12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Агеева Елена Владимировна32
Россия, Пермский край, пос. Керчевский
2

Опыт реализации предметного проекта по русскому языку в 6 классе "Словари - наши друзья и помощники"











Опыт реализации предметного проекта по русскому языку в 6 классе «Словари - наши друзья и помощники»







автор: Агеева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы

МАОУ «Керчевская средняя

общеобразовательная школа»














п. Керчевский , 2022 год



Пояснительная записка

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно использовать ее в учебной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Понятно, что таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приемы. И здесь учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Как учителя русского языка и литературы меня заинтересовала возможность использования в своей деятельности на уроках и во внеурочное время творческих проектов, результатом реализации которых является творческий продукт (мероприятие, литературная гостиная, театральная постановка, выпуск тематического номера школьной газеты). Идея проекта у нас часто вытекает из материала урока и находит свою реализацию во внеурочное время. Эту деятельность считаю актуальной, так как класс, в котором являюсь учителем русского языка и литературы и классным руководителем, обладает большим творческим потенциалом, который требует реализации и дальнейшего развития. Тем более в условиях сельской местности возможностей для творческой самореализации детей совсем немного, нет широкого спектра кружков, клубов, поэтому школа – центр культуры и творчества.

В данной разработке хочу представить опыт работы над проектом «Словари – наши друзья и помощники».

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип проекта: предметный, индивидуальный, кратковременный

Цель проекта: подготовить и провести в читальном зале библиотеки познавательную игру для 6 класса о лингвистических словарях.

Задачи проекта:

- изучить фонд словарей в школьной библиотеке;
- собрать материал о видах словарей, о их создании, о знаменитых словарях (например, словаре Даля);
- подготовить занимательные задания для работы со словарями в группах;
-закрепить навыки работы со справочной литературой;
- разработать и провести словарный библиотечный урок в 6 классе.

Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы

Участники проекта: ученики 6 класса

Аннотация проекта:

Вот уже многие сотни лет энциклопедии и словари верно служат людям, помогая им понять , «кто есть кто» в этом мире, как произносится и что значит то или иное слово, как сделана космическая ракета и даже какую рифму можно подобрать к слову. Действительно, словари - наши друзья и помощники, поэтому нам стало интересно узнать историю их возникновения, познакомиться с видами словарей, научиться работать с некоторыми лингвистическими словарями.

Этапы реализации проекта:

1. Составление плана работы.

2. Сбор информации, работа со словарями, подготовка заданий.

3. Представление продукта проекта – мероприятия для 6 класса

4. Подведение итогов, оценка результатов, самоанализ работы.

Основная часть

Сценарий мероприятия для 6 класса «Словари – наши друзья и помощники»

(ведут библиотечный урок шестиклассница-участница проекта и учитель, который руководит предметным проектом).

Ученица декламирует стихотворение:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
 

Учитель: «Древней рассыпанной повестью» назвал словарь Самуил Яковлевич Маршак, наверное, великий детский поэт хотел сказать, что обычный словарь о многом повествует, о многом может нам рассказать, быть для нас очень полезным. Попытаемся в этом сегодня убедиться.

Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Конечно же, это словарь.

Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, об исторических событиях или о явлениях природы, или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари, которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.

А какие языковые словари знаете вы?

Сообщение ученицы о В.И. Дале и его словаре.

Ученица: Есть орфографический словарь(показ) ,он помогает нам правильно написать слово.

Орфоэпический словарь (показ),  он нам поможет понять, как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.

Есть словари толковые (показ),  они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете : много в нашем языке иностранных слов?

Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса, чай - эти слова пришли к нам из других языков. Это можно узнать, если посмотреть словарь иностранных слов.

Иногда нам интересно узнать, как появились названия ,например, почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет этимологический словарь. Он рассказывает о происхождении слов. Мы можем узнать, например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани.

А сейчас мы обратимся к словарю, который еще не назвали, но он есть на полке нашей библиотеки. Сначала отгадайте шараду: первый слог этого слова – единица измерения сопротивления в электрической цепи; второй слог – местоимение, которое мы употребляем, когда хотим указать на 3 лицо мужского пола; последний слог состоит из союза, использующегося чаще других, и из 14-й буквы русского алфавита. Все вместе – лексикологический термин. (Ответ: омоним)

Учитель: Явление омонимии – одно из самых интересных языковых явлений. Омонимы используют для создания каламбуров, шутливых стихотворений, разных загадок, для словесной игры. Конечно, большинство людей не становятся поэтами –юмористами, но и им необходимо учитывать явление омонимии, чтобы не создать двусмысленного высказывания, не допустить случайной игры слов. Здесь вашими помощниками станут словари омонимов. (Показ словаря омонимов).

Работа в группах.

Распределить данные для анализа омонимы по группам: 1 группа записывает «полные омонимы», 2 группа – омофоны, 3 группа – омографы, 4 группа – омоформы. Дополнить группы слов своими примерами.

Слова для работы: рысь-рысь, мой-мой, бродить –бродить, плачь –плач, атлас- атлас, полька-полька, мука-мука, скат-скат, дорогой-дорогой, духи-духи, стих-стих, соль-соль, три-три, сторожил- старожил, мина-мина, зализать- залезать, пруд-прут, корма-корма.

Обсуждение результатов распределения омонимов по группам.

Определите вид омонимии в каждой цитате:

Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я.

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаясь с каламбуром. (Д. Минаев)

Когда Барбос бывает незабудкою?

Ответ: Тогда, когда стоит он не за будкою. (Я. Козловский)

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу. (А.С. Пушкин)

С веселыми каламбурами Я. Козловского и других мастеров вы можете познакомиться здесь http://a-pesni.org/baby/poesia/koslovskij.php .

Учитель: Прочитаем текст. О каких разновидностях русского национального языка здесь говорится?

От Калининграда до Владивостока, от Белого моря до Каспийского живут люди, говорящие на русском языке. Но каждый, кто хоть ненадолго уезжал из своего родного города или из родного села в другие области, особенно дальние, знает, что язык там тот же русский, но все-таки хоть немного, да не такой, как в его селе, его городе. Знатоки русских говоров, специалисты - диалектологи на основе характерных языковых черт , иногда очень тонких, малозаметных , легко устанавливают область или даже село, откуда приехал человек, где он родился.

Итак, на различных территориях существуют разновидности русского национального языка. Они характеризуются некоторыми чертами или комплексами черт, которые распространены только на данной определенной территории.

Эти разновидности языка называются диалектами, наречиями или говорами. Есть и наука, изучающая эти разновидности, - диалектология.

(по З. Люстровой, Л. Скворцову)

Ученица: Современные говоры русского языка принято объединять в три большие группы: северно-русское наречие, южнорусское наречие и среднерусские говоры. К северу от Москвы расположено северно-русское наречие, которое характеризуется многими чертами, в том числе «оканьем». Мы с вами, жители Пермского края, относимся к носителям этого наречия.

Сейчас мы берем с полки еще один словарь, который дает представление о своеобразии говоров Пермского края, о их современном состоянии – это Словарь Пермских говоров.- Пермь: «Книжный мир»,2000.

Учитель: Работа в группах со Словарями Пермских говоров

Задание: найти значение диалектного слова, прочитать самостоятельно, дать значение своими словами, в конце работы сделать вывод, какая информация о слове содержится в словарной статье данного словаря.

Слова для работы:

Едёбный

Вёдро

Вдругоредь

Брыластый

Аркать

Даве

Зюргать

Иванушко

Коть-моть

Кочень

Маська

Некошной

Мы увидели, что в словарной статье представлено слово, его толкование, иллюстрации –цитаты его употребления, населенный пункт и район, в конце могут быть устойчивые обороты с этим словом. Могут присутствовать грамматические пометы (например, часть речи), стилистические пометы. Показан ударный гласный.

Ученица: Обращаться к такому словарю интересно и полезно, ведь диалектное слово несет в себе информацию об особенностях народной культуры, которые современными носителями русского языка оказались забытыми. Изучая диалекты, можно много узнать о своих корнях, о быте, трудовой деятельности далеких предков, об особенностях восприятия ими окружающего мира.

Учитель: Есть в нашем языке и слова, ограниченные в своем употреблении, т. е. жаргонизмы. Ученица нашего класса сегодня презентует свой собственный словарик школьного жаргона, составленный по всем правилам лингвистического словаря.

Задание 1. Рассмотрите первую страницу словаря и сделайте выводы о структуре словарной статьи в нем.

Словарик школьного жаргона

БАЗАР, м. Разговор. У меня завтра с ним базар будет.

БУБЕН, м. Лицо. Петька ему прямо в бубен дал.

ВРУБАТЬСЯ, несов. Понимать. Он не врубается, сколько мне должен.

ВЪЕЗЖАТЬ, несов. Понимать. Теперь я въехал, как причастие узнавать.

ГЛЮЧИТЬ, несов. Неисправно работать. Опять у меня комп глючит.

ГНАТЬ, несов. Врать. Гонишь, не был ты там.

ГРУЗИТЬ, несов. Много говорить. Хватит меня грузить.

ДУБАК, м. Сильный холод. Сегодня дубак, не пойду гулять.

ДОМАШКА, ж. Домашняя работа школьника. Ты домашку сделал?

ДОСВИДОС, м. До свидания. Всем досвидос.

ДОСТАВАТЬ, несов. Надоедать. Она уже всех достала.

ЖАТЬСЯ, несов. Жадничать, скупиться, жалеть что-либо. Не жмись, дай на велосипеде покататься.

ЗАБИТЬ¹, сов. Занять что-либо. Забей мне место у окна.

ЗАБИТЬ², сов. Отказаться от чего либо. Костя забил на математику.

ЗАВАЛИТЬ, сов. Не сдать экзамен. У нас трое русский завалили.

ЗАВИСНУТЬ, сов. Остаться где-либо на какое-то время. Они опять у Машки зависли.

ЗАДОЛБАТЬ, сов. Надоесть. Задолбала уже эта физика.

ЗАДРАТЬ, сов. Надоесть. Задрал он уже своей отработкой.

ЗАКРЫТЬСЯ, сов. Замолчать. Закройся уже, надоела.

ЗАПАДАТЬ, несов. Влюбляться в кого-либо. Он на соседку свою запал.

ЗАПОРОТЬ, сов. Сломать, испортить. Света второй телефон запорола.

ЗАСЕКАТЬ, несов. Заставать кого-либо в неудобный момент, либо за каким-то запрещенным занятием. Химичка меня со шпорой засекла.

Задание 2.

Как бы вы дали значение следующих слов из этого словаря, составьте в группах словарные статьи: косячить, литра, махач, очковать, параллельно, прикинутый, фиолетово, чел.

Задание 3.

Узнайте слово по его значению:

- быстро или с удовольствием есть (хомячить)

- весело проводить время (тусоваться)

- что-либо интересное, смешное (тема)

- точно (стопудово)

- везение (пруха)

-одежда, наряд (прикид)

- полоса невезения (непруха)

- не сдать экзамен (завалить)

- плохо (отстойно)

Учитель: Скажи, пожалуйста, а какова цель твоей работы по созданию такого словарика?

Ученица: Жаргонизмы всегда были и будут в языке. В их создании проявляется речетворчество народа. Однако они находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется. «Употребление жаргонной лексики , - пишет языковед Л. Скворцов, - засоряет и огрубляет разговорную речь». А такой словарик, как раз позволяет понять, как можно более правильно выражать свои мысли.

Зато словарь синонимов, который я беру с полки, поможет вам обогатить свою речь, сделать ее более яркой и выразительной. (Показ словаря синонимов).

Учитель: Желаю вам, ребята, почаще заглядывать в библиотеку и подходить к полкам со словарями - нашими друзьями и помощниками.



Заключение

Проектная работа школьников имеет огромный образовательный потенциал, поскольку этот вид работы формирует самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, способствует усилению положительной мотивации в обучении, развивает личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствует самопознанию. Данный проект может быть реализован и как групповой. Учителя могут использовать материалы диалектных словарей своей местности, возможности библиотечного фонда своей школы, а также привлекать интернет-ресурсы, хотя целью данного мероприятия было именно привлечение ребят к работе с книгой в библиотеке, потому что часто приходится сталкиваться с неумением детей работать со словарями, например, на ОГЭ по русскому языку, где разрешается пользоваться орфографическим словарем. Но выпускники не используют эту возможность, потому что не имеют навыков работы со словарем.



Список источников

Бондаренко М.А. Русский язык. Проекты и творческие задания. Рабочая тетрадь. 5 класс.- М.: Просвещение, 2018.

Русский родной язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/О.М. Александрова и др..- М.: Просвещение, 2020.

Словарь пермских говоров ./Сост. Бажутина Г.В., Борисова А.Н. и др.-Издательство «Книжный мир», Пермь, 2000





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.