ембулаевой «Анализ текста на уроках русского языка и развития речи» - Пермь, ПГПУ, 2006г.

Способы развития творческой активности на уроках русского

языка.

Наиболее эффективными для активизации познавательного интереса я считаю учебные задания, содержащее творческий компонент ,когда урок превращается в творческую мастерскую. Результатом такой работы становится создание книжек - малышек, составление в творческой форме кроссворда по пройденной теме, сочинение детьми дидактических сказок, стихов и наглядного материала по учебным темам. Если учитель регулярно использует в своей практике подобные задания, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия, а школьники на практике убеждаются в жизненной значимости тех знаний, которые они получают на уроках русского языка. Примеры:

1)Выпуск книжки-малышки. Работа по созданию одной из них шла на двух уровнях: вначале учащиеся составляли текст, а потом работали над его оформлением. Учащиеся 6 класса сочиняли «Сказку о первом снеге». Мотивация детей обеспечивалась тем, что они составляли сказку для младших детей. В конце первого урока ученики выходили к доске и знакомили товарищей со своей сказкой. После чтения сказки учитель провёл её краткое обсуждение: понравится ли сказка малышам, всё ли будет понятно? Как улучшить содержание и язык сказки? Что было особенно удачным? На втором уроке учащиеся работали над усовершенствованием текстов. Не воспроизводя всего процесса обучения, отметим лишь, что все, даже самые слабые ученики, справились с заданием и работали с интересом.

2) Составление письма. Грамотное и содержательное письмо – пытливый труд для учеников. В современной действительности, как выяснилось, они редко пользуются эпистолярным жанром. Поэтому учителю необходимо изловчиться в создании положительной мотивации, чтобы без принуждения заинтриговать учеников.: “Как часто мы пишем кому-нибудь простые письма?.. А знаете ли вы, что есть уголки на нашей планете, куда попросту не пролегает сеть сотовых телефонов и Интернета? Ну, скажем, страна Литературия, где живут герои произведений. Или страна Лукоморье, где обитают сказочные персонажи. Представляете, как тяжко им томиться, не ведая, что происходит в нашем тысячелетии! И как им, должно быть, приятно, если кто-то отзовётся да, к примеру, поздравит с Новым годом! Вспомним этих героев! Дети перечисляют: Леший, Водяной, Кикимора, баба Яга, Кощей Бессмертный, домовёнок Кузя. Давайте напишем им письмо, изобразим, как их представляем себе, попросим совершить для кого-нибудь доброе дело, а также поздравим их с Новым годом, заверив, что про них не забыли и ждём встречи с ними в сказках! Лучшие из писем, поверим, найдут своих адресатов, а также будут блестяще оценены! Как же правильно оформить письмо?”Так совместно с учениками, приходим к общим положениям о создании письма, закрепляем материал, на доске отображаем примерный план(пример такого урока и письма ребят см. в приложении).

3) Групповое сочинение. При закреплении темы «Правописание приставок ПРЕ – ПРИ» учащимся 6 класса было предложено составить рассказ из слов, начинающиеся на букву П, в котором будут использованы изученные приставки. Ученики были разделены на 3 группы по 5 человек и работали над сочинением совместно. После того, как рассказ был составлен, главный эксперт в каждой группе проверял грамотность написания, советуясь со всеми членами группы, и выставлял по обговорённым заранее критериям оценки каждому ученику из данной группы.

4) Мозговой штурм ( О технологии проведения см.(2;32 -37). Домашним заданием к уроку развития речи в 6 классе после изучения темы «Имя прилагательное» было: нарисовать рисунок на тему одной из пословиц о труде.

Задание :

1.Подобрать название к рисунку в виде пословицы.

2.Придумать к рисунку и записать, отметив главное слово, 5-6 словосочетаний сущ. + прил. Определить разряд прилагательного.

3.Подобрать 5-6 фразеологизмов, раскрывающих суть рисунка. Выбрать самый точный. Составить с его использованием небольшую поучительную историю (можно в стихах).

4.Придумать антонимы к фразеологизмам.

5) Заманчивое предложение для детей –создание рекламы соседу по парте, другу и т.д. Нужно проявить большую творческую смекалку, чтобы отобрать из ответов соседа, полученных из интервью, тот самый важный, из которого произойдёт на наших глазах рождение рекламы, умело создать к нему содержательный текст и представить на суд одноклассников.

 

Другой приём педагогической техники, способствующий активизации познавательного интереса школьников к уроку русского языка - перевод игры на творческий уровень. Примеры:

1) «Логическая цепочка». Соревнуются ученики 3-х команд, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Возьмём, к примеру, орфограмму «Безударные гласные в корне слова». Если участник-1 назовёт слово «трава», то участник-2 должен назвать слово на букву А, например «акула», следующий назовёт слово «абрикос», следующий – «сова» и т.д. Задание можно усложнить – оговорить количество букв в слове и т.д.

2) «Обстрел». Соревнуются соседи по парте, «обстреливая» друг друга словами на пройденную орфограмму, а затем проверяя работу своего соседа.

3) «Ярмарка орфограмм». В тексте, записанном на доске, вы можете «купить» множество различных орфограмм, но самая ценная покупка – последняя найденная орфограмма.

4) Театрализация. Ученикам предлагается выступить в роли постановщика спектакля и одновременно одного из актёров, которые обыгрывают какое –либо правило. Спектакль может быть кукольным.

Безусловно, на всех этапах урока ведущую роль в привитии интереса к предмету играет слово учителя. Учитель – это друг, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастник поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, как и для самих школьников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится допустить оплошность. Поэтому важнейшая задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке – обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Творческий характер должно иметь не только само задание, но и подход учителя к раскрытию темы. Примеры:

1)«Отсроченная догадка». Приступая к изучению темы «Пунктуация», учитель приводит известный исторический факт: Русской императрице Марии Фёдоровне удалось исправить резолюцию её супруга Александра -///, в которой было сказано : «Простить нельзя ,отправить в Сибирь». Узник был спасён. К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться, что сделала императрица для спасения узника ( это связано с изучаемой нами сегодня темой урока)? Ответ таков: она перенесла запятую на одно слово вперёд. Вот какой силой обладают знаки препинания при условии умелого их использования.

2)Урок по теме «Имя прилагательное» учитель начинает с вопроса : - Какая самая полезная пища осенью? - Фрукты и овощи, -отвечают дети. Далее идёт работа с этимологическим словарём (11 или 14), в ходе которой выясняется, что

- апельсин – в переводе с голландского означает «круглый», «китайское яблоко» (апель – яблоко, сина – Китай);

- огурец – в переводе с греческого «незрелый»;

- картофель – с итальянского «земляной клубень»;

- помидор – с латинского «золотое яблоко»;

- малина – о происхождении этого слова до сих пор ведётся спор. Одни лингвисты предполагают, что оно произошло от слова «малый», другие – от прилагательного «малиновый». Итак, тема нашего урока – «Имя прилагательное» (в ходе беседы по этимологии слов имена прилагательные были выписаны на доске).

3)Пользуясь таблицей «Продолжительность жизни без пищи при наличии воды (по Нагорному ), учитель начинает изучение темы «Имя числительное». Числительные (выборочно) выписываются на доску. При объяснении нового материала задаём проблемный вопрос: - Какое из записанных слов –лишнее? ( несколько - это не числительное ).

Человек

весом 70 кг 30 – 50 дней

Собака 60 дней

Петух 34 дня

Кролик

весом 2,5 кг 26 дней

Лошадь 24 дня

Кошка 18 дней

Мышь 5 – 7 дней

Лягушка до 1 года

Голубь (без воды) Смерть наступает на 6-ой день

Клещи и клопы несколько лет

Проходные рыбы 6 – 9 месяцев

 

Такой вход в тему будет гораздо эффективнее, чем традиционно – школьное вступление: - А теперь мы будем изучать новую важную тему…

Каждый наш урок – это испытание таланта, знаний, воли, совершенствование путей активизации познавательного интереса. Творческое развитие личности не заканчивается школой, этот процесс непрерывен. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения, и урок русского языка станет долгожданным , радостным событием.

Моя работа по развитию творческих способностей учащихся продолжается. И вам, коллеги, желаю богатого и ценного “урожая” в этом деле!

 

 

Библиографический список.

Литература по предмету:

Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся У-УШ классов. Сб.статей. Сост. М.Т.Баранов – М, «Просвещение» 1965 г.

Гин А. Приёмы педагогической техники – М.,2000г.

Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его восприятия – М, «Просвещение», 1982 г.

Ембулаева Т,Е, «Анализ текста на уроках русского языка и развития речи» - Пермь, ПГПУ, 2006г

Ладыженская Т.А. Активизация познавательной деятельности учащихся по русскому языку - Моск. гос. пед. ин-т. М., 1979г.

Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка – М, «Просвещение», 1983 г.

Методика преподавания русского языка в школе: Под ред. М.Т.Баранова – М, «Академия», 2000 г.

Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка – М, «Просвещение», 1986 г.

Пленкин Н.А. Всесторонний анализ слова как один из приемов обучения русскому языку – Журнал «Русский язык в школе» № 4, 1976 г.

Словарь современного русского языка , т.1–М., «Русский язык», 1981г.

Успенский Л. Почему не иначе? – м. «Учпедгиз», 1967 г.

Художественный текст под лингвистическим микроскопом – Журнал «Русский язык в школе» №№ 1-5, 1986 г.

Чернышов В.В. Русская загадка и ее использование при изучении синтаксиса в школе – Журнал «Русский язык в школе», № 5, 1991 г.

Шанский Н.М., Иванов В.В. Шанская Т.В. «Этимологический словарь русского языка» – М, 1975 г.

Материалы устного народного творчества:

Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество – Л, 1983 г.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды суеверия и поэзия – М. «Просвещение», 1989 г.

Коринфский А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа – М., «Московский рабочий» 1994 г.

Костаньян Н.Н. Курс народной словесности – Журнал «Литература в школе», №№ 1-5, 1990 г.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., «Просвещение».

Кистов К. Причитания – Л, 1960 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.