12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорова Татьяна Николаевна20

«МИЛОСЕРДИЕ

И

СОСТРАДАНИЕ»


Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»»













Московская область

г.о.Зарайск

«Авдеевская средняя школа»

2020 год



Цель:

- создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»;

- для осмысления этих понятий выяснить, какими же качествами должен обладать милосердный и сострадательный человек?

- освоение данных понятий на новом для учащихся материале;

- воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи:

обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание», «волонтер», «сестры милосердия»; «Международное движение Красный Крест и Красный полумесяц» «благотворительность», научить понимать христианское значение слова «ближний»;

развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к окружающему;

воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Планируемые результаты (УУД):

предметные: формировать представления учащихся о милосердии и сострадании, формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основы человеческих отношений. Показать истинное значение и суть милосердия и сострадания;

метапредметные: формировать умение ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность.

Формирование УУД:

личностные: нравственно - этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; умение высказывать свою точку зрения, выражать положительное отношение, к процессу познания, уметь проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;

познавательные: учебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели); постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, волонтер, сестра милосердия, благотворительность, «Международное движение Красного Креста и Красного», любовь к окружающим, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, парах, фронтальная, работа с иллюстративным материалом, работа с притчами, самостоятельная работа с источником информации, работа с пословицами.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;

- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;

- познакомятся с притчей о добром самарянине;

- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

Оборудование:

- А.В. Кураев «Основы православной культуры» / учебник для общеобразовательных учреждений/ Москва Просвещение 2016 г.;

- презентация;

- аудиозапись «Притча о милосердном самарянине»;

- раздаточный материал «Угадай слово»;

- раздаточный материал для работы в группах;

- раздаточный материал «Расшифруй фразу»;

- толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;

- памятка- задания для работы в группах;

- мультфильм «Просто так!»




Ход урока:

1.Организационный момент.

«Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняюсь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра».

- Пожелаем друг другу добра, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.


Проверка домашнего задания.

- Скажите, как называлась тема прошлого урока?

- Что такое заповеди?

- На какие 2 группы можно разделить эти заповеди? (4 заповеди - об отношении человека с Богом, 6 заповедей - об отношениях людей между собой)

- Давайте вспомним заповеди по вашим рисункам, которые вы нарисовали дома. Я буду показывать вам рисунок, а вы называете заповедь. (учитель показывает рисунки, а дети называют заповеди.)

- Вы все молодцы!

- Для чего Бог дал людям заповеди?

- Заповеди учат различать добро от зла. Выполнение заповедей дает человеку душевный покой, приближает его к Богу. Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал: «ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!»

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)


3. Актуализация знаний учащихся.

- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей?

- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос? (ответы детей)

- Чтобы узнать, что ответил Иисус Христос, расшифруйте слова, которые сказал Иисус Христос, обращаясь к своим ученикам. (работа в парах) [1]

- Как вы поняли слова Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»?

- Как вы понимаете, кто такой «ближний»? (ответы детей)

- Точный ответ на этот вопрос мы найдем, прослушав притчу «О добром самарянине» и узнаем, кто был более близок к ответу? (дети слушают аудиозапись)

- Как вы поняли притчу? (ответы детей)

- Кого мы называем «ближним»? (ответы детей)

- Ближний - это тот, который не оставит тебя в беде и тот, кому нужна помощь.

- Полюбить ближнего - это легко или трудно?

- Что нужно делать, чтобы полюбить ближнего? (делать добрые дела)

- «Когда мы делаем добрые дела людям, они перестают быть для нас безразличными, перестают быть для нас далекими. Они становятся близкими нам. И чем больше мы делаем этих добрых дел, тем сильнее любовь в нашем сердце», - сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


4. Работа над новым материалом.

- Рассмотрите иллюстрации. [2]

- Вам знакомы герои рассказов и сказок? (ответы детей)

- Что объединяет всех этих героев? (ответы детей)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей)

- В этом вам поможет задание: «Соберите из букв слова и узнаете тему урока». (коллективная работа)

«МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ». [3]

- Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели узнать на уроке? (ответы детей)

- На какие вопросы вы бы хотели ответить? (ответы детей)

- Какие цели и задачи поставим перед собой? (ответы детей, учитель добавляет).

- Чтобы ответить на поставленные вопросы, …

«Мы сегодня построим дом!

Милосердие жить будет в нем!

Проявляя милосердие к другим,

Мы совесть, душу сохраним.

Пусть зажжется Рождественская звезда,

Пусть к нам приходит любовь всегда!

Мы милосердие будем проявлять,

В этом нам поможет Божья благодать!»

- Ответы, на поставленные вами вопросы, вы будете находить сами, работая в группах. (работа в группах)

- Каждая группа будет работать по определенной теме, находить нужную информацию, анализировать и делать вывод. На работу в каждой группе отводится 10 минут. Задание у вас на столах.

- С чего начинается постройка дома? (фундамент на доске) [4]

- От того каким крепким будет фундамент, таким и крепким будет наш ДОМ ПОЗНАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ.


Задание для 1 группы.

Работа со толковым словарём С. И. Ожегова.

- Дать точное определение словам:

МИЛОСЕРДИЕ - ЭТО… СОСТРАДАНИЕ - ЭТО …

2. Найдите слова-синонимы к словам милосердие и сострадание, заложите фундамент. (дети приклеивают карточки со словами) [5]


Задание для 2 группы «ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ».

Дела милосердия: «Как? Кому? Почему? Дела милосердия нужно творить…»

- Выберете правильные утверждения и постройте стены дома. [6]


Задание для 3 группы «ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ».

Милостыня.

Работа по учебнику с. 65:

- прочитать, дать определение милостынь - это…;

- краткое сообщение по теме милостыня на примере притчи об Ульяне Муромской.


5. Осмысление новых знаний.

- Заслушаем выступление каждой группы и увидим, какой же ДОМ ПОЗНАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ у нас получится. (дети и учитель слушают выступление каждой группы, обсуждают, дополняют, анализируют, делают вывод)

- Милосердие – это доброта и мудрость, слияние чувства и поступка. Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Милосердие - традиционная черта россиян.

- Какими важными качествами должен обладать милосердный человек? (ответы детей)

- Чем близки эти слова? (ответы детей)

- Чем отличаются?

- Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде.

- Кто больше всего нуждается в нашем милосердии и сострадании? (ответы детей)

- Считаете ли вы себя милосердным? Сострадающим? Докажите.


2) Выставка рисунков. (дети выходят со своими работами, прикрепляют на доску и рассказывают о своем рисунке, поступке и т.д.)


3) Чтение стихотворения учеником.

- Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

- Прочитайте слова, пожалуйста, которые вы видите доске. [7]

4) Рассказы детей:

о волонтерах; [8]

о сестрах милосердия; [9]

- Какая связь между сёстрами милосердия и врачами «Скорой помощи»?

- В чём отличие? (ответы детей)

о благотворительности; [10]

о Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца. [11]

(дети, которые подготовили сообщения, приклеивают карточки со словами «Дела Милосердия»)


6. Физминутка. Игра «Топаем – хлопаем».

- Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.


7. Закрепление новых знаний.

- Как же называется дом, который мы сегодня построили? (ДОМ ПОЗНАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ) [12]

- Сегодня на уроке мы много говорили о милосердии и сострадании, услышали ваши мнения и рассуждения, увидели ваши творческие работы и послушали, какие вы делали добрые дела. Но сколько ни говори о милосердии - это лишь мысленное представление до тех пор, пока оно не реализовано будет в добрых делах.

Игра «Собери пословицы». (коллективная работа) [13]

- Прочитайте пословицы, которые у вас получились.

- Чему научили вас пословицы? (ответы детей)

- Какие из данных пословиц вам больше понравились? Почему? (ответы детей)

- Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»


- Посмотрите, какой дом у нас получился! Чего не хватает? (крыша). [14]

- А теперь каждый из вас самостоятельно должен помочь нам достроить дом. Для этого каждому на карточке кратко записать главное, чему вы научились сегодня на уроке. (дети пишут на карточках свои мысли по теме: «Я буду…) [15]

- Кто готов рассказать, что стало для вас важным после нашей встречи и что вы, надеюсь, будете дарить другим просто так! (дети читают свои мини - сочинения и прикрепляют карточки на крышу дома)


8. Просмотр мультфильма «Просто так!»


9. Задание на дом (по выбору):

а) подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания в вашей семье;

б) найти и прочитать притчи, рассказы, стихи о милосердии и сострадании;

в) прочитать и ответить на вопросы в учебнике с. 61-66.


11. Рефлексия

- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил» [16], которые вы прочитаете сегодня вечером вместе с родителями и частичку своего сердца. (шарики в форме сердца)






Приложение 1



в - 9, о - 16, з - 4, л - 11, ю - 14, б - 6, и - 7,

ж - 10, н -1, е -8, г - 3, к - 12, а - 13, с - 5, м - 15, я -12


9

16

4

11

14

6

7










6

11

7

10

1

8

3

16











12

13

12






5

13

15

16

3

16









5

8

6

12











Приложение 2



t1598511085aa.jpgt1598511085ab.jpg





t1598511085ac.jpgt1598511085ad.jpg





t1598511085ae.jpg t1598511085af.jpg



Приложение 3

3 6 1 5 2 4 7 8

М О Л И С Р Е Д

3

5

1

6

2

7

4

8

5

7













5 8 7 4 1 3 9 6 2

С Р И Т О Д А Н Е

5

1

5

4

8

9

3

9

6

7

2
















Приложение 4

t1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gift1598511085ag.gif















Приложение 5

СЧАСТЬЕ

РАДОСТЬ

БЛАГОДАТЬ

ДОВЕРИЕ




МИЛОСЕРДИЕ



ЛЮБОВЬ



СОСТРАДАНИЕ





ЗЛОСТЬ

ДОБРОТА



ГРУБОСТЬ





ОБМАН





СОВЕСТЬ



ОБИДА

ЖАЛОСТЬ





ИСКРЕННОСТЬ

ЗАВИСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО





нежность

ПОМОЩЬ

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ







ГОРДОСТЬ



БЕСКОРЫСТИЕ



МИЛЫЙ





П

с чистой совестью

риложение 6

делать всем, кто нуждается в твоей помощи

с чистым сердцем

дела милосердия спасают всех

кому оказывается милость



наше сердце испытывает радость



твоя душа стала светлее



добро ты принёс самому себе

добро на добро



ты мне, я тебе

творить всем, кто нуждается в твоей помощи (т.е. ближним)

подать милостыню





получить выгоду

дать в обмен на что- то



с любовью

наше сердце испытывает радость



















ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ

































Приложение 7



ВОЛОНТЁР

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ



Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца







Приложение 8

О волонтерах

Слово волонтёр пришло из латинского языка, означает «доброволец», «желающий». «В сердцах волонтёров собраны идеалы служения, солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше», сказал Кофи Анан, генеральный секретарь ООН. Один из основных принципов волонтерства- щедро делиться энергией и любовью к жизни с окружающими, это особый вид деятельности. Добровольцы помогают другим людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, животным, природе. Наш класс принимал участие в акции «Ладошка Добра», «День Добрых Дел», «Подари улыбку другу», «Птичьи столовые», «Посади лес», «Белый цветок», сбор макулатуры и многое другое.



Приложение 9

О сестрах милосердия

Сестры милосердия - лица, добровольно посвятившие себя безвозмездному уходу за больными и ранеными, инвалидах. Помощь они оказывают безвозмездно, с широкой душой и открытым сердцем, которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи. Например, сестра милосердия Екатерина Михайловна Бакунина. Её жизненный девиз звучал так: «С именем Бога - все для людей!»

В России орден сестёр милосердия основала Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Через четыре года после гибели мужа Елизавета Федоровна продала свое имущество и драгоценности, отдав в казну ту часть, которая принадлежала дому Романовых, а на вырученные деньги основала в Москве Марфо- Мариинскую обитель милосердия. Всю свою жизнь посвятила Великая княгиня делам милосердия. «Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним», - писала Елизавета Федоровна императору Николаю II. Когда началась Первая мировая война, Великая княгиня Елизавета Федоровна вместе с сестрами помогала фронту, русским воинам. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. По ее примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. Какую добродетель Елизавета Федоровна почитала большей? Милосердие. Причем, во всяком самомалейшем его проявлении. Милосердной она была до последних минут своей светлой жизни.

В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви Великая княгиня Елизавета причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы мы празднуем в день ее мученической смерти - 18 июля.



Приложение 10

О благотворительности

Помогать людям, делиться тем, что имеешь, - главная черта благотворителей. Помнит и наша Зарайская земля славных меценатов. Например, Бахрушиных, которые многое сделали для своей малой родины. Так, в 1914 году, на средства купца Алексея Александровича Бахрушина выстроено здание городской больницы. Спустя годы здесь обосновался социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Он постоянно привлекает к себе творящих добро людей, желающих помочь его воспитанникам, которые по тем или иным причинам попали в трудную жизненную ситуацию.





Приложение 11

О Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца

(также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) - международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.  Движение считает своей главной целью: «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле», пострадавшим в вооруженных столкновениях и конфликтах. Также в поле их деятельности входит посещение осужденных и военнопленных, уход за ранеными, восстановление связей в разлученных семьях, оказание помощи жертвам конфликтов, обеспечение защиты гражданского населения, координация усилий служб розыска. Кроме того, Красный Крест и его Комитеты оказывают медицинскую помощь в самых «горячих точках» планеты, занимаются доставкой, распределением гуманитарной помощи, а также обеспечением лагерей беженцев в районах стихийных бедствий и вооруженных конфликтов.



Приложение 12



t1598511085ah.gif





t1598511085ai.gif



ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ





t1598511085aj.gif





рисунки детей





благотворительность



Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца



сестры милосердия

волонтер











t1598511085ak.gif



















Приложение 13

Кто любит добрые дела,                   будешь и сам без беды.

Делай другим добро –                            тому и жизнь мила.

Доброе слово человеку,                       а злое калечит.

Доброе слово лечит,                            что дождь в засуху.

Добро помни, а                                   зло забывай.

За добро                                               добра не делает никому.

Худо тому, кто                                    добром платим.



Приложение 14

ДОМ ПОЗНАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ

Я БУДУ…













t1598511085ah.gif





t1598511085ai.gif



ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ





t1598511085aj.gif





рисунки детей





благотворительность



Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца



сестра милосердия

волонтер








t1598511085al.gif








Приложение 15

Я буду стараться в жизни быть___________________________ ,

творить_______________________________________________ ,

всем, кто_____________________________________________ ,

спасая и радуя ________________________________________ .



Приложение 16

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.


1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь приходить на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.





Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 27.08.20 в 10:43 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень нужный материал...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.