12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лариса Егоровна417 Россия, Чувашская респ., Чебоксары Материал размещён в группе «Мое хобби» |
Статья «На что похожи цифры?»
На что похожи цифры?
Изучая тему «цифры», дошкольники знакомятся с историей их возникновения, « путешествуют» по древним Азии и Индии, учатся считать с помощью узелков и специальных палочек. А еще они создают собственные книги и участвуют в постановках Театра цифр
Лариса Васильева, воспитатель, МБДОУ ЦРР - детский сад 178, г. Чебоксары
После посещения библиотеки у моих воспитанников появилось желание познакомиться с историей цифр. Свою работу я начала с вопроса: «Какие знаки, символы, обозначения одинаковы в разных странах?». Дети вспоминали дорожные знаки, некоторые жесты приветствия и прощания, буквы, цифры... Я рассказала о том, что буквы во многих странах различаются, показала это на примерах. Последовал вопрос: «Различаются ли цифры, которые мы видим в международных аэропортах, магазинах, кафе? Мы пришли к выводу, что цифры в большинстве стран одинаковые, и тут у детей возник интерес: «А какова история их происхождения?» Так появился проект «Волшебная история цифр».
На занятиях по математике определенное время я отводила работе над проектом. Вводная часть одного из занятий была посвящена обсуждению: «Для чего нужно считать?» « Как считали древние при помощи пальцев рук и ног?» В основной части занятия я предложила детям совершить путешествие в историю, чтобы оказаться в гостях у шумеров - народа, который изобрел счет и его запись. Дети постарались повторить процесс шумерского письма. Делали лепешки из пластилина и выдавливали на их поверхности вертикальные палочки. При этом число 10 обозначали горизонтальной палочкой. Следующий этап работы предполагал знакомство со счетом узелками, который был распространен у индейцев и народов Древней Азии. Сначала мы нашли на карте эти страны. Затем попробовали посчитать древним способом, но поняли, что это долго и неудобно. Обсуждая тему «Цифра – знак», мы вернулись в Древнюю Индию, ведь именно там для каждой цифры был изобретен свой знак. О том, как выглядели т знаки, дети узнали благодаря образцу. Дошкольники попробовали изобразить такие знаки и соответствующие им цифры. Через некоторое время я рассказала о том, как арабы овладели умением записывать и читать числа с помощью цифр и обучили этому других. Что у них получилось и как стали выглядеть цифры, дети увидели на очередном образце. «Это и есть те цифры, которым знаем!» - обрадовались ребята и попробовали их написать. И опять возник вопрос: «А как появились арабские цифры у нас?» Я предложила вспомнить и изобразить некоторые древние буквы, рассказала про обозначение чисел буквами. Показала образец соответствия буквы цифре. Некоторые дети стали выводить слова древними буквами. Интересно, что дошкольники задумались над тем, как люди понимали, что написано: слово или число. Тогда я рассказала им о специальном значке, который ставился над буквой и переводил ее в число. Чтобы поддержать интерес детей к теме проекта, я не только давала новые сведения о цифрах, но и пыталась стимулировать их любознательность. Так, на вопрос о том, какими еще цифрами пользуются люди в настоящее время, один мальчик назвал римские. И дети сразу стали вспоминать, где они встречали эти цифры (разные виды часов, книги). Слушая историю возникновения римских цифр, ребята были очень удивлены, что те древнее, чем арабские. Девочки и мальчики с одинаковой увлеченностью писали римские цифры, соотносили их с арабскими. Эта работа навела меня на мысль придумать игру «Подбери к римской цифре арабскую (и наоборот)». Потом мы стали моделировать цифры из палочек. По инициативе детей появилась новая игра: участникам предлагалось выложить римскую цифру, например II. По словесному сигналу ведущего: «Раз, два три, цифру II в цифру I (или III) преврати!» - дети, убирая или добавляя палочки, превращали одну римскую цифру в другую.