12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васюта Наталья Сергеевна83
Россия, Санкт-Петербург
5

НОД по речевому развитию на тему "Семья" с использованием ИКТ

Интегрированное занятие

по речевому развитию на тему «Семья»

с использованием ИКТ «SMART»

и здоровьесберегающей технологии «Физкультминутка»

для детей старшего дошкольного возраста


Цель: Расширение семантического поля слова «СЕМЬЯ».

Задачи:

Образовательные. Обогащение словаря словами-предметами (дом, родители, родственники и т.д.), словами-признаками (родные, любимые, взрослые и т.д.), словами-действиями (жить, заботиться, помогать и т.д.). Уточнение и активизация семантического поля слова «семья» словами-предметами (называние объектов, предметов, подбор многозначных слов, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением), словами-признаками (подбор однородных определений, антонимов), словами-действиями; расширение валентностей слов. Обобщение представлений о семье, родственных связях, родословной.

Развивающие. Развитие общих речевых навыков: умения строить диалог, развитие просодической стороны речи (сила голоса, высота). Развитие психологической основы речи: вербальной памяти, произвольного внимания, слухового восприятия, наглядно-образного и логического мышления, воображения, общей, мелкой и мимической моторики. Развитие ориентировки в пространстве, закрепление знания предлогов.

Воспитательные. Воспитание интереса к родному слову, навыков самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослым.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родным и близким людям.

Оборудование. Презентация «Семья», фотоальбом, разрезные картинки.


Ход занятия:


1. Организационный момент. Введение в тему занятия. Уточнение лексического значения ядерного слова «Семья»

Педагог:

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, на столе лежат ваши фотографии. Возьмите их в руки и посмотрите что написано с другой стороны?

Дети:

Отвечают буква «Я»

Педагог:

Правильно, это буква «Я». Давайте теперь сложим их на столе и посчитаем, сколько всего получилось букв «Я»?

Дети:

Дети раскладывают карточки на столе и считают их (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь).

Педагог:

Правильно! У нас получилось семь букв «Я».

Карточка с цифрой 7 кладется рядом с буквой «Я»

Получилось 7 Я. На какое слово похоже?

Дети:

На слово – семья

Педагог:

Верно! А вы семья?

Дети:

Ответы детей.

Педагог:

А что же значит слово «семья»?

Дети:

Ответы детей.

Педагог:

Семья – это все родственники, это близкие, родные люди, сегодня мы с вами поговорим о семье.

Как вы думаете, зачем нужна семья?

Дети:

Семья нужна, чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботиться о старших.

Педагог:

Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботиться о старших.


(слайд №2)

Сегодня мой знакомый мальчик Федя пригласил нас к себе в гости. Живёт он в этом красивом доме.

(Наводим на верхнее окошко, там появляется Федя).

Федя живет в этом доме не один, а со своей семьей, а чтобы узнать, с кем именно, давайте отгадаем загадки и пригласим всех в дом (Сначала загадываем загадки, затем вызываем ребенка и просим передвинуть портрет на окошко).


1. Перед сном, надев пижаму,

Почитать мы просим …(маму)

Дети:

Называют ответ.

Педагог предлагает проводить маму в дом, ребенок передвигает портрет мамы в окошко.

Педагог:

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый… (папа)

Дети:

Назвав ответ, ребенок передвигает портрет папы в окошко.

Педагог:

3. Скажите, почему мой друг

Спит без подушки, ест без рук,

Зимой без валенок гуляет

А если рад – хвостом виляет? (собака)

Дети:

Назвав ответ, ребенок передвигает собаку в окошко.

Педагог:

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый…(дед)

Дети:

Назвав ответ, ребенок передвигает портрет дедушки в окошко.

Педагог:

5. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой… (бабушки)

Дети:

Назвав ответ, ребенок передвигает портрет бабушки в окошко.

Педагог:

6. Кто весёлый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой…(братишка) 

Дети:

Назвав ответ, ребенок передвигает портрет братика в окошко.

Педагог:

7. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Дети:

Назвав ответ, должны поставить портрет сестры в окошко, но возникает ситуация, что для сестренки окошка не хватает.

Педагог:

А почему же для сестры места в доме не хватило?

Дети:

Нужно собаку убрать из окошка, а поставить туда портрет сестренки, собаку мы ставим на крыльцо, так как она не является родственником, она домашнее животное.

Затем ребенок убирает собаку на крылечко, а в окошко помещает портрет сестры.


ИГРА

Педагог:

Теперь давайте поиграем с вами в такую игру «Кто же к нам пришел?». Я буду спрашивать, кто пришел, а вы отвечать (да). Сначала громко-громко, затем тише-тише, и совсем тихо.

Папа, папа это ты?

Дети:

Да-да-да

Педагог:

Мама, мама это ты?

Дети:

Да-да-да.

Педагог:

Братец, братец это ты?

Дети:

Да-да-да

Педагог:

Ах, сестрица это ты?

Дети:

Да-да-да

Педагог:

Все мы вместе?

Дети:

Да-да-да


(Слайд №3)

2. Развитие логического мышления. Упражнение в определении родственных связей

Педагог:

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? Дети:

На картинке две мамы. Бабушка – мама мамы и мама – мама Феди.

Педагог:

А сколько пап?

Дети:

На картинке два папы. Дедушка – папа мамы и папа – папа Феди.


(Слайд №4) + физминутка

3. Формирование и расширение «семантического поля» ядерного слова: словообразование «Назови ласково»

Педагог:

В семье все ласково называют друг друга, и мы поможем Феде ласково называть своих родственников. На доске у нас есть портреты всех членов семьи Феди. Как вы думаете, как Федя может ласково называть всех своих родных.

Дети:

Дети по очереди называют ласково каждого из членов семьи, ребенок подходит и перетаскивает сердечки на какой-либо портрет называя при этом ласковые слова.

мама - мамочка, мамуля, матушка, мамулечка, мамусик.

папа - папочка, папуля.

дедушка – дедуля, дедулечка.

бабушка – бабуля, бабулечка.

сын – сынок, сыночек, сынулька, сынуля.

дочь - дочка, доченька, дочуля, дочулька, дочурка, доча.

сестра - сестренка, сестричка.

брат – братик.

Педагог:

А как Федины родные могут называть Федю ласково?

Дети: Сынок, сыночек, внучек, сынуля.

Молодцы все правильно, а теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка:

Музыка на слайде №4

Дети:

Под музыку делают зарядку.


(слайд №5)

4. Формирование и расширение «семантического поля» ядерного слова: словоизменение. Работа над словосочетанием. Чей, чья, чьё, чьи?

Педагог:

Ребята, сегодня семья Феди была в магазине, каждый себе что-то купил, давайте посмотрим, кто и что купил и положим вещи в шкаф:

Кто купил свитер. Свитер чей?

Дети:

Федя, Федин свитер.

Педагог:

Кто купил брюки. Брюки чьи?

Дети:

Папа, папины брюки.

Педагог:

Кто купил туфли. Туфли чьи?

Дети:

Мама, мамины туфли.

Педагог:

Кто купил рубашку. Рубашка чья?

Дети:

Дедушка, дедушкина рубашка.

Педагог:

Кто купил платье. Платье чьё?

Дети:

Сестра, платье сестры.

Педагог:

Кто купил костюм. Костюм чей?

Дети:

Брат Феди, костюм брата.

Педагог:

Кто купил шляпу, шляпа чья?

Дети:

Бабушка, бабушкина шляпа.


(Слайд №6)

5. Формирование и расширение «семантического поля» ядерного слова: многозначность слов.

Педагог:

Бабушка убрала свою шляпку в шкаф, но забыла, в какую коробку она ее положила, давайте поможем бабушке найти шляпку.

(один ребенок выходит к доске и нажимает на одну коробку)

Дети:

Ребенок подходит к доске, и нажимает на первую коробку - там появляется гвоздь.

Педагог:

Почему у нас в коробке появился гвоздь в шляпной коробке?

Дети:

Ребенок отвечает, что у него тоже есть шляпка.

Педагог:

Вызывает следующего ребенка

Дети:

Ребенок открывает вторую коробку, там появляется гриб.

Педагог:

А почему же у нас очутился гриб в шляпной коробке?

Дети:

Ребенок отвечает, что у него тоже есть шляпка.

Педагог:

Давайте откроем третью коробку.

Дети:

Ребенок открывает третью коробку, там бабушкина шляпка.

Педагог:

Вот мы с вами и нашли бабушкину шляпу. А что же все эти предметы объединяет?

Дети:

У гвоздя и у гриба тоже есть шляпа.


ИГРА

6. Формирование и расширение «семантического поля» ядерного слова: слова, обозначающие действия предметов.

Педагог:

Пока мы искали шляпу в коробках, все в семье занялись своими семейными делами.

Давайте мы с вами поиграем.

Я буду одному из вас загадывать, он покажет, а вы отгадаете. Говорить, при этом, нельзя.

Педагог называет слова: пилит, играет в мяч, пылесосит, метет, гладит, забивает гвозди, моет посуду, вяжет и т.п.

Дети:

Выходят по одному и показывают действия, задаваемые педагогом при помощи движений, без слов.

А остальные отгадывают. Каждое слово повторяем хором.



(Слайд №7)

7. Развитие ВПФ, временных и причинно-следственных связей.

Педагог:

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем

Ребята у бабушки и дедушки тоже есть семейный альбом, вот он (педагог показывает альбом и разорванные фотографии). Но случилась неприятность, малыш пошалил и случайно разорвал фотографии в альбоме. Как вы думаете, бабушка с дедушкой расстроятся?

Дети:

Да

Педагог:

Тогда давайте, чтобы бабушка и дедушка не расстроились, соберем фотографии.

Дети:

Собирают все вместе фотографии

Педагог:

Посмотрите, все ли фотографии Вы собрали правильно?

Дети:

Сверяют собранные фотографии на столе с фотографиями на доске и обнаруживают, что фотографии малыша не хватает.

Педагог:

Интересно ребята, а куда же она могла деться, давайте посмотрим, может она осталась в альбоме?

Педагог открывает альбом и находит на последней странице фотографию малыша.

Нашли, а теперь давайте все оставшиеся фотографии сложим в альбом.

Дети:

Помогают педагогу сложить фотографии в альбом.



(Слайд №8)

8. Итог.

Педагог:

Все наши герои собрались в парке. Посмотрите, кажется, кого-то не хватает?

Дети:

Нет Феди.

Педагог:

А давайте его позовем.

Дети:

Зовут - Федя, Федя.

Педагог:

А вот и Федя. Теперь семья собралась и может пойти гулять в полном составе.

Ребята, а какое же слово было сегодня главным?

Дети:

Главным было слово «Семья».

Педагог:

С чьей семьей мы сегодня познакомились?

Дети:

Мы познакомились с семьей Феди.

Педагог:

Правильно, вы все молодцы. Семья Феди пошла гулять, Вы хорошо позанимались.


Презентация
PDF / 15.59 Мб


Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 07.05.20 в 01:01 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный материал!
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.05.20 в 08:04 1Ответить Пожаловаться
А презентацию хотелось бы увидеть!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.