12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Костромин Дмитрий Александрович132
Педагог дополнительного образования (Тхэквондо) МАУДО Центра детского творчества "Гармония".
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ТАЭКВОНДИСТОВ

Автор: Костромин Д. А.

ДВГАФК, Хабаровск

На основании данных полученных от Ассоциации таэквондо (ИТФ) Хабаровского края клуба “Галактика”, федерации Приморского края и республики Бурятия, касающихся возрастного соотношения численности лиц занимающихся таэквондо (ИТФ) за 10 летний период, нам удалось установить следующее (табл. 1,2,3).

Ассоциация таэквондо (ИТФ) Хабаровского края, клуб “Галактика”

(президент Михайленко А.П.)

Таблица 1


Год и численность занимающихся

возраст занимающихся


1998 г

(350 человек)

2006 г

(500 человек)

2013 г

(700 человек)

дети дошкольного и младшего школьного возраста

36%

65%

85%

дети среднего и старшего школьного возраста

64%

35%

15%

Как видно из таблицы 1 число детей дошкольного и младшего школьного возраста занимающихся таэквондо в клубе “Галактика” являющимся ведущим, в перечне подобных, на территории Хабаровского края возросло с 1998 по 2010 год более чем в 2 раза. При этом резко продолжает сокращаться число занимающихся отнесенных к среднему и старшему школьному возрасту.

Федерация таэквондо (ИТФ) Приморского края

(президент Ли В.П.)

Таблица 2


Год и численность занимающихся

возраст занимающихся


1998 г

(300 человек)

2006 г

(450 человек)

2013 г

(600 человек)

дети дошкольного и младшего школьного возраста

35%

53%

65%

дети среднего и старшего школьного возраста

65%

47%

35%

В таблице 2 количество детей дошкольного и младшего школьного возраста занимающихся в федерации таэквондо Приморского края в 1998 году составляла 35% от общего числа занимающихся, а в 2010 году доля детей данного возраста уже достигала 65%.

Федерация таэквондо (ИТФ) республики Бурятия

(президент Белоусов А.Е.)

Таблица 3


Год и численность занимающихся

возраст занимающихся


1998 г

(800 человек)

2006 г

(900 человек)

2013 г

(1200человек)

дети дошкольного и младшего школьного возраста

45%

66%

79%

дети среднего и старшего школьного возраста

55%

34%

21%

Данные таблицы 3, где отражены показатели контингента лиц упомянутой возрастной градации занимающихся в федерации таэквондо республики Бурятии свидетельствуют о следующем. Число занимающихся таэквондо детей дошкольного и младшего школьного возраста за 12 последних лет возросло более чем в 2 раза. Если в 1998 году доля таких детей составляла 45%, то в 2010 году уже 79%.

Исходя из обобщенных данных, приведенных в таблицах можно сделать вывод, что если 10 лет назад доля лиц занимающихся таэквондо (ИТФ) среднего и старшего школьного возраста составляла около 65%, то в настоящее время их количество варьирует, лишь в пределах 15-35%. За счет такого перераспределения контингента значительно возросло количество детей занимающихся таэквондо отнесенных дошкольному и младшему школьному возрасту. Попытаемся разобраться, в причинах роста привлекательности занятий таэквондо для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

На наш взгляд это может обеспечиваться построением системы занятий в максимально “щадящей форме”, которая тем не менее позволяет физически развивать детей, формировать навыки самообороны, избегая при этом тяжелых травм. Эта система предполагает:

1) разнообразие видов физических упражнений в таэквондо для освоения многомерного технического арсенала. На тренировках по таэквондо новички осваивают общеразвивающие упражнения из разделов гимнастики, акробатики и легкой атлетики, а также обучаются начальным техническим действиям. А именно: технике передвижений, изучении стоек, технике страховок (кувырки и падения из различных положений), изучении ударов ногами и руками. В процессе занятий таэквондо дети приобретают навыки самообороны, используя лишь только технику рук и ног, возможно, поэтому этот вид спорта интересен современному обществу.

2) Отсутствие наиболее травматичных элементов (борьбы, бросков, болевых и удушающих приемов, подсечек, ударов по ногам и т.п.) по сравнению с другими видами единоборств, где все эти элементы присутствуют. Для атаки и защиты в таэквондо используется только кулак, локоть и нога (Чой Хон Хи, 1993).

3) Декларация легкого контакта и реальное его применение в спарринге таэквондо, что привлекает к занятиям детей нежелающих терпеть травмы и боль. Спарринг в таэквондо-это как игра в шахматы, задача которого заключается в том, чтобы переиграть соперника тактически (по очкам) с помощью различных уловок и обманных движений, приобретенных на тренировках, а не грубой силой и жесткими ударами.

Одним из факторов привлекающим к занятиям данным видом спорта можно считать отсутствие предварительного этапа спортивного отбора на занятия по таэквондо, в сравнении с другими видами спорта, где отбор является обязательным (В.П. Губа, 2008). Ярким примером этому спортивная гимнастика. При отборе в секцию спортивной гимнастики у ребенка определяют наличие необходимых задатков и качеств с помощью контрольных испытаний и тестов, а так же дают оценку внешним данным физического развития и особенностей телосложения. В таэквондо такие испытания и тесты не проводятся, так как этот вид спорта считается массовым и не предъявляет жестких требований к уровню физического развития и физической подготовленности, поэтому к занятиям по таэквондо допускаются все желающие, не имеющие серьезных отклонений в состоянии здоровья. Если ребенку не нравятся занятия, и он чувствует что это не его вид спорта, то он сам рано или поздно покинет секцию. Ребенок, который приходит на занятия по таэквондо, может и не обладать высоким уровнем физической подготовленности, но благодаря занятиям он может добиться многого.

На вопрос, “Почему вы занимаетесь таэквондо”, который был задан младшим школьникам ответы были различны: одни отвечали, для того чтобы стать самым сильным и суметь постоять за себя, другие сказали что им просто интересно и это нравиться, третьи ответили что хотят стать чемпионами, а остальные признались что их просто заставляют родители.

Как мы видим занятия таэквондо привлекают детей по разным причинам.

3. Соответствие физических качеств, необходимых для занятий таэквондо, качествам наиболее легко развиваемых именно в этом возрасте. На занятиях очень важно чтобы большое внимание инструктором уделялось воспитанию таких физических качеств как гибкость, ловкость и быстрота. Именно эти качества необходимо развивать у детей дошкольного и младшего школьного возраста для успешного выполнения базовой техники таэквондо.

Гибкость-это качество является одним из главных в таэквондо. Она легко развивается у детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте мышцы и связки у них очень эластичны. Развивать ее можно с помощью различных маховых движений ногами, упражнения “шпагат”, мостика, наклонов. Характерной особенностью отличия таэквондо от других видов единоборств является выполнение высоких ударов ногами в прыжке и с места. Поэтому гибкость так важна для этого вида спорта и особенно важно ее развитие у дошкольников.

Ловкость, по мнению ряда авторов необходимо начинать развивать у детей с 7 до 12 лет. Именно этот период благоприятен для ее развития. В таэквондо ловкость будет иметь большое значение в спарринге, когда от спортсмена требуется координированность в передвижениях и нанесении ударов. Для развития этого качества с детьми младшего возраста используют всевозможные игры и эстафеты, физические упражнения динамического характера.

Нетрудно заметить, что в возрасте 5-6 лет у детей наблюдается повышенная двигательная активность. Поэтому в этом возрасте дети расположены к воспитанию быстроты. Это качество для таэквондо не менее важно по сравнению с остальными, так как его проявление соответствует скоростному характеру спарринга.

Таким образом, все упражнения динамического характера для развития ловкости, быстроты и гибкости пойдут на пользу детям. И наоборот упражнения статического характера вызывают напряжение мышц и их утомление. Поэтому в занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста такие упражнения противопоказаны, а так же упражнения силовой направленности.

На сегодняшний день в нашей стране создан значительный тренерский потенциал, обладающий большим тренерским опытом. Однако если тренировать детей дошкольного и младшего школьного возраста по той методике подготовки, по которой сегодня готовят детей среднего и старшего школьного возраста, то это будет наверно не совсем правильно и логично. Так как дошкольный и младший школьный возраст имеет свои особенности, которые следует учитывать при подготовки этой категории детей:

1) Для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. То есть процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети на тренировках отказываются слушать задание и им не терпится приступить к его выполнению. Поэтому объяснять задание нужно четко и кратко.

2) Импульсивность, несдержанность чувств, эмоциональность можно увидеть в поведении детей на тренировках.

3) Внимание в этом возрасте неустойчивое и не достаточна, развита память. В связи с этим дети не могут запоминать большие объемы информации, касающиеся тактических навыков и уловок. Учитывая это необходимо использовать на занятии поэтапное объяснение.

4) Считается, что в этом возрасте преобладает механическое запоминание. Дети запоминают технические элементы, не стараясь осмыслить их и задуматься над ними.

5) Дети этого возраста нередко переоценивают свои физические возможности. Поэтому необходимо тщательно следить за их состоянием во время тренировки. Для того чтобы не допустить переутомления.

На примере данных трех федераций количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с каждым годом увеличивается, а научно обоснованные методики подготовки подробно описаны в программе (“Таэквондо итф для ДЮСШ и СДЮШОР, 2009 г под ред. Калашникова Ю.Б.) только для детей среднего и старшего школьного возраста. Поэтому есть необходимость разработать программу и методику подготовки для детей более раннего возраста. В которой будут подробно описаны упражнения, даны указания по объему и интенсивности нагрузки, а так же последовательность их выполнения на этапе предварительной подготовки.



Статья сборника трудов Всероссийской научной конференции

Физическая культура и спорт в современном обществе”

Хабаровск, 24-25 марта 2014г.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.