12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Екатерина Александровна110
Россия, Иркутская обл., Иркутск
5

Петрушенко Е.А., Лиханова И.П. "ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА "

Лиханова И.П., Петрушенко Е.А.

ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ​​​​​​​

Начало обучения ребенка начинается уже в дошкольном учреждении. «Формирование произношения с элементами обучения грамоте» - одно из занятий, которое создаёт не только педагогическую готовность ребёнка к школе, формирует фонематический слух и восприятие, но и позволяет развивать мыслительные процессы: память, внимание, воображение, анализ и синтез. Это занятие требует от детей сложных умственных операций, большого умственного напряжения. Поэтому использование игровых приемов на логопедических занятиях по обучению грамоте и развитию речи – это наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой, мотивационной и познавательной активности ребенка.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является создание условий для формирования у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе родного языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова на уровне звуков, слогов, слов, определению порядка следования звуков, слогов в слове, установлению различительной роли звука, основных артикуляторных и акустических его характеристик.

Детям с тяжёлыми нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. дети в основном оперируют образами, а не понятиями. На помощь учителю-логопеду приходят игры и игровые приёмы.

Очень широко можно использовать литературных персонажей, которые выполняют разные функции: приносят задания, помогают детям их выполнить, проверяют правильность выполнения задания, просят детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, определяют место звука в слове, подсказывают пропущенный звук или слог в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные звуки, слоги и слова, составляют слоговые и звуковые схемы слов, дифференцируют звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Как правило, это Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Принцесса Азбука, гномики: Атик, Утик, Этик, Итик, Отик, Ытик.

Создание игровой ситуации на занятиях по совершенствованию произносительной стороны речи и подготовки к овладению элементарными навыками чтения и письма позволяет детям в игровой форме познакомиться с понятиями « гласный звук», «согласный звук», «согласный звонкий звук» и др., учит различать их, дифференцировать. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Как правило, это занятия-путешествия, экскурсии. Например: «Путешествие в сказочную страну Принцессы Азбуки», где дети знакомятся с каким-либо звуком и буквой, выполняют различные задания по звуковому анализу и синтезу, «Экскурсия по волшебной полянке гласных звуков», где закрепляются знания о гласных звуках и буквах, «Путешествие в лес согласных звуков», где создаются условия для знакомства с понятиями «согласный звонкий звук», «согласный глухой звук». «В гостях у Принца мягкого звука и Принца твёрдого звука». На этом занятии игровая ситуация позволяет дифференцировать согласные звуки по твёрдости и мягкости, формирует предпосылки звукового анализа и синтеза слова. В ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

Очень важна роль наглядного занимательного материала. Повышается эмоциональный настрой, интерес и мотивация детей. Так на этапе ознакомлении детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий можно применять пособия: «Полянка гласных звуков», «Лес согласных звуков». При ознакомлении с твердыми и мягкими согласными звуками к детям приходят в гости два героя: Принц твёрдого звука и Принц мягкого звука. Дети показывают, как по-разному Принцы выполняют действия: расчёсывают волосы, шагают, хлопают в ладоши, гладят себя по голове, т.е. определяют их характер (сильный – слабый). Это позволяет понять разницу между твёрдыми и мягкими звуками и позволяет наглядно увидеть, чем один звук отличается от другого. Пособие «Фонтан» позволяет дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости в словах. Дети должны разложить картинки (капельки воды) в двух направлениях. Принц Звонкого звука и принц Глухого звука приходят для того, чтобы познакомить с понятиями «звонкий согласный», «глухой согласный», научить дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

Очень интересны детям игровые ситуации и стихотворные тексты. При ознакомлении со звуками, используются сказки о гномиках гласных звуков и соотнесение звуков речи с артикуляцией звука и моделями гласных звуков: У – маленький кружок (гномик Утик), А – большой кружок (гномик Атик), И – прямоугольник (гномик Итик), Ы – овал (гномик Ытик) ,Э – треугольник (гномик Этик) , О – овал (гномик Отик). Согласные звуки тоже можно соотнести с образами: Р - рычит собака, Ж – жужжит жук, Ш – шипит змея и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира. Например,

К – дождинки бьют по крыше,

Г – горох лущат нам мыши.

Х – хомяк храпит во сне,-

Ц – разбудим по весне.

Таким образом, включение игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте помогает детям овладеть звукобуквенным анализом и синтезом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия. Дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Играть в логопедические игры становится весело и занимательно.

Литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Пособие для дошкольников. – Москва: Издательство «Баласс», 2003. – С. 61-63.

2. Карельская Е. Использование символов в работе над звуком. // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – С. 23-33.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.