12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баснина Виктория Леонидовна40
Россия, Архангельская обл., Коряжма

Тема урока: Морфологический разбор имени существительного.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: познакомить с порядком разбора имени существительного; расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов, формировать у учащихся умение реализовывать новые способы действия.

Задачи урока: создать условия для морфологического разбора существительного, повторить ранее изученный материал; развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально; воспитывать интерес к предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения.

Формируемые УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по сложности заданиями.

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.


Этап урока

Виды организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

I.Самоопределение.

Словесное приветствие

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.


Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Познавательные:

настрой на познавательную деятельность.

Регулятивные:

организация рабочего мест.

Организовать детей.


Проверить готовность к уроку.


II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Тест (индивидуально)

Предлагает выполнить тест с последующей взаимопроверкой.

См. Приложение 1

Самостоятельно выполняют тест. Затем обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга.

Коммуникативные:

поиск и выбор информации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


Актуализировать знания детей об имени существительном.

Организовать индивидуальную работу обучающихся с последующей взаимопроверкой.

III. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Формулирование темы и цели урока. (фронтально)

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и целей урока.

Размышляют.


Отвечают на вопросы.


Формулируют тему и цели урока.


Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Познавательные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий.


Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в обобщении и систематизации знаний, повторении материала.

IV. Реализация построенной стратегии.

Работа в группах.

1 группа:

Собственные-нарицательные имена существительные.


2 группа:

Одушевленные-неодушевленные имена существительные.


3 группа: Категория рода.


4 группа:

Категория числа.


5 группа:

Категория падежа.


6 группа:

Тип склонения.


Организует работу в группах. Раздает задания, инструкции.

См. Приложение 2.

Работают в группах.

Ищут наиболее эффективные подходы  и способы достижения результата.  Работают с учебной информацией, оформляют результаты своей деятельности, выбирая способы оформления.  




Личностные:

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению и совместной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные:

-воспроизводить информацию в удобной для себя форме.


Организовать работу в группах.

Развивать речь детей.

V. Представление образовательного продукта.


Монологические высказывания; учебный диалог.

Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы.

Обеспечивает целостное восприятие изучаемого объекта.


Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.


Регулятивные:

умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: 

строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные:

 воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.


Способствовать формированию целостного представления об изучаемом объекте.

Развивать речь учащихся. 

VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи

1) Выборочная работа.

Фронтальная проверка.













2) Упражнение «Найди слово».

Работа в парах.

Взаимопроверка.







3) Работа с учебником

(часть 2, стр. 21)


Организует выборочную работу с текстом. Раздает задания, инструкции. Предлагает выписать из текста имена существительные собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, женского, мужского, среднего рода и т.д.

Организует фронтальную проверку.

См. Приложение 3.


Организует выборочную работу с текстом. Предлагает выписать из текста имена существительные по их грамматическим признакам. Организует взаимопроверку.

См. Приложение 3.


Организует работу с учебником: предлагает ознакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного.


Работают с текстом: выписывают имена существительные собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, женского, мужского, среднего рода и т.д.

Знакомят с результатами совей работы.















Работают с учебником: знакомятся с порядком морфологического разбора имени существительного.


Личностные:

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы

Коммуникативные:

- точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;

- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.




















Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.


Организовать индивидуальную работу обучающихся с последующей проверкой.











Организовать работу в парах с последующей взаимопроверкой.







Организовать работу с учебником.

VII. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Упражнение «Лови ошибку»

Организует самостоятельную работу с последующей проверкой по эталону. Раздает задания, инструкции. Предлагает найти ошибки в морфологическом разборе имени существительного.

Выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой по эталону.

Организовать самостоятельную работу.

Способствовать формированию целостного представления об изучаемом объекте.


VIII. Самоконтроль и самооценка.

Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор существительного» с последующим самоконтролем и самооценкой.

Организует самостоятельную работу: предлагает выполнить морфологический разбор 3-х существительных с последующим самоконтролем и самооценкой.

Предлагает провести сравнение результатов с нормой, эталоном, дает критерии  для самостоятельного оценивания.

Организует самопроверку обучающимися своей работы.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

См. Приложение 3.

Выполняют самостоятельную работу.

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят самопроверку и самооценивание.


Личностные:

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы;

осуществлять самоконтроль.


Организовать самостоятельную работу.

Обучить способам контроля и самооценки деятельности.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

Прием «Утверждение».

Организует  рефлексию учебной деятельности.

Предлагает выбрать верное утверждение:

- Я сам не смог справиться с затруднением;

- У меня не было затруднений;

- Я только слушал предложения других;

- Я выдвигал идеи…

Выбирают верное утверждение.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Организовать рефлексию учебной деятельности.

Х. Домашнее задание.


Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся.

Выбирают задание по желанию.

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Предоставить право выбора домашнего задания.

Приложение 1.

Тест

1. Укажите неверное утверждение

А) имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Б) имена существительные называют разнообразные предметы
В) в предложении имя существительное не может быть дополнением
Г) одушевленные имена существительные отвечают на вопрос 
кто?


2. Укажите, как изменяются имена существительные:

А) по числам и падежам

Б) по лицам и числам

В) по числам, родам и падежам

Г) по падежам и лицам.


3. В каком ряду все слова только имена существительные?
А) работа, стройка, строители, рассказать.
Б) плавание, лестница, представление, удачливый.
В) бегство, сожаление, представление, чувство.
Г) соревноваться, состязание, настроиться, представиться.


4. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевленные:

А) сапог, кошка
Б) цветы, воробей
В) женщина, врач
Г) дверь, сосна.


5.Укажите ряд, в котором перечислены только собственные имена существительные:

А) Россия, Бородино, Байкал.

Б) россияне, «Известия», Урал.

В) Русь, страна, Родина

Г) Пушкин, Отечество, село.


6. Укажите ряд, в котором все имена существительные 3-го склонения:

А) сирень, ночь
Б) дверь, зверь
В) бандероль, зверь
Г) лазурь, женщина


7. Чем, как правило, является в предложении существительное?

А) подлежащим

Б) определением

В) сказуемым

Г) не является членом предложения.

Приложение 2.

Работа в группах (примерные вопросы и задания)

Группа 1: собственные-нарицательные имена существительные.

- Какие имена существительные называются собственными?

- Какие нарицательными?

- Приведите примеры.

- Как пишутся имена собственные?


Группа 2: одушевленные-неодушевленные имена существительные.

- Расскажите, какие существительные называются одушевленными.

- Неодушевленными?

- Приведите примеры.

- Ромашка, береза, тополь, тюльпан, незабудки – это существительные одушевленные? Почему?


Группа 3: категория рода.

- Расскажите о роде имен существительных.

- Род – это постоянный признак или нет? Аргументируйте.

- Как определить род существительного?

- Расскажите о существительных, род которых можно определить только в контексте.

- Приведите примеры.


Группа 4: категория числа.

- Имена существительные изменяются по числам. Расскажите об этом.

- Приведите примеры существительных, имеющих форму только единственного числа.

- Приведите примеры существительных, имеющих форму только множественного числа.

- В чем особенность существительных, которые имеют форму только множественного числа?

- Изменяются ли такие существительные по падежам?

Группа 5: категория падежа.

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их.

- Какие падежи называются косвенными?

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

- Приведите примеры существительных, которые не изменяются по падежам.

- Почему подобные существительные не изменяются по падежам?


Группа 6: тип склонения.

- Сколько типов склонения в русском языке?

- Какие существительные относятся к каждому типу склонения?

- Приведите примеры.

Приложение 3.

Текст

Прошла буря3. Под камышом3 подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев3. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Но товарищем друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялся весь народ посёлка.

Колпица - птица средних размеров, похожая на цаплю, с длинными ногами и шеей.

Упражнение «Найди слово».

Выпишите из текста:

1) имена существительные собственные;

2) имена существительные нарицательные (3 примера);

3) имена существительные одушевленные (3 примера);

4) имена существительные неодушевленные (3 примера);

5) имена существительные мужского рода (3 примера);

6) имена существительные женского рода (3 примера);

7) имена существительные среднего рода;

8) имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Упражнение «Лови ошибку»

Приближалась (к кому?) к хозяйке – имя существительное, обозначает предмет.

Н.ф. – хозяйка.

Пост. – собств., одушевл., жен. р., 3 скл.

Неповт. – в Тв. п., множ. ч.

Приближалась (к кому?) к хозяйке.

Самостоятельная работа

Выполните морфологический разбор существительных:

- буря;

- под камышом;

- питомцев.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.