12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гогаева Марина Бимболатовна124
1

Доклад «Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приемы и формы преподавания предметного содержания. Критерии результативности урока»

Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приемы и формы преподавания предметного содержания. Критерии результативности урока.

 

Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра.

Сенека.

 

Основу содержания деятельности учителя на уроке по ФГОС составляют три взаимосвязанные этапы урока:

целеполагание,

самостоятельная продуктивная деятельность обучающихся,

рефлексия.

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?

Это процесс:

выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности);

совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности. (слайды №  3,4,5)

На современном уроке учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

 Цели должны быть:

- понятны, осознаны

- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);

- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

 

Как подготовить и провести урок, учитывая требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.

Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре современного урока, при этом учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Охарактеризовать цель - значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность. Существует даже наука о целеполагании – матетика, основанная Я. Коменским, которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, то есть предполагаемых плодов деятельности, для этого требуется следующее :

наличие познавательного стремления ученика;

определение учеником предмета своей цели;

умение ученика определить свою связь с предметом цели;

представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели,

-вербальное (словесное) формулирование цели;

предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;

наличие средств для достижения цели;

-соотношение получаемых результатов с целью;

корректирование поставленной цели.

Таким образом, цели должны быть реальны, достижимы , инструментальны, технологичны диагностичны.

Считаю, что проблема целеполагания особо актуальна для учащихся, поскольку им предстоит определиться со своей будущей профессиональной деятельностью. Перед образовательным учреждением стоит нелёгкая задача — выпустить целеустремленных людей, умеющих не только ставить цели, но и достигать их. Однако преподавательский опыт показывает, что чаще всего при выстраивании цели учащиеся сталкиваются с тем, что не знают своих личных особенностей — ресурсов (как положительных, так и отрицательных черт), не умеют планировать своё время и, самое главное, не умеют выстраивать такие цели, которые способствуют развитию успешной личности. Успешная личность — это, во-первых, личность целеустремленная, имеющая мотивацию на достижение успеха. Задумайтесь, какой процент ваших учащихся мотивирован на успех и не испытывает трудностей при постановке и реализации цели? Известно ли им, что фундаментом для формирования навыков целеполагания являются мечты, которые зачастую в подростковой среде ограничены приобретением материальных благ (компьютер, машина и прочее). Гораздо реже встречаются мечты, способствующие личностному развитию и становлению человека.

На современном уроке учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

 Цели должны быть:

- понятны, осознаны

- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);

- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

Можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы (слайд №  6):

Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.

Креативные цели – составление сборника задач; сочинение; конструирование модели; рисование картины.

Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.

Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. (слайд №     )

Список целей, выявленных при опросе, может оказаться следующим:

Изучить материал учебника.

Усвоить основные понятия и законы темы.

Подготовить сообщение по одной из проблем.

Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе, тесту.

Выполнить самостоятельное проект по выбранной теме.

Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.

Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.

Научиться работать с техническими средствами.

Проявить и развить свои способности.

Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.

Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.

Научиться решать задачи и проблемы по теме.

Свой вариант цели.

С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении.

Чтобы предупредить возможную рассогласованность необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания.

В начале обучения конкретной учебной дисциплине цели педагога следующие:

а) помочь ученикам создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для детей вопросы); ученикам предлагается составить схему, нарисовать символ предмета;

 

б) для формирования образа деятельности в новой теме следует предложить детям выполнить основные виды деятельности, например, пронаблюдать что происходит со словом при его изменении; в) через созданные детьми начальные образовательные продукты и опробованные ими виды деятельности вывести их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них

период времени;

г) составить учебную программу.

Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:

диагностика целей учеников;

анализ и систематизация полученных данных;

конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

Этап диагностики ученических целей можно провести с помощью письменного анкетирования. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. Список целей может выглядеть так:

изучить материал учебника;

усвоить основные понятия и законы темы;

подготовить доклад по одной из проблем (указать);

качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);

выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);

овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;

углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);

научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;

проявить и развить свои способности (назвать их);

организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;

получить хорошую отметку на зачёте;

научиться решать задачи и проблемы по теме;

свой вариант цели.

В данном случае ученики не составляют собственной иерархии целей, а используют уже составленную учителем. Такой подход позволяет получить обобщенные данные по доминирующим направлениям целеполагания в классе или группе учеников.

Анализ ответов на анкету позволяет учителю судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях.

После анализа полученных от учеников данных учитель получает полную картину ученических предпочтений, с учетом которых формулирует приоритетные цели обучения.

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки.

Анализ и систематизация полученных данных

Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:

- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)

-цели № 3,5,8 – креативные наклонности

- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы

-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные)

 -цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)

При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.

При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать:

 сформировать …

 познакомить…

 дать представление …

 раскрыть…

 продемонстрировать…

 соотнести…

 систематизировать…

(слайды  №  7,8):

Для учащихся целеполагание  -  процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.

Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.

Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.

При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых правилах:

Актуализация знаний;

Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.

Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели.

Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

На каждом этапе урока подводится вывод:

Что это задание дает?

Кто уже добился той цели, которую ставил?

Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Приемы целеполагания                                    (слайд  №  10):

Некоторые приемы целеполагания, которые я использую на уроке:

Тема-вопрос (слайд  №  11)  

Работа над понятием (слайд  №  12)  

Ситуация Яркое пятно (слайд  №  13)  

Группировка (слайд  №  14)  

Домысливание (слайд  №  15)  

Проблема предыдущего урока (слайд  №  16)  

Подводя итог сказанному, предлагаю вам следующий отрывок:

В романе американского писателя И.Стоуна «Муки радости» о величайшем итальянском скульпторе, живописце, архитекторе и поэте эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти есть диалог, отражающий суть современного урока и роль учителя и ученика в нём.

13- летний Микеланджело пришёл поступать в знаменитую итальянскую школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо. Между ними состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие вопросы:

- Умеешь ты рисовать?

- Я умею учиться…

Учитель и ученик поняли друг друга, и талант Микеланджело, его слава, трудолюбие, желание учиться пережили века…

 

Анализ и систематизация полученных данных

Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:

- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)

-цели № 3,5,8 – креативные наклонности

- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы

-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные)

 -цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)

При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.

При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать:

 сформировать …

 познакомить…

 дать представление …

 раскрыть…

 продемонстрировать…

 соотнести…

 систематизировать…

(слайды  №  7,8):

Для учащихся целеполагание  -  процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.

Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.

Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.

При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых правилах:

Актуализация знаний;

Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.

Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели.

Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

На каждом этапе урока подводится вывод:

Что это задание дает?

Кто уже добился той цели, которую ставил?

Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Приемы целеполагания                                    (слайд  №  10):

Некоторые приемы целеполагания, которые я использую на уроке:

Тема-вопрос (слайд  №  11)  

Работа над понятием (слайд  №  12)  

Ситуация Яркое пятно (слайд  №  13)  

Группировка (слайд  №  14)  

Домысливание (слайд  №  15)  

Проблема предыдущего урока (слайд  №  16)  

Подводя итог сказанному, предлагаю вам следующий отрывок:

В романе американского писателя И.Стоуна «Муки радости» о величайшем итальянском скульпторе, живописце, архитекторе и поэте эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти есть диалог, отражающий суть современного урока и роль учителя и ученика в нём.

13- летний Микеланджело пришёл поступать в знаменитую итальянскую школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо. Между ними состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие вопросы:

- Умеешь ты рисовать?

- Я умею учиться…

Учитель и ученик поняли друг друга, и талант Микеланджело, его слава, трудолюбие, желание учиться пережили века…

        

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 6 классе " Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного употребления". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Технология проблемного обучения, на мой взгляд, является приоритетной в процессе изучения русского языка и литературы.

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

при постановке проблемных вопросов. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Упражнение в домашней работе, учитель преднамеренно указывает такую, при выполнении которого, у учащихся должны возникнуть трудности с его выполнением, из-за недостаточности знаний. (Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.)

«Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд, в преподавании русского языка. В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»

Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.