12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Конева Алена Владимировна572 Россия, Архангельская обл., п.Глубокий |
План-конспект урока 6 кл
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Перпендикулярные прямые»
| ФИО (полностью) | Конева Алена Владимировна | |
| Место работы | ||
| Должность | учитель | |
| Предмет | математика | |
| Класс | 6 | |
| Тема и номер урока в теме | Перпендикулярные прямые. Первый урок в теме. | |
| Базовый учебник | Н. Я Виленкин, В.И. Жохов |
Цель урока: формирование у обучающихся понятия перпендикулярные прямые, перпендикулярные лучи(отрезки).
Задачи:
- обучающие
1. познакомить обучающихся с понятием «перпендикулярные прямые, отрезки и лучи»;
2. показать способы построения перпендикулярных прямых;
3.сформировать умения строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного
треугольника и чертежного транспортира.
-развивающие
1. развивать навыки построения геометрических фигур;
2. развивать мышление, познавательный интерес, культуры речи. 3.работать над формированием навыков самостоятельной работы, работы в парах.
4.развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами
-воспитательные
1. воспитание чувства ответственности, толерантности;
2. совершенствовать навыки общения.
Тип урока урок изучения нового материала
Формы работы учащихся индивидуальная, парная, фронтальная, практическая деятельность
Необходимое техническое оборудование компьютер, видеопроектор, экран.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность(«хочу») | Приветствуют учителя | 1 мин | |
2 | Актуализация знаний. Введение в тему. | -Тема нашего урока: «Перпендикулярные прямые». Цель урока. -Но для начала нам нужно вспомнить некоторые геометрические фигуры. Посмотрите и скажите, какие геометрические фигуры изображены? -Какими особенностями обладают эти фигуры? Пересекутся или нет изображенные фигуры? Почему? –Какие виды углов вы знаете?
| Записывают тему в тетрадь. -Познакомиться с перпендикулярными прямыми, научиться их чертить. отрезок АВ, прямая СР, луч ЕТ, прямой угол О
Ответы обучающихся. -прямой, острый, тупой, развернутый | 2,5 мин | |
-Как называется прибор для измерения углов? Дайте определение прямого угла. Оцените свою работу.
| -транспортир -угол, градусная мера которого равна 90°, называется прямым углом. Самооценка. | ||||
3 | Изучение нового материала («открытие детьми нового знания») | ЭОР И –типа №1 | -Постройте пересекающиеся прямые. Обозначьте их. –Сколько углов получилось при пересечении этих прямых? -Что у них общего? -Что можете сказать о парах этих углов? (Использование ЭОР шаг1) –Если все четыре угла равны между собой, то каждый угол равен 90°. –Не по клеткам в тетради постройте две прямые так, чтобы при их пересечении получилось четыре прямых угла. -Какие инструменты надо использовать при построении прямых?
| Строят прямые. Отвечают на вопросы. -4 угла -Общая вершина- точка пересечения прямых. -Они равны. -Чертежный треугольник с прямым углом, транспортир. | 18 мин |
ЭОР И-типа №1 | Определение. Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называются перпендикулярными.(шаг 2,3) Если при пересечении двух прямых образуется один прямой угол, то и три остальных угла тоже будут прямые.(шаг4) - Изучая геометрические фигуры, вы уже не раз встречались с перпендикулярными прямыми. Например, смежные стороны прямоугольника перпендикулярны. Как убедиться в том, что две линии (прямые) перпендикулярны? С древних пор строители проверяли перпендикулярность стены основанию дома с помощью отвеса, то есть грузика на веревке. Отсюда и произошло название перпендикуляра: латинское «перпендикулярис» означает «отвесной». Обозначают: а в | Слушают, рассуждают. | |||
| ЭОР И-типа №2 | Построение перпендикулярной прямой через точку, лежащую на данной прямой. -Сначала строим произвольную прямую а, потом отмечаем на прямой произвольную точку М. Берем чертежный треугольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М. Теперь можно провести прямую b вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника. Мы построили перпендикулярную прямую, через точку, лежащую на данной прямой.(Использование ЭОР №2) Проверочная работа на карточках. Цель: включение нового знания в систему знаний. | Учатся строить перпендикулярные прямые. Самооценка. Знакомятся с заданием и выполняют задание с последующей проверкой. | ||
Текст работы: Если а перпендикулярна в, то при пересечении прямых а и в образуется …угла. Если а не … в, то при пересечении прямых а и в … четыре прямых угла. Если при пересечении прямых а и в образуется … угла, то а … в. Если при пересечении прямых а и в не образуется …угла, то а …в. | Самооценка. | ||||
4 | Физкультминутка | Упражнения для глаз, для мышц позвоночника. | Выполняют упражнения. | 2 мин | |
5 | Изучение нового материала (продолжение) | ЭОР И-типа №1 ЭОР И-типа№2 | Построение двух перпендикулярных прямых через точку не лежащую на данной прямой (шаг5,6,7)
У слабых обучающихся алгоритм построения на экране слайд ЭОР №2 Учитель контролирует выполнение. | Самостоятельно строят перпендикулярные прямые. | 9 мин |
ЭОР И-типа№1 | - Ребята, попробуйте провести через эту же точку еще одну перпендикулярную прямую. Получилось? Какой вывод можно сделать? Правильно: через любую точку плоскости можно провести единственную прямую, перпендикулярную данной.(шаг8) - Отрезки (или лучи), лежащие на перпендикулярных прямых, так же называют перпендикулярными отрезками (или лучами).(наглядное пособие-таблица) Задание: начертить перпендикулярные отрезки и лучи. | Решают проблемную ситуацию. В тетрадях чертят 1в. два перпендикулярных луча; 2в. два перпендикулярных отрезка. Выполняют взаимопроверку. Взаимооценка. | 6 мин | ||
6 | Решение геометрических задач. | - Решение геометрических задач: | |||
«В треугольнике АВМ угол А – прямой. Установите, перпендикулярны ли прямые: 1. АВ и АМ; АВ и ВМ; ВМ и АМ.
- Как по рисунку доказать, что прямые перпендикулярны? - Конечно же, многие задачи можно решить устно путем логических рассуждений, не делая чертежи. Давай те попробуем: 1. Прямые СЕ и МР пересекаются в точке К. Угол СКР равен 900. Найдите остальные три угла, образовавшихся при пересечении СЕ и МР. 2. Прямые СМ и ОЕ пересекаются в точке К. Один из углов, образовавшихся при пересечении – прямой. | Обычно дети отвечают «нужно построить треугольник», поэтому есть смысл потренироваться в построении перпендикулярных прямых, обязательно найдется ученик, который по названию угла определит нужные прямые, если нет, то стоит детей подвести к этой простой версии -Нам поможет чертежный треугольник или транспортир. Устно решают задачи 90̊ | ||||
Образовался ли при этом хотя бы один не прямой угол? 3. Прямые АВ и ОС пересекаются в точке М. Один из углов, образовавшихся при пересечении – не прямой. Образовался ли при этом хотя бы один прямой угол?» | Нет 3.Нет Самооценка. | ||||
7 | Выполнение обучающимися контрольного задания. | ЭОР К-типа №3 | Анализирует ответы обучающихся. | Выполняют задание. Самооценка. | |
8 | Домашнее задание | Задает домашнее задание. | Записывают в дневник домашнее задание п.43 №1365, №1366или 1367. | ||
9 | Подведение итогов урока Рефлексия. | Оценивает работу обучающихся. | Самооценка. -Я сегодня на уроке.. -Мне было … -Я думаю .. |
Приложение к плану-конспекту урока
Перпендикулярные прямые
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | :// | И-тип | Презентация (8 шагов) со звуком | |
| И-тип | Презентация | ||
| К- тип | Контрольные вопросы |