12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна513
Я начала работать в 20 веке, а сейчас работать стало интереснее! Вот так!
Россия, Вологодская обл., Череповец

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»


 

Урок географии

Тема урока: Общая характеристика Латинской Америки

Преподаватель географии

Высшей квалификационной категории

Смирнова Т.П.


 

Технологическая карта учебного занятия

Тема урока. Общая характеристика Латинской Америки.

Цель: создать условия для формирования у студентов представления о месте и роли Латинской Америки в мире, об особенностях ЭГП, истории формирования политической карты, о природно-ресурсном потенциале, население и хозяйство посредством использования современных педагогических технологий

Задачи урока:

- предметные: продолжить формирование знаний о месте и роли Латинской Америки в мире, особенностей географического положения, истории формирования политической карты региона , о природно-ресурсном потенциале региона , об особенностях населения и хозяйства.

- метапредметные: совершенствование универсальных учебных действий критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций(способствовать обогащению и усложнению словарного запаса), распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках(формированию обще учебных умений работать с текстом и статистическими материалами учебника, составления конспекта); осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

- личностные: формирование бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, а также формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; сохранению здоровья учащихся через смену видов деятельности для профилактики утомляемости и контроля за сохранением осанки.

Формируемые общие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития..

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: урок

Методы обучения: словесный, видеометод, работа с учебником, практический.

Современные педагогические технологии: информационно-развивающие, в том числе информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированный.

Формы организации учебной деятельности студентов: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

-демонстрационное: видеоаппаратура, презентация -Общая Характеристика Латинской Америки (в программе Power Point);

-раздаточное- задания для самостоятельной работы с различными источниками знаний.

этапы

Деятельность педагога

Деятельность студентов

 

Орг.момент.

начало урока, проверка студентов по списку. Студент готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь.

Тетрадь, учебник, атлас.

1 мин

Целеполагание

Тема урока Общая характеристика Латинской Америки.

Трудно поверить, что в 21 веке новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира»

Цели: продолжить формирование знаний о месте и роли Латинской Америки в мире, особенностей географического положения, истории формирования политической карты региона , о природно-ресурсном потенциале региона , об особенностях населения и хозяйства.

Знакомство с темой урока

Записываем тему и цель урока.

 

Мотивация

Почему называется регион Латинской Америки? Какие страны входят в состав Латинской Америки?

Как назывался регион до 30-х годов 20века? (До середины 30-х годов 20 века регион назывался Ибероамеиканской(название отражает латинскую основу культуры и обычаев латинских народов Пиренейского (Иберийского) полуострова) и лишь перед Второй мировой войной получил свое современное название)

Предполагаемые предложения:

 

Изучение нового материала:1-й этап

1.Место и роль Латинской Америки в мире.

Где расположен регион Латинская Америка?

Латинская Америка – регион, расположен в Западном полушарии между США и Антарктидой.

В Латинской Америке 47 государств, из которых 33 независимые государства. Остальные 14- являются владениями других стран, вт.ч. Великобритании, Франции, Нидерландов ми США, например Гвиана (заморский департамент Франции) и Фолклендские острова (владения Великобритании)

Из 33 независимых государств региона 24 республиканскую форму правления, 9 являются парламентскими монархиями в составе Содружества Нации(Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Среди независимых государств преобладают унитарные, и только пять имеют федеративное устройство. В регионе сохранилось социалистическое государство Куба.

Какие из стран региона являются федеративными государствами?

Задание. Назовите федеративные государства Латинской Америки.

Латинская Америка состоит из пяти субрегионов: Мексику, Центральную Америку, Вест-Индию, Гуаяну(Гайана, Гвиана, Суринам) и Андские страны, Ла-Платские страны.

Группа делится на малые группы и выполняют разные задания(25-30мин)

Запись в тетрадь

Выполните задание (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика Сент –Ките и Невис)

 

2-й этап

Задание первой группы

Вопрос 1:Особенности географического положения региона.

Задание. Определите экономико –географическое положение региона.

1.     Близость к США.2.     Удаленность от других регионов мира.3.     Наличие Панамского канала.4.     Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.

Вывод:

Выполнение задания по плану стр 340 учебника

Работа в малых группах(1).

 

3-й этап

Вопрос 2. История формирования его политической карты.

Этап доколониальный На территории Латинской Америки располагались высокоразвитые древние цивилизации индейских племен и народностей: АЦТЕКОВ, МАЙЯ, КУЧУА, ИНКОВ.

Колониальный этап связан с поиском европейцами пути в Индию 12 октября 1492г началось завоевание территории. Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия, устремились многочисленные экспедиции завоевателей –конкистадоров. Постепенно они утвердилось колониальное господство на всей территории Латинской Америки.

Этап независимого развития. В результате долгой и кровопролитный борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами народы большинства латиноамериканских стран завоевали независимость в начале 19 века.

Сейчас страны Латинской Америки находятся в экономической зависимости от США.

Выступление студента.

 

4-й этап

Задание второй группы.

Вопрос 3:Население региона.

Вопросы: 1.Какова численность населения региона, какими темпами она растет? 2.Каковы основные черты размещения населения стран Латинской Америки? 3 Каков уровень урбанизации в этих странах? 4 . На каких языках говорят в странах Латинской Америки?  Испанский 

5 Назовите какой религии исповедуют народы стран Латинской Америки 6 Назовите крупнейшие города Латинской Америки


 

Понятия: Латиноамериканский тип города, ложная урбанизация.

Фавелы – трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности. Многие современные фавелы возникли в 1970-х годах вследствие ускорения процессов урбанизации в Бразилии.

Дополнение: В регионе благоприятная возрастная структура: 61% трудоспособные, 6% пожилые. Сложная расовая структура не помешала формированию нации. Самыми «белыми» являются Аргентина, Уругвай, Коста-Рика, Пуэрто-Рика, Бразилия. Метисы в Центральной Америке. Доля индейцев в Боливии, Гватемале, Перу. Доля негров и мулатов в странах Вест –Индии.

Для региона характерно широкое распространение католицизма. Индейцы и негры, хотя и были обращены в католичество, исповедуют традиционные верования. Особенно у «цветных» популярно гадание и колдовство.

Для региона в целом характерен высокий уровень грамотности населения. Исключением составляет Гаити, Гватемала, Никарагуа, Гондурас, Сальвадор.

Регион городской. Из-за неконтролируемой миграции сельских жителей в город. Процесс называется «ложная урбанизация». Крупнейшие города: Мехико, Сан-Паулу, Буэнос- Айрес( латиноамериканским Парижем и королевой Ла-Платы), Рио-де-Жанейро(Меккой туристов), Лима, Богота, Сантьяго,

Некоторые городские агломерации сливаются в мегаполисы.

 

Работа в малых группах(2)

Работа с текстом учебника (стр 341-346) Задание №6-9

 

 

 

 

 

 

Выступление студента.

 

5-й этап

Задание третьей группы .

Вопрос 4 Природно- ресурсный потенциал Латинской Америки.

Вопросы: Какое влияние оказывает физико –географическое положение на географию хозяйства латиноамериканских стран?

Как можно оценить природные предпосылки для развития промышленности? Какие из них связаны по своему происхождению с Тихоокеанским рудным поясом, а какие – с Южно- Американской платформы?

Как регион обеспечен теплом, влагой, лесными и водными ресурсами?

 

Работа в малых группах(3)

Работа с текстом учебника (стр 341-346) Задание №6-9

 

5-ы этап

Задание четвертой группы

Вопрос 5 Хозяйство: противоречия развития.

Среди отраслей горнодобывающей промышленности ведущее место принадлежит нефти (Венесуэла и Мексике), меди (Чили), железной руды (Бразилия).

Среди отраслей обрабатывающей промышленности динамично развивается химическая и черная металлургия, машиностроение, производство строительных материалов.

Сегодня Бразилия, Мексика и Аргентина (относятся к новым индустриальным странам) стали известны своими автомобилями, электроникой, изделиями химической промышленности.

Для традиционных отраслей – текстильной, пищевой, обувной постепенно снижается.

Размещение промышленности имеет моноцентрическую структуру( столица или «экономическая столица» образует главный фокус всей территории).

Среди отраслей горнодобывающей промышленности ведущее место принадлежит нефти (Венесуэла и Мексике), меди (Чили), железной руды (Бразилия).

Среди отраслей обрабатывающей промышленности динамично развивается химическая и черная металлургия, машиностроение, производство строительных материалов.

Сегодня Бразилия, Мексика и Аргентина (относятся к новым индустриальным странам) стали известны своими автомобилями, электроникой, изделиями химической промышленности.

Для традиционных отраслей – текстильной, пищевой, обувной постепенно снижается.

Размещение промышленности имеет моноцентрическую структуру( столица или «экономическая столица» образует главный фокус всей территории).


 


 


 

Работа в малых группах(4)


 

Работа с текстом учебника стр 346-348 Задание №10-11

 

Домашнее задание

Самостоятельная работа:

Письменное задание: Региональные различия «Территориальная структура хозяйства: «две страны в одной стране» Учебник стр 348-349

Устно ответить на вопросы блока самоконтроля и взаимного контроля Учебник Максаковского В П. География 10-11 кл. стр 357-359

   

Рефлексияция

Достигли ли вы учебной цели? Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали на уроке? Реализовали ли вы поставленную на уроке цель? Могли бы вы объяснить этот материал заболевшему одногруппнику?

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.