12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Поваляева Людмила Николаевна431
4

Методика обучения написанию сочинения: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЯМИ О МАЛОЙ РОДИНЕ

Поваляева Л. Н.

Липецкий муниципальный район Липецкой области,

МБОУ СОШ с.Хрущёвка им. Героя Российской Федерации О.А.Пешкова



Методика обучения написанию сочинения:

Из опыта работы над сочинениями о малой родине


В статье рассматривается проблема воспитания любви к малой родине на уроках литературы и уроках развития речи. Одним из средств такого воспитания является приобщение учащихся к изучению истории родного края и его культурному наследию. Представлены творческие работы учащихся.

Ключевые слова: воспитание, малая родина, письменная речь, жанр сочинения, изобразительно-выразительные средства.


«В настоящее время в педагогическом мире ни в каком кружке нет такого разногласия, как между преподавателями русской словесности. Они не могут единодушно согласиться ни в материале, ни в цели, не в способах преподавания. Само собою разумеется, что начальственные предписания строго держаться определённой программы и руководства не могут привести к соглашению. Они в состоянии привести всё к внешнему единству, но будет ли какая – либо польза от такого преподавания?» Эти слова написал Владимир Яковлевич Стоюнин, выдающийся педагог, методист и историк русской литературы в 1864 году в статье «О преподавании русской литературы»[2, с.49]. С тех пор много воды утекло. А споры продолжаются, то утихая, то разгораясь с новой силой. Таков уж «беспокойный» наш предмет – литература. Такова роль художественного слова в жизни общества.

Большое место в преподавании «беспокойного» предмета занимает обучение сочинениям. Часто в методических пособиях, в статьях, публикуемых в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», рассматриваются различные стороны сложной и трудоёмкой работы по развитию письменной речи. Учащиеся порой не могут самостоятельно сформулировать тему, не могут определить жанр своего сочинения. Обратимся к мнению Т.А. Колгановой, которая утверждает: « Сочинение, являясь школьным упражнением, считается творческой работой, потому что ученик в первую очередь создаёт свой текст. Написать любой текст вне жанра невозможно. Традиционное сочинение, по сути дела, представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя существует мнение, что школьное сочинение – это самостоятельный жанр. Если изучать литературу как искусство слова, то и сочинение, по всей видимости, можно писать в разных жанрах прозы. Наиболее приемлемыми для этого являются: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путешествие» [1, с.55].

Что огорчает учителя - словесника в работах учеников? Однообразие, отсутствие интереса к теме, неумение формулировать мысль, несамостоятельность суждений, неумение пользоваться историко-литературными знаниями в должной мере.

Данная статья отражает практический опыт работы учителя-словесника в школе. В своей работе стремлюсь к тому, чтобы учащиеся писали сочинения на материале жизненного опыта. Большое место занимают так называемые сочинения на свободную тему. Выбор жанра, сбор рабочих материалов, подбор цитат, повторение изобразительно-выразительных средств, анализ художественных текстов русских писателей – вот на что следует обратить внимание каждому преподавателю при подготовке к урокам развития речи.

Самые интересные сочинения читаем и анализируем вместе с ребятами в классе. Яркие и интересные работы отправляем в редакцию областной детской газеты «Золотой ключик».

Порой сочинения на свободную тему могут многое рассказать о духовном мире подростка, о его интересах, способностях и наклонностях. Сочинения помогают воспитывать любовь к природе, к людям, которые живут рядом, к истории родного края. Учителю-словеснику работа над сочинениями позволяет повышать общее развитие ребят, знакомить их с историческим прошлым, с жизнью замечательных людей.

О некоторых творческих работах, созданных учениками, хотелось бы рассказать. Среди разных жанров школьных сочинений описания природы вызывают определённые затруднения у учащихся. Пейзажи родного края не производят на детей особого впечатления. Дети не владеют образной речью, сочинения отличаются бедностью словаря.

Учителю-словеснику необходимо пробудить в ученике художника и научить видеть красоту вокруг себя, развивать наблюдательность. Организованные прогулки в парк, к речке Белый Колодезь, в лес помогают собрать необходимый материал. А чтобы сохранить все детали объектов наблюдений, следует в ходе экскурсии делать записи.

Конечно, при подготовке к сочинениям-описаниям необходима работа с текстами художественных произведений о природе. Чтобы пробудить интерес и любознательность учащихся к избранной теме, накануне написания сочинений о природе родного края можно провести конкурс чтецов. Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Бунина, С.А.Есенина и лирической прозы М.М.Пришвина заставляет представить красоту пейзажа, понять и оценить изобразительную мощь художественного слова. С интересом воспринимают учащиеся информацию о том, что имена А.Пушкина, М. Лермонтова, И. Бунина, М. Пришвина связаны с историей нашего края.

Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры – также следует повторить накануне работы над сочинением.

Результаты зависят от способностей учеников, от общего развития. Не всегда даже после проведённой работы сочинения получаются эмоциональными, самостоятельными и грамотными. Однако ни с чем нельзя сравнить счастье учителя, который замечает, что у его воспитанников появилось пристальное внимание к красоте родного края.

Приведу творческую работу на свободную тему.

Почему Белый Колодезь?

Неподалёку от наших домов, за огородами, спокойно и важно течёт река Белый Колодезь. Возле спуска к воде растут два высоченных тополя, похожих на ворота. Они как будто зовут в гости к этому восхитительному уголку природы.

Когда-то в этих местах жили другие люди и тоже наслаждались красотой и спокойствием реки. Легенда гласит, что название Белый Колодезь появилось из-за того, что вода течёт между пластами белой глины.

Нам нравится стоять на небольшом мостке, соединяющем два берега реки. Мы вглядываемся в воду и видим песчаное дно, по которому прыгают изумрудные лягушки. Кажется, что лягушки – это заколдованные царевны, ожидающие своих женихов со стрелами. А водоросли, колышущиеся от течения, напоминают танцующих балерин…

По берегам реки растут огромные деревья и кустарники. Они придают этому месту таинственность. А по одной из сторон много сухостоя и густых зарослей. Там живут бобры. Каждую весну они обновляют свои хатки. Очень интересно наблюдать за тем, как зверьки ведут строительные работы. В этом тоже есть тайна.

Давно, во времена Петра Первого, Белый Колодезь был глубокой, судоходной рекой. По ней сплавляли ядра, которые изготавливали на железоделательном заводе (сейчас на месте этого завода находится другой, сахарный завод).

Если пройти вдоль реки вверх, то попадёшь к роднику. Вода там чистая, холодная и очень-очень вкусная. Она совсем не похожа на ту, что льётся из крана. За ключевой водицей ходят все жители села, ведь она ещё и целебная!

Река Белый Колодезь – замечательное место, где можно уединиться от повседневной суеты, подумать о прошлом и настоящем и просто помечтать.

Таньшина Татьяна и Коля Жданов

Сочинения на свободную тему также предполагают написания в определённом жанре. Сказка – один из любимых жанров учащихся.

Сказка про Белый Колодезь

Давным - давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, царь Пётр приказал ковать корабли железные да лить ядра чугунные. В глубокой яме нашли рабочие руду, из которой плавят железо. И был среди царских работников – добрый молодец по имени Кузьма. Славился он в округе как искусный кузнец.

Полюбил Кузьма девицу-красавицу Дарьюшку. Хороша была девица: румяна, белолица, стройна, как берёзка. А всё потому, что умывалась Дарьюшка водою студёной да утиралась полотенцем белым. А вода та студёная бежала из родничка, что на горке. Легко бежит ручеёк, соединяется с такими же братьями водными. Поют, играют, журчат ручьи, только обогнать друг дружку никак не могут. Отражается в воде небо синее да облака белые. Тут из родничка и реченька появилась. Плывут по речке лебеди белые. Берут из речки воду хозяюшки, как из колодца черпают. Холодна водица, прозрачна. Вот и прозвали люди речку Белым Колодцем.

Только не стояла та речка у берегов, а текла и текла, и плыли по ней железные корабли царя Петра, а по берегам её селился трудовой люд. В честь Кузьмы Борина, сподвижника Петра Великого, появилось село Боринское, а ниже по реке Белоколоцкое.

До сих пор жива река Белый Колодец, всё так же, как в давние времена, отражаются в ней небо синее да облака белые. А люди с удовольствием пьют её холодную, как в колодце, родниковую воду. Вкусную - превкусную.

Киселёва Дарья

Писать сочинение на свободную тему и трудно, и легко. Хотелось бы, чтобы преподаватели литературы прислушались к совету автора учебников «Русская речь», Е.И.Никитиной, которая напоминает о том, что «ученический рассказ и сочинение в любом жанре – это всего лишь творческая работа учащегося, а не произведение зрелого Мастера». В школе мы учим и учимся.

Опыт показывает: какую бы творческую работу ни выполняли школьники, надо приучать их к самостоятельности, всячески поощрять творчество, развивать желание участвовать в различных конкурсах. Это поможет нам воспитать инициативных, деятельных людей, искренне любящих свою страну и свою малую родину. Воспитать Человека.

В заключение хотелось бы вновь процитировать Владимира Яковлевича Стоюнина: «Школа может правильно развиваться, может жить правильной жизнью лишь при единственном условии – если она служит делу воспитания человека. А поскольку в действительной жизни человек является гражданином своего народа и деятелем в обществе, то школа должна, воспитывая человека, воспитывать и гражданина. Гражданин не должен уничтожать человека, ни человек – гражданина».


Литература


Калганова Т.А.О выпускном сочинении в 11 классе// Литература в школе.- 1996.- № 2. - С.55

Стоюнин В.Я. Литературные беседы/ Стоюнин В.Я.// Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум.- Москва,- 2003.- С.49-51


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.