12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калёнова Ксения Андреевна373
Образование:2013-2017г.-Самарский государственный социально-педагогический университет (СГСПУ) - бакалавриат «Психология образования»; 2017г.-по настоящее время–СГСПУ-магистратура «Социальная психология».
Россия, Саратовская обл., Ивантеевка

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Факультет психологии и специального образования

Кафедра педагогики и психологии


 


 

Отчёт по производственной преддипломной практике


 

 


 

Выполнил:

Студент 4 курса

Направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, академический балавриат

Калёнова Ксения Андреевна

Подпись__________________

 

Потоковый руководитель:

Доцент, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии

Савицкая Елена Матвеевна

Подпись__________________


 

Самара, 2017

Паспорт образовательного учреждения

Общая информация

название (по Уставу)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Ивантеевка» Саратовской области

Тип и вид

Общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа

Статус

Базовая школа

Организационно-правовая форма

Муниципальное общеобразовательное

учреждение

Учредитель

Администрация Ивантеевского муниципального района Саратовской области

Год основания

1937

Юридический адрес

413950 Саратовская область, Ивантеевский район, с. Ивантеевка, ул Советская, 14;

Телефон

8(84579)5-16-33

Факс

8(84579)5-16-33

e-mail

sosh.ivanteevka@mail.ru  

Адрес сайта в Интернете

http://ivanteevka.sarmo.ru /

Должность руководителя

Директор

Фамилия, имя, отчество руководителя

Калёнова Светлана Васильевна

Лицензия (дата выдачи, №, кем выдана)

25.05.2015. №2130 Министерством образования Саратовской области

Структура образовательного учреждения

Начальная, основная

Форма ученического самоуправления

Школьная Республика «Луч»

Библиотечный фонд школы (тыс. томов);

8000 томов – художественной литературы; 3200 – учебников; 200 – дидактических материалов;120 – медиатека

Спортивный и актовые залы;

Спортивный зал площадью – 297кв.м,

актовый зал – 158 кв.м.

Общее количество педагогических работников:

42

Программы обучения в начальной школе (указать название)

Программа «Школа России»,

УМК под ред. Виноградовой.

4 класс - Система Л.В.Занкова

Изучаемые иностранные языки (указать в каких классах)

Английский (2-11)

Направления, по которым организовано дополнительное образование в общеобразовательном учреждении:

  • - художественно-эстетическое

+

- социально-педагогическое

-

- военно-патриотическое

+

- эколого-биологическое

-

- научно-техническое

+

- туристско-краеведческое

+

- естественно-научное

+

- социально-экономическое

-

- культурологическое

-

- физкультурно-спортивное

+

- спортивно-техническое

-

Общее число кружков, секций, студий, факультативов, клубов и других форм дополнительного образования, работающих в школе.

37

Процент учащихся, занимающихся в кружках, секциях, студиях, клубах, посещающих факультативы

63%

Используемые образовательные технологии (указать какие)

Проектного обучение, проблемное обучение личностно-ориентированный подход в обучении, исследовательский метод в обучении, технология разноуровнего обучения, система инновационной оценки «Портфолио», здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве, игровые технологии, технология коммуникативного обучения.

Традиции

Проведение научно-практической конференции «Созвездие», школьный тур предметных олимпиад, «Уроки мужества», юбилеи школы, праздник последнего звонка, выпускные вечера, итоговое родительское собрание, дни здоровья, ежегодные экологические десанты, дни самоуправления, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Смотр строя и песни», спортивные соревнования «Олимпийцы среди нас».

 

План производственной преддипломной практики

(13.03.2017 г. – 9.04.2017г.)

Дата

Вид и содержание деятельности (примечание)

1 неделя

Установочная конференция по практике

Прибытие в школу. Знакомство со спецификой образовательного учреждения; с законодательно-правовыми и нормативными документами, регулирующие деятельность психолога в ОУ; с основными направлениями деятельности психолога ОУ; с основными целями, задачами, формами и средствами работы психолога; с оснащением и оформлением кабинета психолога; с нормативной, специальной и организационно– методической документацией психолога – проведение качественного анализа модели деятельности психолога образовательного учреждения, написание паспорта ОУ.

Изучение годового плана психолога ОУ, составить план комплексной психолого-педагогической практики в данном образовательном учреждении с учетом реализации всех направлений деятельности психолога.

Осмысление возможности реализации своего исследования в данном ОУ. Скорректировать свою практическую деятельность по теме исследования с графиком занятий (или работы) школьников и учителей.

Подбор материала для программы формирующего эксперимента (содержание тренинговых занятий, материалы по психопросвещению и т.д.).

Корректировать плана мероприятий по программе эксперимента с графиком занятий учеников и работой учителей.

Теоретическое исследование проблемы своего исследования: подбор материалов по данной проблеме, написание рецензии на научную статью (близкую к теме исследования), составление библиографического списка по теме исследования.

Подбор материала для тренинговых занятий, составление списка необходимого реквизита для их проведения в процессе формирующего эксперимента.

2 неделя

Проведение формирующего эксперимента путём реализации программы психокоррекции ориентированной на работу с младшими подростками, имеющими различные страхи и повышенные или высокий уровень тревожности.

Занятие №1. Вводное «Давайте знакомиться!»

Цель: установление контакта с младшими подростками, создание положительного настроя к предстоящим занятиям

Задачи:

- знакомство с психокоррекционной группой младших подростков;

- определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий у младших подростков с помощью беседы и диагностического материала

- снятие психологических барьеров

-развитие рефлексии

Занятие № 2 «Боюськи-доверюськи»

Цель: сплочение группы, активизация страхов младших подростков, развитие способности самовыражения чувств.

Задачи:

- понять интересы, увлечения младших подростков, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира с помощью арт-терапевтической техники;

- формирование чувства доверия к окружающим людям

- развитие рефлексии

Занятие №3 «Неправильные правильности»

Цель: предоставление младшим подросткам возможности проявления реальных чувств, выработка эффективного группового взаимодействия и формирование способности «не бояться говорить».

Задачи:

- облегчение самовыражения через освобождение от страха сделать ошибку;

- снятие психосоматического напряжения;

- развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний.

- развитие рефлексии

Занятие №4. «Быть взрослым не страшно».

Цель: предоставление возможности младшим подросткам для актуализации страха и содействовать укреплению чувства взрослости.

Задачи:

- создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение;

- нахождение решений той или иной задачи;

- развитие способности преодоления трудностей;

- формирование чувство эмпатии и сопереживания;

- развитие рефлексии.

Занятие №5. «Обрывки памяти»

Цель: деролизация страха и преодоление страха падения.

Задачи:

- отреагирование детских страхов;

- создание позитивных эмоциональных установок;

- отреагирование агрессии.

- развитие рефлексии.

Занятие №6. «Доверяй – не проверяй!»

Цель: формирование доверия к окружающим и содействие развитию спонтанности.

Задачи:

- способствовать расширению ролевого репертуара;

- снятие психологических зажимов;

- развитие чувства ответственности за окружающих;

- облегчение страха быть не как все;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие рефлексии.

3 неделя

Занятие №7 «Праздник непослушания»

Цель: предоставить младшим подросткам возможность получения незнакомого опыта.

Задачи:

- содействие проявлению истинных чувств младшего подростка;

- содействие укреплению чувства взрослости и ответственности;

- развитие уверенности в себе;

- формирование жизненных планов;

- развитие рефлексии.

Занятие №8 «Добрые Якалки»

Цель: преодоление страха самовыражения.

Задачи:

-содействие повышению самоуважения младшего подростка;

- принятие младшим подростком новой ситуации;

- усиление «Я» ребёнка.

- формирование уверенности в себе;

- повышение заниженной самооценки;

- обучение самовыражению;

- развитие рефлексии.

Занятие №9 «Я в контакте с собой»

Цель: развитие самоконтроля, внимания, умения распознавать и изображать чувства и настроение других людей.

Задачи:

- помочь осознать свою уникальности, развивать свою самоценность;

- помочь осознать индивидуальность и уникальность своих одноклассников;

- развитие рефлексии.

Завершение формирующего эксперимента путём реализации программы психокоррекции ориентированной на работу с младшими подростками, имеющими различные страхи и повышенные или высокий уровень тревожности.

Занятие №10 «Я справился, мы справились»

Цель: преодоление застенчивости, формирование уверенности, проработка школьной тревожности в безопасной форме.

Задачи:

- развитие воображения;

- снятие эмоционального напряжения;

- повышение позитивного настроения;

- подведение итогов;

- развитие рефлексии.

4 неделя

Проведение повторного диагностического обследования по теме исследования; осуществление количественного анализа полученных данных.

Осуществление качественного анализа полученных данных в ходе проведения диагностического обследования.

Написание психологических заключений и разработка рекомендаций для учеников, их родителей, учителей по результатам диагностики. Оформление аналитических справок по результатам диагностических обследований в соответствии с планом их содержания.

Сравнительный анализ полученных данных в ходе первичного и вторичного диагностического обследования. Написание аналитической справки.

Анализ реализации программы психокоррекции ориентированной на работу с младшими подростками, имеющими различные страхи и повышенные или высокий уровень тревожности. Установление её эффективности.

Доклад администрации школы о результатах проведённого исследования на базе МОУ «СОШ с.Ивантеевка»

Осуществление анализа проделанной работы, составление и оформление отчёта по практике.

Итоговая конференция по практике.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дневник практики (13.03.2017 г. – 9.04.2017 г.)


 

День

Содержание деятельности

Анализ деятельности

13.03.

Установочная конференция практики

Сегодня был организационный день. Руководитель практики Е.М. Савицкая познакомила нас с содержанием практики, рассказала о критериях оценивания отчёта по практике.

14.03.

Прибытие в школу. Знакомство со спецификой образовательного учреждения; с законодательно-правовыми и нормативными документами, регулирующие деятельность психолога в ОУ; с основными направлениями деятельности психолога ОУ; с основными целями, задачами, формами и средствами работы психолога; с оснащением и оформлением кабинета психолога; с нормативной, специальной и организационно– методической документацией психолога – проведение качественного анализа модели деятельности психолога образовательного учреждения, написание паспорта ОУ.

Первый день практики прошёл хорошо. Его можно назвать ознакомительным. Удалось познакомиться с администрацией школы, педагогом-психологом и его спецификой работы в ОУ, с законодательно-правовыми и нормативными документами, регулирующие деятельность психолога в ОУ. В завершении рабочего дня мы вместе написали паспорт ОУ.

15.03.

Изучение годового плана психолога ОУ, составить план комплексной психолого-педагогической практики в данном образовательном учреждении с учетом реализации всех направлений деятельности психолога.

Осмысление возможности реализации своего исследования в данном ОУ. Скорректировать свою практическую деятельность по теме исследования с графиком занятий (или работы) школьников и учителей.

Подбор материала для программы формирующего эксперимента (содержание тренинговых занятий, материалы по психопросвещению и т.д.).

Корректировать плана мероприятий по программе эксперимента с графиком занятий учеников и работой учителей.

Второй день практики оказалась трудоёмким. Вместе с психологом ОУ мы составили подробный план практики с учётом темы моего исследования. Необходимой оказалась корректировка школьного расписания уроков, для выделения часов на проведение диагностики и психокоррекционной программы в 5-х классах.

Во второй половине дня я занималась подбором материала для тренинговых и психопросветительских мероприятий.

16.03.

Начало теоретического исследования проблемы своего исследования: подбор материалов по данной проблеме, написание рецензии на научную статью (близкую к теме исследования), составление библиографического списка по теме исследования.

Третий день – «бумажный день». В соответствии с БРК практики, были выполнены некоторые задания, а именно написание рецензии на научную статью и составление библиографического списка.

17.03.

Подбор материала для тренинговых занятий, составление списка необходимого реквизита для их проведения в процессе формирующего эксперимента.

Сегодня началась подготовка к формирующему эксперименту. Задача по подбору диагностических методик была успешно выполнена. Оставалось заготовить стимульные материалы для учеников.

По просьбе директора, заранее был составлен список необходимого реквизита для тренинговых занятий. День прошёл хорошо.

18.03.

Проведение диагностического обследования по теме исследования; осуществление количественного анализа полученных данных.

День начался со знакомства с 5-ми классами. Ребята охотно выполняли инструкции, предъявляемые диагностическими методиками. Лишь у некоторых ребят возникали трудности. С которыми нам вместе удалось справится. После проведения диагностического исследования в двух 5-ых классах я приступила к количественному анализу полученных результатов. Возникли трудности с построением диаграмм. Психолог-педагог пришёл мне на помощь.

20.03.

Осуществление качественного анализа полученных данных в ходе проведения диагностического обследования.

Сегодняшний день начался с продолжения вчерашней работы, а именно, с качественного анализа полученных данных. Трудным оказалось обобщить в целом класс, т.к. ответы ребят оказались совершенно разными. Но вместе с психологом-педагогом нам удалось успешно завершить данный вид деятельности.

2.03.

Написание психологических заключений и разработка рекомендаций для учеников, их родителей, учителей по результатам диагностики. Оформление аналитических справок по результатам диагностических обследований в соответствии с планом их содержания.

По запросу администрации школы и родителей, сегодня вместе с психологом-педагогом мы занялись написанием психологических заключений и рекомендаций по конкретным ученикам 5-ых классов. Было 10 запросов.

После чего, задачей для меня было написание аналитических справок по результатам диагностических обследований в соответствии с планом их содержания. С данным видом деятельности трудностей не возникло.

22.03.

Проведение формирующего эксперимента путём реализации программы психокоррекции ориентированной на работу с младшими подростками, имеющими различные страхи и повышенные или высокий уровень тревожности.

Занятие №1. Вводное «Давайте знакомиться!»

Цель: установление контакта с младшими подростками, создание положительного настроя к предстоящим занятиям

Задачи:

- знакомство с психокоррекционной группой младших подростков;

- определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий у младших подростков с помощью беседы и диагностического материала

- снятие психологических барьеров

-развитие рефлексии

Посоветовавшись с психологом-педагогом, нами был выбран экспериментальный класс – 5 «А». Заручившись разрешением родителей на проведение с их детьми тренинговых занятий, я приступила к реализации программы психокоррекции ориентированной на работу с младшими подростками, имеющими различные страхи и повышенные или высокий уровень тревожности.

Первое занятие прошло в очень дружной, весёлой и комфортной как для меня, так и для детей атмосфере. Ребята смело проговаривали свои страхи и тревоги. Для релаксации мной было применено арт-терапевтическое средство – ассоциативные спектрокарты А. Копытина. Дети остались в восторге от занятия.

23.03.

Занятие № 2 «Боюськи-доверюськи»

Цель: сплочение группы, активизация страхов младших подростков, развитие способности самовыражения чувств.

Задачи:

- понять интересы, увлечения младших подростков, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира с помощью арт-терапевтической техники;

- формирование чувства доверия к окружающим людям

- развитие рефлексии

Десятый день практики начался с улыбок уже мне знакомых пятиклашек. Они с удовольствием выполняли все упражнения, заявленные в сегодняшнем тренинге.

На прощание, ребята попросили приходить меня каждый день, так как они чувствуют, что уже не так сильно бояться того, чего боялись раньше.

24.03.

Занятие №3 «Неправильные правильности»

Цель: предоставление младшим подросткам возможности проявления реальных чувств, выработка эффективного группового взаимодействия и формирование способности «не бояться говорить».

Задачи:

- облегчение самовыражения через освобождение от страха сделать ошибку;

- снятие психосоматического напряжения;

- развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний.

- развитие рефлексии

Услышав название сегодняшнего занятия, пятиклассники были в некотором недоумении: «Как такое может быть?». Интрига сохранялась до первого упражнения «Неправильный рисунок». Ученики оказались настолько хорошими фантазёрами, что некоторые из ребят уже смеялись над своими страхами и тревогами. Меня это радует.

Стоит заметить, что класс стал более сплоченнее.

25.03.

Занятие №4. «Быть взрослым не страшно».

Цель: предоставление возможности младшим подросткам для актуализации страха и содействовать укреплению чувства взрослости.

Задачи:

- создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение;

- нахождение решений той или иной задачи;

- развитие способности преодоления трудностей;

- формирование чувство эмпатии и сопереживания;

- развитие рефлексии.

Сегодня с ребятами мы попробовали быть как взрослые. В этом нам помогли арт-терапивтические средства рисования и психодраммы.

Некоторым ребятам трудно было поставить себя на место взрослого ребята, а некоторым – наоборот.

В ходе рефлексии, пятиклассники радовались тому, что чувствуют себя увереннее, сильнее, появилось хорошее настроение.

27.03.

Занятие №5. «Обрывки памяти»

Цель: деролизация страха и преодоление страха падения.

Задачи:

- отреагирование детских страхов;

- создание позитивных эмоциональных установок;

- отреагирование агрессии.

- развитие рефлексии.

В сегодняшнем тренинге нам удалось применить сразу несколько арт-терапевтических средств, а именно: рисование, психодрама, апликация.

В конце занятия ребята чувствовали себя отдохнувшими, у них появились силы на выполнение домашнего задания, остался памятный подарок, созданный своими руками.

Ребята остались довольны.

28.03.

Занятие №6. «Доверяй – не проверяй!»

Цель: формирование доверия к окружающим и содействие развитию спонтанности.

Задачи:

- способствовать расширению ролевого репертуара;

- снятие психологических зажимов;

- развитие чувства ответственности за окружающих;

- облегчение страха быть не как все;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие рефлексии.

Сегодня абсолютно все упражнения были на взаимодействие. Первоначально ученикам это давалось трудно, они стеснялись, чувствовали себя зажатыми. Но в ходе группового рисования, они охотно начали делиться своими эмоциями, идеями, мыслями. Появилась дружеская атмосфера в классе.

На вопросы о страхах в ходе рефлексии ребята отвечали не задумываясь, просто, открыто.

29.03.

Занятие №7 «Праздник непослушания»

Цель: предоставить младшим подросткам возможность получения незнакомого опыта.

Задачи:

- содействие проявлению истинных чувств младшего подростка;

- содействие укреплению чувства взрослости и ответственности;

- развитие уверенности в себе;

- формирование жизненных планов;

- развитие рефлексии.

Сегодня было предпоследнее занятие. Мы решили устроить в связи с этим «Праздник непослушания». «Боролись непослушными подушками», были в ролях плохих и хороших мальчиков о девочек, на «Машине времени» отправились в будущее.

В процессе рефлексии ребята отзывались о прошедшем дне, как о маленьком, весёлом, дружном путешествии.

30.03.

Завершение формирующего эксперимента путём реализации программы психокоррекции ориентированной на работу с младшими подростками, имеющими различные страхи и повышенные или высокий уровень тревожности.

Занятие №8 «Добрые Якалки»

Цель: преодоление страха самовыражения.

Задачи:

-содействие повышению самоуважения младшего подростка;

- принятие младшим подростком новой ситуации;

- усиление «Я» ребёнка.

- формирование уверенности в себе;

- повышение заниженной самооценки;

- обучение самовыражению;

- развитие рефлексии.

Вот и подошёл к концу наш формирующий эксперимент путём реализации программы психокоррекции ориентированной на работу с младшими подростками 5-го класса, имеющими различные страхи и повышенные или высокий уровень тревожности.

Ребята радовались тому, что на протяжении 7 занятий смогли преодолеть некоторые свои страхи. Поэтому мы решили немного «ПоЯкать». Рисовали любимые эмоции, а затем их селили на общий ватман. Обсуждали получившуюся картину.

Каждый из ребят с азартом делился тем, чем он сегодня гордится.

Отправились в Фантазийное путешествие, после которого ребята все вместе на общем ватмане изобразили прекрасный сад из деревьев.

На «Свечке» пятиклассники говорили о том, что занятия позволили им быть услышанными, рассказать о том, о чём раньше боялись. Им понравилось играть, рисовать, «быть актёрами».

31.03.

Проведение повторного диагностического обследования по теме исследования; осуществление количественного анализа полученных данных.

Сегодня последний день встречи с полюбившимся мне 5 «А» классом. Однако по правилам формирующего эксперимента, была запланирована встречи и с 5 «Б» классом. Была проведена вторичная диагностика и осуществлён количественный анализ данных.

1.04.

Осуществление качественного анализа полученных данных в ходе проведения диагностического обследования.

В проведении качественного анализа полученных диагностических данных мне помог педагог-психолог. Мы разделили бланки ребят поровну.

3.04.

Написание психологических заключений и разработка рекомендаций для учеников, их родителей, учителей по результатам диагностики. Оформление аналитических справок по результатам диагностических обследований в соответствии с планом их содержания.

Родителям экспериментального класса было интересно узнать, насколько у их детей снизился уровень тревожности и смог ли их ребёнок преодолеть страхи. Поэтому нами были написаны психологические заключения с рекомендациями. После чего я занялась оформлением аналитических справок.

День оказался немного трудным и скучным.

4.04.

Сравнительный анализ полученных данных в ходе первичного и вторичного диагностического обследования. Написание аналитической справки.

Этот день был для меня долгожданным. Мне интересно было поскорее узнать эффективность своей программы психокоррекции. Вместе с педагогом-психологом мы занимались составлением разного рода таблиц и диаграмм.

5.04.

Анализ реализации программы психокоррекции ориентированной на работу с младшими подростками, имеющими различные страхи и повышенные или высокий уровень тревожности. Установление её эффективности.

Радости не было предела, когда сравнительный анализ полученных данных в ходе первичного и вторичного диагностического обследования показал положительную динамику в экспериментальном классе. В целом по классу снизился уровень тревожности, нормализовался интегральный показатель страха, ряд конкретных страхов стал меньше.

6.04.

Доклад администрации школы о результатах проведённого исследования на базе МОУ «СОШ с.Ивантеевка»

Администрация школы была заинтересована узнать о результатах проведённого исследования. Отчёт мной был представлен в форме доклада. Результаты их порадовали. Администрация школы осталась благодарной за проведённое в их стенах исследование.

7.04.

Осуществление анализа проделанной работы, составление и оформление отчёта по практике.

«Бумажный день», который я провела за выполнением оставшихся заданий БРК практики, оформления отчёта по ней.

В завершении дня вместе с педагогом-психологом мы отправились к руководству школы, что заверить отчёт по практике.

8.04.

10.04.

Итоговая конференция практики.

 


 


 


 


 

Перечень диагностических методик и их содержание


 

Опросник школьной тревожности Филлипса

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

Автор методики: Филлипс

Цель методики: Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Возрастные ограничения: Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

Процедура диагностики: Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы: Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция:

«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».

Стимульный материал:

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

Похож ли ты на своих одноклассников?

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

Боишься ли ты временами вступать в спор?

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 

Обработка результатов:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы и № вопросов:

1. Общая тревожность в школе 2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58. Σ = 22

2. Переживание социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44 Σ =11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43 Σ = 13

4. Страх самовыживания 27,31,34,37,40,45 Σ = 6

5. Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26 Σ = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22 Σ = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14,18,23,28 Σ = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32,35,41,44,47 Σ = 8

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Ключ к вопросам:

« + » - ДА « - » - НЕТ

1 ─ 11 + 21 ─ 31 ─ 41 + 51 ─

2 ─ 12 ─ 22 + 32 ─ 42 ─ 52 ─

3 ─ 13 ─ 23 ─ 33 ─ 43 + 53 ─

4 ─ 14 ─ 24 + 34 ─ 44 + 54 ─

5 ─ 15 ─ 25 + 35 + 45 ─ 55 ─

6 ─ 16 ─ 26 ─ 36 + 46 ─ 56 ─

7 ─ 17 ─ 27 ─ 37 ─ 47 ─ 57 ─

8 ─ 18 ─ 28 ─ 38 + 48 ─ 58 ─

9 ─ 19 ─ 29 ─ 39 + 49 ─    

10 ─ 20 + 30 + 40 ─ 50 ─    

Результаты:

1) Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ≥ 50%; ≥ 75%). Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: - абсолютное значение - < 50%; ≥ 50%; ≥ 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по отделенному фактору ≥ 50% и ≥ 75% (для всех факторов),

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).


 

Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС)

Суть методики «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» заключается в том, что испытуемый отвечает на 24 предложенных ему вопроса о страхах, по шкале от 1 до 10, где минимальным значением страха является цифра 1, а максимальным-10.

Авторы методики: Ю. Щербатых и Е. Ивлева, ИСАС

Цель методики: Определение интенсивности страхов, а также наличия (или отсутствия) фобий.

Возрастные ограничения: Опросник предназначен для работы со взрослыми и детьми от 10 лет.

Процедура диагностики: Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы: Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу респондентов.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос попытайтесь оценить интенсивность возникающей эмоции по 10-бальной шкале, крестиком отметив, справа от вопроса интенсивность переживаний того или иного страха. Если вы совсем не испытываете данного страха, поставьте крестик на цифре «1».

Стимульный материал:

1. Можно ли сказать, что некоторые животные (например, пауки, змеи) вызывают у Вас беспокойство?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2. Боитесь ли Вы темноты?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3. Беспокоит ли Вас возможность болезненных изменений в Вашем психическом состоянии?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4. Насколько сильно Вас беспокоит возможность болезни близких людей?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5. Боитесь ли Вы оказаться жертвой преступного нападения на городских улицах?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

6. Испытываете ли Вы неприятные ощущения (учащение дыхания, сердцебиения и пр.) во время вызова на «ковер» к начальству?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

7. Страшат ли Вас возможные изменения в личной жизни (ухудшение взаимоотношений с близким человеком, неверность супруга, развод и т. п.), которые могут произойти в будущем?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

8. Знаком ли Вам страх ответственности (принятия ответственных решений)?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

9. Пугает ли Вас перспектива неизбежной старости?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

10. Возникает ли у Вас чувство страха при нарушении ритма сердца или болевых ощущениях в нем?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

11. Насколько Вас страшит перспектива бедности?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

12. Пугает ли Вас неопределенность будущего?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

13. Насколько высоко Вы можете оценить свой страх, который испытываете, когда идете на экзамен?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

14. Тревожит ли Вас возможность войны?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

15. Часто ли посещает Вас страх смерти?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

16. Возникают ли у Вас неприятные ощущения, когда Вы находитесь в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

17.Боитесь ли Вы высоты?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

18. Боитесь ли Вы глубины?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

19. Боитесь ли Вы, что в случае болезни близких людей, в Вашей жизни произойдут неблагоприятные изменения?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

20. Испытываете ли Вы повторяющийся страх заболеть каким-либо заболеванием?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

21. Испытываете ли Вы какие-либо страхи, связанные с половой функцией?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

22. Насколько Вам знаком страх самоубийства?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

23. Испытываете ли Вы страх перед публичными выступлениями?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

24. Посещает ли Вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения по отношению к своим близким (желания избить, нанести повреждения, убить и т.п.)?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Обработка результатов: После выполнения теста сложите все 24 цифры, полученные по каждому страху, и Вы получите интегральный показатель страха.

Интерпретация результатов:

Мужской вариант интегрального показателя страха:                                                      

      24 -  72 пониженный показатель;                                      

      73 -  83 средний показатель;                                         

      84 - 240 повышенный показатель;                                      

Женский вариант вариант интегрального показателя страха:                                              

       24 - 100 пониженный показатель;                                     

      101 - 107 средний показатель;                                        

108 - 240 повышенный показатель;  

Показатели интенсивности страхов №1-3, 10, 15-18, 20-24 выше 8 баллов указывают на фобическую симптоматику.

Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой)

Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Автор методики: М.А. Панфилова и А.И. Захаров

Цель методики: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей от трёх лет и подростков. Прежде чем помочь детям и подросткам в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Возрастные ограничения: Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.

Процедура диагностики: Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы: Для проведения исследования необходимы листы бумаги с изображением двух домиков (красный и чёрный) по числу учащихся.

Инструкция:

«В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном доме будут жить страшные страхи, а в красном – нестрашные. Я буду перечислять эти страхи и их номера, а ты записывай их номер в соответствующий дом».

Стимульный материал:

Взрослый перечисляет страхи и учащийся записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда остаешься один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;  

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

Эти страхи можно разделить на несколько групп:

1.     Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

2.     Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

3.     Страх смерти (умереть)

4.     Животных и сказочных персонажей

5.     Кошмарных снов, темноты

6.     Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

7.     Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Анализ результатов: Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчи­тывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Обработка результатов: Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердитель­ный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

 

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования №1

Цель диагностирования: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего подросткового возраста.

Класс: 5 «А»

Возраст: 11 лет

Количество учащихся: 13, из них мальчиков 6 и девочек 7

Диагностическая методика: Опросник школьной тревожности Филлипса

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством


 

Результаты диагностического обследования:

Количественный анализ

 

Качественный анализ

Результаты диагностического обследования показали у пятерых учеников повышенный уровень тревожности. Более подробную характеристику уровня тревожности в целом по классу можно дать с помощью составленного нами колеса баланса «Уровень тревожности по каждому фактору 5 "А" класса». Мы видим, что повышенный уровень тревожности в целом по классу наблюдается по таким отдельным факторам, как проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения.

Общий вывод: Исходя из выше сказанного, можно заключить, что повышенный уровень тревожности у учащихся 5 «А» класса проявляется через негативные эмоциональные переживания различных ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Пятиклассники переживают тревогу в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Младшие подростки ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей. Как следствие, у них появляется тревога по поводу оценок, даваемых окружающими; проявляется страх негативных оценок. Тем не менее, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе снижает успешность обучения учащихся 5 «А» класса.

Рекомендации по результатам обследования для классного руководителя

Для снижения повышенного уровня тревожности рекомендуется проводить классные часы и внеурочные мероприятия, направленные на эмоционально-физическую разгрузку учащихся, путём спортивных соревнований, физ-минуток. Это могут быть весёлые старты, упражнения по типу «Доверяющее падение», «Эмоциональные подушки».

Рекомендуется проводить занятия, в которых каждый учащийся класса мог бы себя проявить как индивидуальность. Например, «Мисс и Мистер осень», конкурс чтецов, певцов, танцоров, марафон поделок и т.п. Тем самым ученик узнаёт и развивает свои способности, получая оценку от значимых ему людей, одноклассников, родителей и учителей. В конце каждого занятия, мероприятия обязательно нужно проводить рефлексию, когда каждый младший подросток по очереди делится своими эмоциями, впечатлениями и идеями о прошедшем занятии, в то время, как одноклассники его внимательно слушают, поддерживают. Это позволит ему быть услышанным и добавит уверенности в себе и своих способностях.

Для снятия страха проверки знаний рекомендуется периодически практиковать с учащимися на классных часах методы и способы саморегуляции. Это могут быть определённые техники дыхания, мимические зарядки, упражнения, подразумевающие рисование того или иного негативного персонажа или неприятной ситуации (это поможет ребёнку отреагировать свой страх, встретиться с ним, а затем преодолеть хотя бы на время). Полезным будет проигрывания целым классом ситуаций проверки знаний, путём раздачи ученикам определённых ролей и реплик. Такое проигрывание должно стать для юных «актёров» комедией.

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования №2

Цель диагностирования: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего подросткового возраста.

Класс: 5 «Б»

Возраст: 11 лет

Количество учащихся: 13, из них мальчиков 7 и девочек 6

Диагностическая методика: Опросник школьной тревожности Филлипса

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количество

Результаты диагностического обследования:

Количественный анализ


 

Качественный анализ

Результаты диагностического обследования показали у троих учеников повышенный уровень тревожности и у одного учащегося - высокий. Более подробную характеристику уровня тревожности в целом по классу можно дать с помощью составленного нами колеса баланса «Средний уровень тревожности по каждому фактору 5 "Б" класса». Мы видим, что в среднем по классу повышенный уровень тревожности наблюдается по такому отдельному фактору, как страх ситуации проверки знаний.

Общий вывод: Исходя из выше сказанного, можно заключить, что большинство учащихся 5 «Б» класса переживают тревогу и страх в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Как следствие, у них появляется тревога по поводу оценок, даваемых окружающими; проявляется страх негативных оценок, может наблюдаться снижение успеваемости, быстрая утомляемость, головные боли, плохой сон и аппетит.

Рекомендации по результатам обследования для классного руководителя

Для снижения повышенного уровня тревожности рекомендуется проводить классные часы и внеурочные мероприятия, направленные на эмоционально-физическую разгрузку учащихся, путём спортивных соревнований, физ-минуток. Это могут быть весёлые старты, упражнения по типу «Доверяющее падение», «Эмоциональные подушки».

Рекомендуется проводить занятия, в которых каждый учащийся класса мог бы себя проявить как индивидуальность. Например, «Мисс и Мистер осень», конкурс чтецов, певцов, танцоров, марафон поделок и т.п. Тем самым ученик узнаёт и развивает свои способности, получая оценку от значимых ему людей, одноклассников, родителей и учителей. В конце каждого занятия, мероприятия обязательно нужно проводить рефлексию, когда каждый младший подросток по очереди делится своими эмоциями, впечатлениями и идеями о прошедшем занятии, в то время, как одноклассники его внимательно слушают, поддерживают. Это позволит ему быть услышанным и добавит уверенности в себе и своих способностях.

Для снятия страха проверки знаний рекомендуется периодически практиковать с учащимися на классных часах методы и способы саморегуляции. Это могут быть определённые техники дыхания, мимические зарядки, упражнения, подразумевающие рисование того или иного негативного персонажа или неприятной ситуации (это поможет ребёнку отреагировать свой страх, встретиться с ним, а затем преодолеть хотя бы на время). Полезным будет проигрывания целым классом ситуаций проверки знаний, путём раздачи ученикам определённых ролей и реплик. Такое проигрывание должно стать для юных «актёров» комедией.


 

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования №3

Цель диагностирования: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у младших подростков.

Класс: 5 «А»

Возраст: 11 лет

Количество учащихся: 13, из них мальчиков 6 и девочек 7

Диагностическая методика: Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой)

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей подросткового возраста можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...". Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Результаты диагностического обследования:

Количественный анализ

Качественный анализ

Результаты диагностического обследования показали, что у большинства учащихся 5 «А» класса преобладают такие страхи как страх нападения, бандитов (11 чел.), страх смерти (12 чел.), страх смерти родителей (13 чел.), страхи стихии (13 чел.), страх пожара (11 чел.) и войны (13 чел.).

Общий вывод: Основываясь на положениях возрастной психологии, и по мнению А.И. Захарова, наличие у младших подростков таких страхов как страх смерти, страх родителей, страх пожара и войны является возрастной нормой.

Рекомендации по результатам обследования для классного руководителя

Так как, выявленные нами страхи младших подростков 5 «А» класса характерны для их возрастной нормы, рекомендуются профилактические занятия и упражнения с детьми с помощью проективных средств (рисование, лепка, аппликация, оригами, музыкальная релаксация), просветительские лекции и семинары для родителей на темы: «Как разговаривать с ребёнком о смерти», «Правила безопасности дома и в школе», «Как разговаривать с ребёнком на его языке», «Как научить ребёнка подружиться с собственным страхом» и т.п. Это позволит укрепить эмоциональное благополучие младших подростков, прожить ситуацию страха виртуально, тем самым преодолев его вместе с классом. Ученики уже не будут чувствовать себя одинокими.

Рекомендуется проводить с учащимися дискуссии, викторины и беседы на темы о природных стихиях, а именно о их происхождениях, пользе и вреде для человека. Возможен просмотр кинофильмов и мультфильмов, соответствующих теме.

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования №4

Цель диагностирования: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у младших подростков.

Класс: 5 «Б»

Возраст: 11 лет

Количество учащихся: 13, из них мальчиков 7 и девочек 6

Диагностическая методика: Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой)

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей подросткового возраста можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...". Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Результаты диагностического обследования:

Количественный анализ


 


 


 


 


 


 



 

Качественный анализ

Результаты диагностического обследования показали, что у большинства учащихся 5 «Б» класса преобладают такие страхи как страх смерти (10 чел.), страх смерти родителей (12 чел.), страх страхи стихии (10 чел.), страх пожара (12 чел.) и войны (11 чел.).

Общий вывод: Основываясь на положениях возрастной психологии, и по мнению А.И. Захарова, наличие у младших подростков таких страхов как страх смерти, страх родителей, страх пожара и войны является возрастной нормой.

Рекомендации по результатам обследования для классного руководителя

Так как, выявленные нами страхи младших подростков 5 «Б» класса характерны для их возрастной нормы, рекомендуются профилактические занятия и упражнения с детьми с помощью проективных средств (рисование, лепка, аппликация, оригами, музыкальная релаксация), просветительские лекции и семинары для родителей на темы: «Как разговаривать с ребёнком о смерти», «Правила безопасности дома и в школе», «Как разговаривать с ребёнком на его языке», «Как научить ребёнка подружиться с собственным страхом» и т.п. Это позволит укрепить эмоциональное благополучие младших подростков, прожить ситуацию страха виртуально, тем самым преодолев его вместе с классом. Ученики уже не будут чувствовать себя одинокими.

Рекомендуется проводить с учащимися дискуссии, викторины и беседы на темы о природных стихиях, а именно о их происхождениях, пользе и вреде для человека. Возможен просмотр кинофильмов и мультфильмов, соответствующих теме.


 

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования №5

Цель диагностирования: Определение интенсивности страхов, а также наличия (или отсутствия) фобий.

Класс: 5 «А»

Возраст: 11 лет

Количество учащихся: 13, из них мальчиков 6 и девочек 7

Диагностическая методика: Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС)

Суть методики «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» заключается в том, что испытуемый отвечает на 24 предложенных ему вопроса о страхах, по шкале от 1 до 10, где минимальным значением страха является цифра 1, а максимальным-10.

Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

После выполнения теста сложите все 24 цифры, полученные по каждому страху, и Вы получите интегральный показатель страха.

Результаты диагностического обследования:

Количественный анализ

Качественный анализ

Результаты диагностического обследования показали, что в 5 «А» классе 9 учащихся имеют повышенный интегральный показатель страха, средний – 2 человека и пониженный – 2 человека. Что касается фобической симптоматики, можно отметить её наличие у 10-ти пятиклассников; у каждого из них она проявляется с разной степенью выраженностью (у кого-то обнаружен 1 симптом, а у кого-то – 4 симптома).

Общий вывод: Повышенный и средний показатели страха говорят о том, что учащиеся способны к реагированию и переживанию стрессовой ситуации, они умеют распознавать и контролировать свои эмоции. Однако, чрезмерная повышенность свидетельствует о фобической предрасположенности к конкретному виду страха. Требуется психокоррекционная работа с младшим подростком. Пониженный интегральный показатель страха свидетельствует о неспособности ребёнка выражать эмоции в стрессовой ситуации, говорить о своих страхах и тревогах с окружающими; как следствие у младшего подростка может наблюдаться быстрая утомляемость, головные боли, плохой сон и аппетит, плаксивость и т.п.

Рекомендации по результатам обследования для учителей и родителей

Для детей с повышенным интегральным показателем рекомендуются упражнения, направленные на релаксацию («музыкальное путешествие», йога, лепка, рисование красками), вечерние прогулки с семьёй, занятия в спортивных, творческих, музыкальных секциях (отреагирование «бури» эмоций через спорт, творчество, общение, взаимодействие). В процессе своей занятости ребёнок меньше акцентирует своё внимание на страхах, негативных эмоциях.

Для детей со средним интегральным показателем страха рекомендованы психопросветительские мероприятия, беседы, мозговые штурмы на темы: «Когда я злой, я какой?», «Взрослые тоже боятся…», «Давай делиться идеями», «Одиночество не про нас!» и т.п.

Для детей с пониженным интегральным показателем страха рекомендуются упражнения, требующие проигрывание сказок, жизненных ситуаций, эмоций в той или иной обстановке-ситуации (можно попросить проиграть младших подростков побыть сначала в роли плохо ребёнка, а затем – в роли плохого; поиграть с зеркалом: показать ряд эмоций самому себе). Кроме этого, рекомендуется периодически устраивать минуты «Весёлого массажа». Это способствует снятию эмоционального напряжения, раскрепощению, преодолению страха самовыражения.

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования №6

Цель диагностирования: Определение интенсивности страхов, а также наличия (или отсутствия) фобий.

Класс: 5 «Б»

Возраст: 11 лет

Количество учащихся: 13, из них мальчиков 7 и девочек 6

Диагностическая методика: Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС)

Суть методики «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» заключается в том, что испытуемый отвечает на 24 предложенных ему вопроса о страхах, по шкале от 1 до 10, где минимальным значением страха является цифра 1, а максимальным-10.

Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

После выполнения теста сложите все 24 цифры, полученные по каждому страху, и Вы получите интегральный показатель страха.

Результаты диагностического обследования:

Количественный анализ


 

Качественный анализ

Результаты диагностического обследования показали, что в 5 «Б» классе 9 учащихся имеют повышенный интегральный показатель страха, средний – 1 человек и пониженный – 3 человека. Что касается фобической симптоматики, можно отметить её наличие у 9-ти пятиклассников; у каждого из них она проявляется с разной степенью выраженностью (у кого-то обнаружен 1 симптом, а у кого-то – 4 симптома).

Общий вывод: Повышенный и средний показатели страха говорят о том, что учащиеся способны к реагированию и переживанию стрессовой ситуации, они умеют распознавать и контролировать свои эмоции. Однако, чрезмерная повышенность свидетельствует о фобической предрасположенности к конкретному виду страха. Требуется психокоррекционная работа с младшим подростком. Пониженный интегральный показатель страха свидетельствует о неспособности ребёнка выражать эмоции в стрессовой ситуации, говорить о своих страхах и тревогах с окружающими; как следствие у младшего подростка может наблюдаться быстрая утомляемость, головные боли, плохой сон и аппетит, плаксивость и т.п.

Рекомендации по результатам обследования для учителей и родителей

Для детей с повышенным интегральным показателем рекомендуются упражнения, направленные на релаксацию («музыкальное путешествие», йога, лепка, рисование красками), вечерние прогулки с семьёй, занятия в спортивных, творческих, музыкальных секциях (отреагирование «бури» эмоций через спорт, творчество, общение, взаимодействие). В процессе своей занятости ребёнок меньше акцентирует своё внимание на страхах, негативных эмоциях.

Для детей со средним интегральным показателем страха рекомендованы психопросветительские мероприятия, беседы, мозговые штурмы на темы: «Когда я злой, я какой?», «Взрослые тоже боятся…», «Давай делиться идеями», «Одиночество не про нас!» и т.п.

Для детей с пониженным интегральным показателем страха рекомендуются упражнения, требующие проигрывание сказок, жизненных ситуаций, эмоций в той или иной обстановке-ситуации (можно попросить проиграть младших подростков побыть сначала в роли плохо ребёнка, а затем – в роли плохого; поиграть с зеркалом: показать ряд эмоций самому себе). Кроме этого, рекомендуется периодически устраивать минуты «Весёлого массажа». Это способствует снятию эмоционального напряжения, раскрепощению, преодолению страха самовыражения.

Рефлексивный отчёт

Производственная «Педагогическая» практика включала в себя как теоретическую, так и практическую части. Первая половина практики была посвящена теоретической. Мы составили макет выпускной квалификационной (бакалаврской) работы на тему «Арт-терапия как средство коррекции страхов в подростковом возрасте». Тем самым определились с актуальностью и значимостью данной темы, обозначили цель и задачи исследования, произвели подбор необходимых методов и методик для обследования испытуемых, а также, уточнили структуру выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

В соответствии с требованиями БРК по производственной «Педагогической» практики, нами были выполнены следующие виды работ:

Проведено диагностическое обследование для организации формирующего эксперимента;

Составлен паспорт ОУ на основе качественного анализа специфики ОУ, модели деятельности психолога ОУ;

Составлен план комплексной психолого-педагогической практики в ОУ с учётом графика занятий учеников и работой учителей и школьного психолога;

Подобраны теоретические материалы по проблеме исследования;

Написание рецензии на научную статью «Арт-терапия в работе психолога» педагога-психолога МБСКОУ школы-интерната №4, г. Челябинска А.В. Платоновой (Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №1 (4) 2014 г.);

Составлен библиографический список по теме исследования, включающий в себя 48 источников;

Составлены перечень диагностических методик и их содержание (Опросник школьной тревожности Филлипса, Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е:. Ивлевой, ИСАС), Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой);

Оформлены 6 аналитических справок по результатам диагностических обследований;

Подобран материал для родительских собраний по проблеме исследования;

Оформлен реферативный обзор по теме исследования;

Разработаны рекомендации для кл.руководителя, учителей и родителей по исследуемой проблеме;

Подобрана система упражнений для тренинговых занятий по исследуемой проблеме.

В процессе практики нами был реализован формирующий эксперимент, необходимый для более полного изучения темы выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Формирующий эксперимент, организованный нами, включил в себя 4 этапа:

  • Первичная диагностика с помощью подобранных методик;

    Составление и проведение психокоррекционной программы с учащимися 5-ых классов;

    Вторичная диагностика с помощью подобранных методик;

    Выводы.

С помощью подобранной системы упражнений для тренинговых занятий по исследуемой проблеме мы составили и провели психокоррекционную программу для учащихся 5-ых классов. Целью данной программы стала психологическая поддержка младших подростков, имеющих различные страхи. Нами были проведены 8 мероприятий, каждое которое длится по 45 минут; использованы базовые методы и техники: релаксация, концентрация, игротерапия, телесная терапия, рисование и т.п. Результаты вторичного диагностического обследования учащихся 5-ых классов показали, что после проведения ряда мероприятий, входящих в содержания психокоррекционной программы у младших подростков снизился уровень тревожности, нормализовался интегральный показатель страха, некоторые ребята смогли преодолеть конкретные виды страхов. Таким образом, можно говорить об эффективности нашей психокоррекционной программы.

Рефлексивный отчёт: «Практика оказалась достаточно насыщенной. Я впервые провела, составленную мной и научным руководителем психокоррекционную программу, в рамках формирующего эксперимента. На опыте убедилась в том, что иногда приходится заменять тренинговые упражнения, импровизировать в ходе занятий. Не испугал тот факт, что детей в группе оказалось больше, чем я ожидала. Мы очень быстро нашли общий язык. За всё время практики самым скучным этапом для меня оказался психодиагностический. Но, понимая всю его важность и необходимость для нашего исследования, мне удалось завершить его в течение трёх дней, а именно: провести диагностическое обследование пятиклассников, проанализировать полученные данные, составить ряд рекомендаций для кл. руководителей, учителей и родителей. Покидая стены школы в последний день практики, я испытывала приятную грусть. Улыбки пятиклассников останутся в моей памяти надолго. Приятно помогать школьникам, а ещё приятнее, когда есть определённый результат этой психологической поддержки.



 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.