12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туаллагова Алла Аркадиевна43
Меня зовут Туаллагова Алла Аркадиевна. Я работаю концертмейстером в Центре дополнительного образования г.Владикавказа в объединениях по вокалу и художественной гимнастике.Стаж работы концертмейстером -37 лет. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»



«Утверждаю»

Заместитель директора

МАУДО ЦДО г.Владикавказа

___________ Фидарова Б.И.

______ ___________ 2023г







ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ

СОВРЕМЕННОГО ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Открытое занятие в рамках

республиканского методического объединения

педагогов дополнительного образования



Педагог

Дзгоева Светлана Таймуразовна

Концертмейстер

Туаллагова Алла Аркадиевна

Дата проведения:

24 апреля 2023г

Место проведения:

ЦРТДЮ «Нарт»








Владикавказ, 2023г

Цель методического объединения:

распространения передового педагогического опыта, повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования


Цель занятия:

знакомить обучающихся с основными приемами и методами современного эстрадного вокала.


Задачи:

отрабатывать имеющиеся вокальные навыки (певческое дыхание, чистоту интонирования, звуковедение);

развивать дикцию, артикуляцию, голосовой аппарат, внимание, образное мышление, артистизм;

воспитывать трудолюбие, коммуникативные навыки, любов к песенному искусству.


Оборудование:

фортепиано, звукоусиливающая аппаратура, ноутбук, минусовки песен, стулья.



I. ВВЕДЕНИЕ

Добрый день! Меня зовут Светлана Таймуразовна Дзгоева, я преподаватель по вокалу студии «Рухсана» Центра «Нарт». Концертмейстер вокальной студии – Туаллагова Алла Аркадиевна. Наши обучающиеся – дети от 5 до 15 лет. На нашем счету есть победы в республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. Так, в этом учебном году мои обучающиеся стали участниками республиканского конкурса исполнителей детской песни «Пусть всегда будет солнце». Дипломантом первой степени стала Хвостикова Мария, второй степени – Габуева Динара, третьей степени – Гизоева Валерия. Приняли участие в VII международном конкурсе «Созвездие дружбы» г.Нальчик, получили два первых и два вторых места. 21 марта состоялся открытый муниципальный конкурс вокального и хореографического искусства «Звезды Владикавказа». Наши достижения – первое место у Муриевой Киры, два вторых - у Габуевой Динары и Гизоевой Валерии и третье место у Хвостиковой Марии. Сегодня они – мои помощницы на нашем открытом занятии.

Тема занятия – «Основные приемы и техники современного эстрадного вокала».


Музыкальное образование детей в раннем возрасте благотворно влияет на их культурный уровень. Пение - одно из самых доступных и понятных для ребенка видов музыкального искусства. Музыкальные впечатления, полученные ребенком на занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были запоминающимися, радостными и правильными по содержанию. Конечно, у всех детей разные музыкальные способности, разные голосовые и психофизиологические данные. Поэтому к каждому нужно подбирать индивидуальный подход. Для каждого ребенка нужно подбирать репертуар, учитывая его индивидуальные особенности. Также для каждого ученика подбираются упражнения, учитывая тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, физиологическое устройство певческого аппарата.

В последнее время очень популярно эстрадное искусство. Понятие эстрадного вокала связывают с легкой к пониманию музыкой. Это эстрадное пение, сочетающее множество направлений: поп, рок, соул, рэп, хип - хоп и другие.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми приемами и техниками современного эстрадного вокала. Я сделаю краткий обзор наиболее популярных приемов и вместе с моими обучающимися мы продемонстрируем те, которые используем на своих занятиях

Первый этап любого занятия по вокалу - это постановка дыхания, дикции и постановка голоса. Только после этого в работу добавляется работа над произведением, пение в микрофон под минус.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. РАЗМИНКА


Первый этап занятия – упражнения на дыхание.


1. «Свеча» - Задуваем свечу. Это упражнение на правильное вокальное дыхание нацелено на развитие диафрагмы. Для выполнения примите вертикальное положение, а руки расположите на боках, направив пальцы к пупку. Так мы будем контролировать глубину входа. Обратите внимание: должны раздвигаться бока — это значит, что работает диафрагма (большая мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости). Если движется только грудная клетка — это признак поверхностного вдоха.

2. «Обними плечи» - Вдох на сжатии грудной клетки. Исходное положение: встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вздоха носом бросаем руки навстречу друг другу, обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки шли параллельно друг другу, а не крест- накрест.

3. «Шарик» - Глубокий вдох и медленный выдох. Стоим прямо, руки опущены. Делаем глубокий вдох, затем медленно выдыхаем, распределяя воздух на 10 счетов, и в конце делаем резкий выдох. Важно равномерно распределить воздух, чтобы его хватило.


Второй этап занятия – упражнения на артикуляцию и дикцию.


?? к детям: что входит в артикуляционный аппарат.

(Гортань, связки, носоглотка, язык, небо, губы, зубы, щеки)


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Скороговорки – по одной каждая и вместе

Ехал грека через реку,

Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.


От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Третий этап занятия – распевки.

«Певческая стойка» - Вы уже знаете, какую позу правильно принять во время пения. Встаем прямо, устойчиво, ноги на ширине плеч, руки за спиной, обхватили локти. Эта поза позволяет вам освободить диафрагму, дать возможность певческому аппарату принять правильное положение.

5 распевок и одно упражнение на смыкание связок.

3. Распевки (приложение)

На звук «м» с сомкнутыми губами вверх по полутонам до соль первой октавы и обратно вниз.

Слоги «МИ-МО-МЭ» На звук «м» с сомкнутыми губами вверх по полутонам до ля первой октавы и обратно.

На артикуляцию «Мы перебегали берега, перебегали берега» вверх по полутонам до ля первой октавы.

На слоги «МИ – И –И – Я» вверх по полутонам до фа первой октавы и обратно вниз.

На звук «БРР» с сомкнутыми губами вверх по полутонам до соль первой октавы и обратно вниз.

На смыкание и размыкание связок на звук «а» шепотом.

2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ. ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ СТИЛЕЙ.


Эстрадный вокал по звучанию определяют как соединение академического и народного вокала. Главное отличие его состоит в целях и задачах вокалиста. Эстрадный вокал отличается от других стилей исполнения тем, что в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются технически сложные фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания.

Академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного звучания. Задача эстрадного пения заключается в поиске своего оригинального звука, своей легко узнаваемой манеры исполнения и сценического образа. Следовательно, основной особенностью эстрадного вокала являются поиск и формирование неповторимого, уникального голоса вокалиста. Во время занятий по вокалу голос постепенно приобретает свой естественный, индивидуальный тембр звучания, становится ярче, смягчается.

В отличие от академического вокала, целью которого является передача красоты голоса, в эстрадном вокале приоритет в передаче эмоций. Особенностью эстрадного пения заключаются то, что вибрации голоса ощущаются не фиксировано в одном месте, а и в грудной клетке и в носоглотке исполнителя. Мышцы, задействованные в звукообразовании, подталкивают воздух, а не полностью преобразуют его в звук.


3. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ.


Техники и приемы эстрадного вокала весьма разнообразны. Самые распространенные вокальные техники:


фальцет;

глиссандо;

обертон;

субтон;

штробас или фрай;

расщепление;

драйв;

йодль;

тванг.


ФАЛЬЦЕТ.

Фальцет подразумевает высокий диапазон звучания голоса, который применяется исполнителями, чтобы подчеркнуть кульминацию композиции. Может применяться при громком и негромком пении в зависимости от желаемого эффекта. Это – пение без опоры, придающее композиции особенную энергетику, добавляющее напряжение. Также основы фальцета используется мужчинами, исполняющими женские соло.

Показывает педагог, затем дети, иллюстрирует Хвостикова Мария «Красками яркими»


ГЛИССАНДО.

Прием глиссандо заключается в скольжении с одной ноты на другую. Он напоминает игру на гитаре, во время которой пальцы скользят по струнам. Во время обучения следует начинать в медленном темпе и подниматься с одной ноты на другую, стараясь не упустить ни одной, постепенно ускоряясь. Помимо классического глиссандо (поднятие тона) существует обратное исполнение, когда певец начинает с высоких нот и заканчивает низкими. Этим приемом характеризуются эстрадно джазовое и джазовое направления. Ознакомиться с упражнениями, которые помогут освоить данный прием, можно так же на уроках джазового вокала.

Показывает педагог, затем дети, иллюстрирует Габуева Дзерасса «Неоднозначно»


ОБЕРТОН.

Обертон также является разновидностью расщепления голоса, история которой очень интересна. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые связки, но и горло. Обертон – распространенная техника среди народов Дальнего востока. Его можно услышать в песнях монголов, тувинцев, тибетцев. Помимо одновременного задействования голосовых связок и горла, обертон подразумевает вокальное многообразие – свист, подражание звукам, издаваемым животными. Этот прием часто используют современные эстрадные фолк-рок коллективы.

Этим словом также обозначают присутствующие у конкретного певца «краски», особенности тембра.

Показывает Муриева Кира «Мне сегодня скучно», Газзаева Динара «Пока на земле любовь».


СУБТОН.

Под субтоном подразумевается имитацию шепота, когда исполнитель ставит своей целью быть услышанным ни одним человеком, а целым залом. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода. 

Показывает педагог, затем дети, иллюстрируют вместе «Улыбайся»


ШТРОБАС.

Штробас – самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время вибрации. Голос исполнителя, работающего в этой технике, напоминает треск, имитацию которого представляет собой второе название штробаса – фрай. Данная техника применяется в немногих направлениях и является основной в экстремальном вокале.

Показывает педагог, затем Газзаева Динара «Пока на земле любовь»


РАСЩЕПЛЕНИЕ.

Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и шум. Субтон, о котором говорилось ранее, является разновидностью расщепления. С данным приемом работают эстрадное направление и экстремальный вокал, а преподаватели академического вокала считают его серьезным дефектом.


ДРАЙВ.

Драйв – еще одна разновидность расщепления голоса. Стили драйва – гроулинг и скриминг. Чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с диафрагмой, тогда сольное пение получится чистым и не дребезжащим. К драйву необходимо подходить с осторожностью и под присмотром педагога. При неправильном подходе к этому приему можно повредить голосовые связки. 


ЙОДЛЬ.

Также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет.


ТВАНГ.

Тванг подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс. Для тванга характерно поднятие гортани и языка во время пения, сжатие гортани, короткие выдохи. Различают оральный тванг, во время которого звук резонирует во рту, и назальный, когда резонатором выступает носоглотка. Этот прием используется многими мировыми звездами.


Джазовое исполнение – это целый набор различных техник, оно богато приемами и штрихами, поэтому оно интересное и яркое. Иногда для того, чтобы освоить и применить тот или иной прием джазовому вокалисту, может понадобиться много времени.


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вокальные техники осваивать лучше под присмотром педагога. 

Не нужно торопиться освоить все техники сразу. Лучше начинать с базовых элементов – с постановки дыхания и артикуляции, постепенно расширять диапазон, а только потом отрабатывать различные приемы в эстрадном вокале. 

А сейчас мы исполним для вас несколько произведений из нашего репертуара.


Габуева Дзерасса: «Неоднозначно»


Хвостикова Мария «Леди совершенство»


Газзаева Динара «Пока на земле любовь»


Квартет – «Мама Мария»

Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 24.04.23 в 14:57 2Ответить Пожаловаться
Алла Аркадиевна, внесите, пожалуйста, исправления в заголовок))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.