12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Александровна Акопян700
Россия, Саратовская обл., Саратов
11

Патриотическое воспитание на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида

Тема: «Воспитание патриотизма на уроках русского языка и чтения».

Патриотизм – это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется. Патриотизм должен формироваться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературного чтения в этом плане невозможно переоценить.

Русский язык как учебный предмет несет познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданности ей. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавших незабываемые картины родных лесов и полей, морей, гор.  В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы.

С особой теплотой относятся учащиеся к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим  не только на страницах произведений Некрасова, Бунина, Астафьева, Пришвина, но и Есенина, Рубцова, Фета, Тютчева. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, о Родной природе дают возможность  обучающимся прочувствовать душевное состояние поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу.

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащимся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей Родины в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства М.Ю. Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и многое другое. На этих уроках происходит беседа о воине 1812 года и значении бородинской битвы, рассказ о М.Ю. Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляется в возвышенно-патетическом и разговорных стилях. Главное при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжает нас волновать и сейчас? Почему во время великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня Крылова И.А. «Волк на псарне»

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе Шолохова М.А. «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз даст школьникам возможность почувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?» «А как бы ты поступил на его месте?» Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.

Героизм. Патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражения в поэтических произведениях о войне, рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, разгадать кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.

Опубликовано в группе «Патриотическое воспитание на уроках в коррекционной школе 8 вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.