12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хачирова Белла Руслановна94
Старший методист МАУДО "Центр дополнительного образования г.Владикавказа". Стаж педагогической работы - 20 лет, из нах 17 лет - в дополнительном образовании детей.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»


«Приняты» «Утверждаю»

на заседании методического совета Заместитель директора

СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Протокол № _____ от __________2022г ___________ Фидарова Б.И.

_____ ___________ 2021г








Организация методической работы в учреждении дополнительного образования

(методические рекомендации)




Исполнила:

старший методист

Хачирова Б.Р.















Владикавказ, 2022г

Организация методической работы в учреждении дополнительного образования


Введение


Одной из главной составляющей организации деятельности любого образовательного учреждения является методическая работа.

Методическая работа учреждения дополнительного образования детей - вид педагогической деятельности, содержанием которой является анализ и обобщение современных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на личность, внедрение передового опыта в практическую деятельность, организация обучения педагогического персонала наиболее эффективным методикам и технологиям работы с детьми. Она основана на конкретном анализе результатов работы учреждения дополнительного образования детей, собственно учебно-воспитательного процесса, его условий, направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития личности. Методическая работа включает подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, положений, других видов учебно-методических документов, разработку учебно-методических материалов: тезисов и текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.

В настоящее время очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования. Методическая оснащенность является условием эффективности качества деятельности учреждения и его результатов.

Составными элементами содержания методической деятельности учреждения дополнительного образования детей являются:

выявление и пропаганда прогрессивных инновационных подходов к решению задач развития личности; оказание методической  помощи руководящим и педагогическим работникам по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта;

обобщение и внедрение в практику деятельности учреждения научных исследований, передового педагогического опыта, содействие научной и теоретической компетенции педагогов, доведение до их сведения нормативных документов;

организация системы повышения квалификации педагогического персонала: планирование и организация проведения курсов, семинаров, конференций, организация обучения в других образовательных учреждениях, институтах повышения квалификации и т.д.;

планирование и организация работы методического совета, методических кабинетов, руководство работой методических объединений и творческих групп;

подготовка отчетных документов о выполнении планов работы.

Значимыми составляющими методического обеспечения в учреждении дополнительного образования являются: педагогическая деятельность, образовательный и воспитательный процессы.

Методическая служба учреждения дополнительного образования


Методической деятельностью в учреждении занимается методическая служба, которая осуществляет работу по совершенствованию педагогического мастерства работников, выявлению лучшего педагогического опыта и его распространения, обновлению программно-методического сопровождения образовательного процесса и др.. Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовывать разработку и других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и других видов документов. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.

Как показывает практика, во многих учреждения специалисты испытывают затруднения в плане организации методической деятельности.

Данные методические рекомендации представляют собой практическое пособие по организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи методистам учреждения дополнительного образования.

Основные направления методической деятельности в учреждении дополнительного образования

В основе методической работы лежат деятельностный, содержательный, управленческий аспекты.

Правильное определение целей и задач методической службы помогает выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педагогами.

Основные задачи методической службы.

1. Разработка организационной структуры методической службы с определением объектов (вертикальные связи) и субъектов управления (горизонтальные связи).

2. Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, их творческого развития и социального формирования в современных условиях.

3. Совершенствование методического руководства учебными занятиями, разработка рациональных форм планирования, организации и контроля полученных результатов, подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению сценариев конкурсов, викторин, массовых мероприятий.

4. Укрепление связи с наукой и практикой, организация совместной работы с научными и методическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями для организации опытно-экспериментальной работы по внедрению новых технологий обучения. Внедрение новых технологий обучения и воспитания; анализ эффективности их использования, создание информационного банка данных.

5. Обеспечение учебного процесса оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, дидактическими средствами обучения.

6. Разработка системы диагностики и мониторинга для определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.

7. Организация и управление деятельностью психологической службы по вопросам психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, тестирования и психолого-педагогической диагностики обучающихся.

8. Внедрение в практику деятельности учреждения и методической службы программно-целевого подхода в управлении образовательным процессом на основе проведения проблемно-ориентированного анализа.

Деятельность методической службы осуществляется по 4 основным направлениям:

аналитическое,

информационное,

организационно-методическое,

консультационное.

Аналитическое направление включает в себя мониторинг профессиональных потребностей педработников, анализ состояния методической работы, выявление затруднений, обобщение педагогического опыта.

Информационная деятельность предполагает использование информационных технологий, распространение необходимой литературы на бумажных и электронных носителях, информирование, стимулирование роста информационной культуры педагога.

К организационно-методической деятельности относится: методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, организация работы методических объединений по направлениям, участие в разработке локальных актов учреждения, проведение семинаров и конференций, конкурсов различной направленности.

Консультационная деятельность включает в себя проведение консультаций для педагогических работников и родителей по вопросам образования и воспитания детей.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с принципами: актуальность, научность, системность, комплексный характер, оперативность, творчество, единство теории и практики.

Методическая работа организуется исходя из развития образовательной практики, потребности учреждения, профессиональных проблем педагогов.

Образовательная деятельность методической службы осуществляется без отрыва от образовательного процесса и носит практико-ориентированный характер.

Благодаря постоянной обратной связи с педагогами методические службы оперативно реагируют на запросы образовательной практики, меняя содержание, формы и методы работы.

Для более результативного взаимодействия методической службы с педагогическим работниками педагоги объединены по направленностям: физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, техническая, естественнонаучная, художественная, социально-гуманитарная.


Планирование методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей


Планирование методической работы – это определение последовательности реализации методической деятельности с указанием целей, задач, методов, сроков выполнения, ожидаемых результатов.

Система планирования должна включать в себя комплексность содержания методических вопросов, решаемых методистами в течение учебного года:

- диагностику состояния образовательного и воспитательного процесса;

- анализ состояния учебно-методической работы по направлениям;

- повышения уровня квалификации педагогов;

- результаты работы педагогического коллектива;

- методическое обеспечение образовательного процесса и массовых мероприятий;

- контроль выполнения планируемых мероприятий, обобщение полученных результатов.

Такие мероприятия рекомендуется проводить ежегодно. Они позволять своевременно внести необходимые коррективы в методический план работы.

Структура плана методической работы помимо традиционных разделов может включать в себя и дополнительные разделы, в зависимости от условий учреждения, его традиций.

Планирование работы осуществляется по следующим направлениям: аналитическое,

информационно-методическое,

организационно-методическое,

консультативное,

программно-методическое,

редакционно-издательское,

экспериментально-педагогическое.

Обязательным требованием к любому плану являются конкретность, понятность целей и планируемых результатов при проведении любого мероприятия.

Структура плана методической работы в нашем Учреждении выглядит следующим образом:


п/п

Содержание

Сроки выполнения

Ответственный

Отметка о выполнении / подтверждающий документ


Данный план включает в себя подразделы:

- административно-организационная работа (составление и утверждение нормативно-правовой документации учреждения, корректировка образовательных программ, рабочих программ педагогов дополнительного образования, обновление информации на сайте Учреждения, составление информационно-статистической документации учреждения);

- организация массовых мероприятий учреждения (наименование мероприятий различной направленности, оказание консультативной помощи по всем направлениям деятельности, издание методической продукции);

- информационно-педагогическая работа (организация семинаров, мастер-классов, открытых занятий, индивидуальные консультации с аттестующимися педагогами, участие в конкурсах профессионального мастерства, курсовая переподготовка и др.);

- внутриучрежденческий контроль (подразделы: образовательный процесс, педагогические кадры, материально-техническая база);

- повышение качества образовательного процесса (проведение мониторингов, диагностик, накопление и обновление наглядного и дидактического материала, осуществление внутриучрежденческого контроля, создание условий для повышения мотивации к здоровому образу жизни у учащихся).

Данный вид планирования позволяет сочетать перспективное и календарное планирование, дозировать объем выполняемой работы по месяцам, определять и регулировать использование различного рода ресурсов, а также реализовывать поставленные цели и задачи.

Важным при планировании методической работы являются отслеживания и контроль ее результатов. Поэтому в разделе «Внутриучрежденческий контроль» необходимо прописывать подтверждающий документ (справка, приказ, информационный материал и др).

Результаты проделанной работы постоянно отслеживаются, анализируются и используются для внесения корректив.


Методическое обеспечение образовательного процесса


Сегодня очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования, так как методическая оснащенность является условием эффективности и одним из средств достижения качества деятельности ее результатов.

Приоритетными предметами методического обеспечения должны стать педагогическая деятельность, воспитательный и образовательный процессы.

Целью методического обеспечения является создание оптимальных условий для творческого развития личности педагога и ребенка.

Методическое обеспечение должно осуществляться на высокопрофессиональном уровне. Здесь важны не только сугубо методические умения, но и полное владение предметом обеспечения. Его качество можно отследить по качеству методической продукции, по уровню его организации.

При организации методического обеспечения особое внимание отводится в нашем Учреждении работе по обучению кадров, которое проводится как на уровне учреждения, так и вне его. Для повышения квалификации педагогических работников разрабатывается перспективный план курсовой подготовки. Практика показала, что такое специальное обучение демонстрирует недостаточное получение практических навыков. Поэтому обучение педагогов внутри учреждения приобретает особую значимость. Такой работой и занимается методическая служба.

Методистами организуются семинары, научные конференции, мастер-классы, наставничество.

Важную роль играет информационно-методическая работа: создание банков программ, авторских разработок, картотеки по направлениям деятельности, разработка рекомендаций, размещение информации на сайте учреждения, освещение деятельности педагогов в СМИ.

С целью совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в Учреждении разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса и учебно-методического комплекса.


Заключение


Изучив особенности организации методической деятельности, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе. От его квалификации, профессионализма и личностных качеств зависит решение многих образовательных проблем.

Нужно создавать такие условия, чтобы педагог мог реализовывать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в учреждении дополнительного образования обладает методическая служба.

Использование методистами данных методических рекомендаций поможет в определении направлений ее деятельности, в осуществлении планирования, организации методического обеспечения образовательного процесса.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.