12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пахтыбаева Лилия Федоровна58
Россия, Брянская обл., Брянск
4

Обобщение опыта по теме:''Виды занимательных заданий на уроках биологии в 6 классе''.

Автор : Пахтыбаева Лилия Федоровна

Должность: учитель биологии

Учреждение: ГАОУ БКШ им .В.И.Шкурного

Населенный пункт: г.Брянск

Тема: Виды занимательных заданий на уроках биологии в 6классе.

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью а ее однообразием и односторонностью.

К.Д.Ушинский

Практически в каждом классе находятся обучающиеся, для которых изучение биологических дисциплин бывает не интересно .Но и для успешных учеников не виды заданий выполняются с удовольствием. Есть дети, для которых гораздо интереснее работать с ребусами, кроссвордами, биологическими задачами, чем построить и проанализировать таблицу .

Поэтому, выстраивая каждый урок, нужно продумывать виды заданий для каждого этапа урока Занимательность оживляет изучаемый материал, способствует его лучшему закреплению, развивает интерес к биологии, что особенно важно в самом начале изучения биологических дисциплин. Я хочу предложить виды занимательных заданий, которые можно использовать в 6классе при изучении тем: “Бактерии .Грибы .Растения.” на разных этапах урока. Практически все формы занимательных заданий несут в себе элементы игры, они оказывают воспитательное воздействие на обучающихся.

Самыми увлекательными и любимыми заданиями для обучающихся 5-6классов являются загадки .Их использование вносит оживление в учебный процесс. Чтобы отгадать загадки ,дети должны знать не только материал учебника, но и читать дополнительную литературу . Загадки можно использовать при изучении любой темы курса и применять при закреплении нового материала, при опросе, на обобщающих уроках и в качестве домашнего задания.

Например :

Он газ и пыль –все поглощает,

Нелегок летом этот труд .

За это его очень ценят

Воздушный санитар зовут”(тополь)-при изучении значения растений.

Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека .(яблоко) – при изучении семейств растений.

Кроссворды- одна из игровых форм обучения биологии, которая возбуждает интерес у школьников. При разгадывании кроссвордов обучающиеся лучше усваивают биологические термины.

Новые понятия и термины лучше усваиваются в занимательной форме, например в стихах.

Подберезовик с березой

Обменялись веществом.

Мы такие отношения

Микоризою зовем.



Могут жить без кислорода-

Их зовут –анаэробы.



Жилки параллельно или дугой,

Околоцветник здесь самый простой,

Мочковатая корневая система-

Про однодольных запомним мы тему.

Интересны задания на умение применять анализ(найти соответствие чем отличаются выбрать только то что относится к …) и синтез (о чем идет речь назовите одним словом что общего ).

Например:

Что общего между парами понятий:

Корни-ризоиды.

Листья –слоевище.

Хлоропласты – хроматофор.

Установить соответствие:

Хлоропласты: зеленые пластиды = бесцветные пластиды: …

Цитоплазма: обмен веществ = клеточная стенка:...

Вызывают интерес задания на установление причинно-следственных связей: что пропущено, восстановить порядок этапов процесса, закончить перечень терминов, дат, чисел .

Например:

Что лишнее и почему?

Хлоропласт, вакуоль, оболочка хлорофилл .

Л.Пастер – брожение, туберкулез (…)

Оживляют урок задания “ Перевод с русского на русский”:

- Сбился с азимута среди трех голосеменных ( Заблудился в трех соснах ) –можно применять при изучении отдела Голосеменные .

Решение биологических задач с нахождением смысловой ошибки в тексте.

Например:

У листопадных растений сбрасывание листьев на зиму имеет приспособительное значение. Сбрасывая листья растение резко уменьшает поверхность испарения. У вечнозеленых растений массовый листопад обычно происходит тоже осенью . Большой интерес вызывает решение задач с биологическим содержанием .

Растения различаются продолжительностью жизни .Наибольшей долговечностью отличаются древесные растения .Так, яблоня может дожить до 200 лет, липа в 5 раз дольше, ель – в 8 раз, дуб и каштан – в 10 раз, баобаб в 30 раз дольше яблони .Подсчитайте продолжительность жизни перечисленных выше растений .



Играют люди на планете,

Играют птицы и жуки.

Играют все, но только дети

Играют ото всей души.

И если в школе на уроке

Вдруг доведется поиграть,

То нет счастливей их на свете

И выучат все- все на пять .



Игра способствует развитию памяти и внимания, превращает урок из скучного мероприятия в игровое приключение, объединяет коллектив обучающихся, снимает эмоциональное напряжение . Используется на разных этапах урока ,задания могут быть , групповые, фронтальные, парные .

Примеры игровых моментов во время урока .

Кто лишний ?

Среди рисунков растений найти лишнее и дать объяснение:

Спирогира, улотрикс, хламидомонада, сфагнум , фукус, ламинария .

Среди гербарного материала найти лишнее растение:

Рожь посевная,.осот желтый, тимофеевка луговая ( классификация цветковых растений ).

Конкурс сказочников .

Задания, связанные с составлением рассказа или сказки по данному тексту, чтобы ее основная мысль отражала существо учебного текста с любыми героями и любым сюжетом.

Занимательная викторина.

- Какие растения наших полей называют” подземными поварами” и почему?

-Цветы ангельские, а когти дьявольские . Что это за растение, к какому семейству оно относится?

- Назовите самое высокое растение из семейства злаковых

-Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожая ржи, но не пшеницы . Почему?

- В сказке Чиполлино героями являются овощи и фрукты .Вспомните их . К каким семействам они относятся?

- Почему укроп, салат, щавель для употребления в пищу нужно срывать не утром, а в конце дня?

Биологическое домино.

На карточках написано название вида или рода растений одного семейства, .первый ученик кладет карточку, второй должен дополнить название вида или рода данного растения . Равное количество карточек разного цвета раздается двум ученикам.

Задания – угадайки.


о



е


л





Видоизменение подземного побега

( корнеплод )


о



с




е




Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света

( фотосинтез )

Задание: слова – перевертыши .Составить названия известных терминов из слогов и дать им объяснение:

- ос-зо-о-ры-по

-го-та-зи

- зо-ды-и-ри

-сло-ще-е-ви

-ме-га-ты

Обучающимся предлагается игра, в которой в каждом задании подобраны названия растений, по первым буквам которых нужно составить название другого растения:

- ракита ирис секвойя ( рис )

- кедр акация лимон ирис ноготки айва ( калина )

Занимательный биологический диктант:

- Ботанэ в переводе с греческого означает…

-плод, который трижды влиял на судьбы человечества…

-мне очень нужен кислород ,-так сказал нам …

-“золотые яблоки, завезенные в Крым во второй половине 19 века…

-в Древнем Риме ее именовали “капут”, то есть “голова”…

-аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов …

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.