Лекция «Особенности инклюзивного образования в современной школе»
Особенности инклюзивного образования в современной школе.
Стекленёва Светлана Юрьевна,
учитель географии высшей категории
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»
E-mail:steklenewa@yandex.ru
Всем детям свойственно учиться и использовать полученные знания по-разному.
В школах надо помогать детям с ограниченным состоянием здоровья, но всё зависит от возможностей самих учреждений, коллектива воспитателей и детей и, конечно, от способностей ребенка с особенностями развития. Чтобы учебное заведение организовывало инклюзивную практику, оно должно действительно полностью измениться и поменять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия детей.
Обучение и воспитание традиционными методами и в традиционных образовательных учреждениях без внедрения новейших технологий и модернизации всей структуры и содержания образования не представляется возможным. С вовлечением детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в образовательных учреждениях встал вопрос: А как это осуществить? Каков механизм внедрения инклюзивного обучения? Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться. Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них. В соответствии с принципами инклюзии согласно новому стандарту педагог должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка); уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно: Выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание. Использует различные пособия, технические средства для достижения целей. Организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры и т. п. В программах по предметам педагоги учатся дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития. Осуществлять учебные цели педагогу помогает тьютор, который есть у некоторых "особых" детей. Учитель прописывает индивидуальные упражнения и задания для ребенка, т. е. некоторую инструкцию, а тьютор, действуя по ней, помогает осуществить задуманное учителем. В инклюзивных классах учащиеся с ОВЗ быстро утомляются и нуждаются в частой смене деятельности. Как бы ни был интересен урок, после 20-25 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности. Главные требования к ведению физкультминуток на уроках: Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. На основании требований выделяются виды физкультминуток: Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения, корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться. |
Новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает. Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.
Практика работы в образовательных учреждениях показала, что наиболее успешны в работе с особыми детьми те педагоги, которые приняли следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности каждого ребенка; расширение образовательного и социального пространства ребенка; осознание своей ответственности как носителя социального опыта и транслятора культуры; творческий подход в деятельности, ориентация на их индивидуальные особенности детей.
Жизнь - это разноцветная радуга, где красный – это цвет любви; зелёный–цвет надежды, молодости, обновления; оранжевый – цвет солнца и тепла; синий –это цвет глубины и совершенства; белый – цвет чистоты помыслов. Вот то главное, с чем должен идти учитель к своим ученикам.
Литература:
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М.: Политиздат, 1989. – 335с.
2. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного
образования // Педагогический журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.