12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
liliya2358
2

План-конспект урока по теме "Греко-латинские дублеты и терминоэлементы" образование названий заболеваний и патологических процессов

Конспект урока № 1.

II курс


Тема: «Греко-латинские дублеты и терминоэлементы: образование названий заболеваний и патологических процессов»

Ф.И.О. автора: Шибаева Лилия Павловна, преподаватель иностранных языков ЧПОУ МК "Авиценна"

Группа:236(1)

Продолжительность занятия:1 ч. 30 мин.

Цель: Сформировать базу теоретических и практических знаний о греко-латинских дублетах и терминоэлементах

Задачи:

Обучающие:

-ознакомление с греко-латинскими дублетами и терминоэлементами;

- ознакомление со способом образования греко-латинских дублетов и терминоэлементов;

-тренировка учащихся в употреблении греко-латинских дублетов и терминоэлементов в формировании названий заболеваний и патологических процессов;

-обучение формированию названия заболевания при постановке диагноза.

Развивающие:

- создание условий для развития таких аналитических способностей учащихся как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

-создание условий для развития памяти, внимания, воображения;

-развитие коммуникативных навыков;

- содействие формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

-содействие развитию интереса к изучению основ латинского языка с медицинской тематикой;

-содействие воспитанию культуры общения.

Планируемые результаты:

-формирование уважительного отношения к иному мнению;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к предмету;

-формирование мотивации к изучению иностранного языка.

Метапредметные:

-умение пользоваться электронными ресурсами;

-умение ставить учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-участие в парной работе, умение договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные:

-развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарных коммуникативных задач;

-расширение лингвистического кругозора;

-углубление знаний в области профессиональной медицинской лексики;

-умение полностью и точно понимать короткие сообщения, построенные на знакомом учащимся языковом материале;

-умение догадываться о значении некоторых слов по контексту.

Тип занятия: занятие открытия новых знаний и применения их на практике.

Формы работы учащихся:

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: технология проблемного диалога, информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование: компьютер, колонки, проектор, школьная доска, мел, раздаточный материал, тематические иллюстрации.

Используемая литература и ресурсы сети Интернет:

1)Ю.И. Городкова «Латинский язык для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ», М.: КНОРУС, 2014. -256 с.

2) ppt-online.org

Структура урока:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Формулировка темы, постановка цели урока

4)Объяснение теоретического материала в устной и письменной формах

5) Первичное усвоение нового материала в письменной форме

6)Минутка релаксации

7)Усвоение теоретического материала в устной форме

8)Самостоятельное закрепление полученных знаний и умений в письменном виде

9)Закрепление полученных знаний и умений посредством парной и дискуссионных работ

10)Домашнее задание

11)Рефлексия деятельности

Ход практического занятия

1) Организационный момент:

-Hello, my dear students!

-How are you?

-I am glad to see you.

-Sit down, please.

2)Актуализация знаний

Обсуждение иллюстрации по теме «Греко-латинские дублеты», а также первичная работа с тематической таблицей «Греко-латинские дублеты и терминоэлементы».

3)Формулировка темы, постановка цели урока

Формулировка темы «Греко-латинские дублеты и их роль в формировании названий заболеваний и патологических процессов».

Основная цель-научиться образовывать названия заболеваний и патологических процессов посредством греко-латинских дублетов, терминоэлементов и тематических суффиксов.

4)Объяснение теоретического материала в устной и письменной форме

Преподаватель диктует лекцию по теме «Греко-латинские дублеты и их роль в формировании названий заболеваний и патологических процессов», иллюстрирует способы образования названий заболеваний на доске, обращается к тематической таблице с дублетами (Учебник Ю.И. Городкова «Латинский язык для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ»: с.125-127, параграфы 76-77).

О названиях заболеваний и патологических процессов

Терминоэлемент "-logia"

Дублет-соответствие, обозначающее название органа человеческого организма, данное на латинском и греческом языке, имеющее разное произношение и описание, но одинаковое лексическое значение.

Например,

Латинский термин

Греческий ТЭ

Значение

Сor

Cardia

Сердце

Vas

Angio-

Cосуд

Pulmo

Pneum-, Pneumon-

Легкое



Существительные 3-ого склонения образуют названия заболеваний и патологических процессов посредством прибавления к основе, которая представляет собой название органа или ткани (греко- латинские дублеты или терминоэлементы), тематических суффиксов:

I.Дублет/ТЭ+суффикс -itis (ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС):

gastr-(слизистая оболочка желудка)+ itis= gastritis(воспаление слизистой оболочки желудка),

nephro-(почка)+itis=nephritis(почечное воспаление);

II.Дублет/ТЭ+ суффикс -oma (ОПУХОЛЬ):

osteo-( кость) + -oma= osteoma( костная опухоль),

haem- (кровь)+ - oma=haematoma(кровяная опухоль);

III.Дублет/ТЭ+ суффикс -osis/iasis (ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ХРОНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС):

neur( нерв) + - osis= neurosis (невроз- функциональное заболевание нервной системы);

cholelith - ( желчный камень) +-iasis= cholelithiasis- (желчнокаменная болезнь).

Терминоэлемент –logia (с греч. " logos" -наука, учение), употребляется для образований названий наук медицинского спектра.

Медицинский термин образуется посредством прибавления к дублету/ТЭ –logia ("наука", "учение"):

Например:, haematologia(наука о крови):

"haemat" - (кровь)+" logia"(наука)=haematologia(наука о крови, органах кроветворения и заболеваниях крови);

Gynaecologia (наука о женском организме):

"gynaec" - (женщина)+"logia"(наука)=gynaecologia(наука о женском организме).



Латинский термин

Греческий ТЭ

Значение

Intestinum

Enter-

Кишка

Intestinum crassum

Col-

Толстая кишка

Musculus

Myo-

Мышца

Nervus

Neur-

Нерв

Oculus

Ophtalm-

Глаз

Rectum

Proct-

Прямая кишка

Uterus

Hyster-

Metr-

Матка

Digitus

Dactyl-

Палец

Caecum

Typhl-

Слепая кишка

Nasus

Rhin-

Нос

Cor

Cardia-

Сердце

Pulmo

Pneum-, pneumon-

Легкое

Abdomen

Laparo-

стенка живота

Ren

Nephro-

Почка

Os, oris

Stomat-

Ротовая полость

Dens

Odont-

Зуб

Vas, vasis

Angio-

Cосуд

Glandula

Aden-

Железа

Nodus lymphaticus

Aden-

Лимфатический узел

Os, ossis

Osteo-

Кость

Articulatio

Arthr-

Cустав

Auris

Ot-

Ухо

Cutis

Derm- dermat-

Кожа

Sanguis

Haemo- haemat- aemia-

Кровь

Vesica

Cyst-

Пузырь

Cartilago

Chondr-

Хрящ

Caput

Cephal- kephal-

Голова

Corpus

Somat-

Тело

Fel

Chol-

Желчь

Pes

Pod-

Нога, стопа

Lien

Splen-

Селезенка

Pectus

Steth-

Грудная клетка

Tuba uterina

Salping-

Маточная труба

Pelvis renalis

Pyel-

Почечная лоханка

Cornea

Kerat-

Роговое вещество, роговица

Lingua

Gloss-

Язык

Mamma

Mast-

Молочная железа

Palpebra

Blephar-

Веко

Vena

Phleb-

Вена

Vertebra

Spondyl-

Позвонок



ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ(ТЭ):

Hidro-пот

Pneumo-, pneumat- нахождение или введение воздуха, газа в полость, тело

Pneumothorax- скопление воздуха в плевральной полости

Ptosis-опущение органа

Sclerosis-склероз, затвердение

Stasis-естественная остановка тока крови или другой физиологической жидкости

Stenosis-cужение

Студенты записывают тематическую лекцию с иллюстрируемыми примерами.

5) Первичное усвоение нового материала в письменной форме:

Задание 1.

Студенты работают с письменным заданием у доски: написание недостающих элементов в таблицу:

Латинский дублет

Греческий TЭ

Cor



pneum-

Abdomen



nephro-

Os



odont-

Vas



ot-

Cutis



haemo-, haemat-, haemia

Сartilago-



aden-

Os, ossis




6)Минутка релаксации

Преподаватель и студенты встают и делают зарядку под звуковое сопровождение:

Raise your hands high in the air,

At your sides, on your hair.

Raise your hands up before

While you clap: one, two, three, four.

I put my hands upon my hips,

I turn myself around.

I raise my hands above my head

And then I touch the ground.

7)Усвоение теоретического материала в устной форме

Задание 2.

Студенты расшифровывают названия заболеваний и патологических процессов в тестовой форме посредством работы у доски:

Осуществите образование названий заболеваний посредством дублета и тематического суффикса:

Nephr- + -itis=

Derm-+ -itis=

Cyst- + -itis=

Odont-+ -oma=

Chondr- + -oma=

Neur-+ -osis=

My(o)- + -oma=

Stomat-+ -itis=

Задание 3.

Студенты расшифровывают названия заболеваний и патологических процессов в тестовой форме посредством работы с электронными ресурсами:

1)Определите название заболевания:

t1665247488aa.jpg

a)keratitis b)otitis c)nephritis



2) Определите название заболевания:

t1665247488ab.jpg



a)arthritis b)podalgia c)gastritis



3)Определите название заболевания:

t1665247488ac.jpg

a)phlebitis b)mastitis c)gastritis



4)Определите название заболевания:

t1665247488ad.jpg

a)angioma b)osteoma c)myoma



5)Определите название заболевания:

t1665247488ae.jpg



a)nephralgia b)gastralgia c)podalgia

6)Определите название заболевания:

t1665247488af.jpg

a)chondrosis b)cephalgia c)pneumonia

7)Определите название заболевания:

t1665247488ag.jpg



a)phlebitis b)enterocolitis c)angiospasmus



8)Определите название заболевания:

t1665247488ah.png

a)neuralgia b)hidrosis c)stomatitis

8)Усвоение теоретического материала в письменной форме:

Задание 4.

a)Студенты переписывают название медицинского термина, выделяют тематический дублет, дают расшифровку названия заболевания:

Pneumonia-

Parotitis-

Enteritis-

Cardioplegia-

Haematoma-

Glossalgia-

Bradycardia-

Тachycardia-

Spondylitis-

Periostitis-

Arthrosis-

Cholecystitis-

Hepatosis-

b)Cтуденты переписывают название заболевания на русском языке, далее дается верное произношение и написание на латинском языке:

Колит-

Миокардит-

Панкреатит-

Невроз-

Кардиосклероз-

Гингивит-

Фарингит-

Ларингит-

Геморрагия-

Лимфостаз-

Тромбофлебит-

Гистероптоз-

Ангиома-

Задание 5.

Cтуденты записывают названия терминов, обозначающие названия заболеваний и патологических процессов, далее дают толкование данного медицинского термина:

Например,

Bronchitis- воспаление бронхов

Osteoma-

Gastritis-

Gastralgia-

Cholelithiasis-

Phlebitis-

Urolithiasis-

Blepharoptosis-

Cardiosclerosis-

Otitis-

Osteochondrosis-

Myoma-

Psychosis-

Dermatitis-

Студенты работают с иллюстрациями посредством электронных ресурсов: задание на словообразование (образование названий наук).

Задание 6.

Соотнесите иллюстрацию, на которой изображен орган человека со словообразующим элементом -logia, образуйте названия медицинских наук:

t1665247488ai.jpg+ -logia

t1665247488aj.jpg+ -logia

3. t1665247488ak.png=+ -logia



4. t1665247488al.jpg+ -logia







5. t1665247488am.jpg+ -logia



Студенты осуществляют перевод медицинских терминов, содержащих в себе дублет и элемент –logia (названия наук):

Задание 7.

Дайте перевод названиям наук, включающим в себя элемент -logia:

Ophtalmologia -

Stomatologia-

Psychologia-

Cardiologia-

Neurologia-

Bacteriologia-

Dermatologia-

Myologia-

Histologia-

Haematologia-

Gerontologia-

Mammologia-

Urologia-

Osteologia-

Nephrologia-

Gastroenterologia-

Abdomenologia-

Pulmonologia-

Biologia-

Anthropologia-

9)Закрепление полученных знаний и умений посредством парной и дискуссионных работ

Задание 8.

Студенты осуществляют дискуссионную деятельность на основе парной и групповой работы: обсуждают симптоматику приведенных заболеваний, далее ставят диагноз на латинском языке (название диагноза воспроизводится на основе дублетов и терминоэлементов).

1)Поставьте диагноз на основе приведенной симптомов (просмотр тематических видеофильмов):

А) www.med-ug.ru

B) www.gb12-barnaul.ru

C) www.naran.ru

2)Поставьте диагноз на основе приведенной симптомов:

Ситуация №1

Снижение или потеря аппетита;

Внезапные болезненные ощущения в животе, и чувство наполненного желудка во время употребления пищи;

Отрыжка, рвота или изжога;

Неприятный запах из ротовой полости, меняется оттенок кала, вздувается живот.

Боль в голове, учащённое сердцебиение, высокий уровень слюноотделения.

Ситуация №2

Сильный приступообразный кашель;

Дискомфорт и болезненность в грудной клетке, особенно при дыхании;

Хрипы;

Одышка при физических нагрузках, а иногда и в покое;

Слабость, вялость, апатия, повышенная утомляемость;

Головные боли;

Ознобы; усиленное выделение пота.



Ситуация №3

Небольшая ноющая боль и хруст при движении;

Ощущение дискомфорта и суставной подвижности;

Перепады артериального давления;

Головокружение, головная боль;

Деформация суставных структур;

Отеки и покраснение пораженного сустава;

Судороги и спазмы мышц.

















































ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

Задание 1.

Латинский дублет

Греческий TЭ

Cor

cardia, cordis

Pulmo

pneum-

Abdomen

laparo-

Ren

nephro-

os, oris

stomat-

Dens

odont-

Vas

angio-

Auris

ot-

Cutis

derm- dermat-

Sanguis

haemo-, haemat-, haemia

Сartilago-

chondr-

Glandula

aden-

Os, ossis

osteo-



Задание 2.

Осуществите образование названий заболеваний посредством дублета и тематического суффикса:

Nephr- + -itis=nephritis

Derm-+ -itis=dermatitis

Cyst- + -itis=cystitis

Odont-+ -oma=odontoma

Chondr- + -oma= chondroma

Neur-+ -osis= neurosis

My(o)- + -oma=myoma

Stomat-+ -itis=stomatitis

Задание 3.

a)Студенты переписывают название медицинского термина, выделяют тематический дублет, дают расшифровку названия заболевания:

Pneumonia-острое воспаление легких

Parotitis-воспаление околоушных желез

Enteritis-воспаление тонкой кишки

Cardioplegia-сердечная недостаточность

Haematoma-кровяная опухоль (образование полости, содержащей жидкую или свернувшуюся кровь)

Glossalgia-боль в языке

Bradycardia-замедленное сердцебиение

Тachycardia-учащенное сердцебиение

Spondylitis-воспаление одного или нескольких позвонков

Periostitis-воспаление надкостницы

Arthrosis-патологическое хроническое заболевание суставов

Cholecystitis-воспаление желчного пузыря

Hepatosis-патологическое заболевание печени

b)Cтуденты переписывают название заболевания на русском языке, далее дается верное произношение и написание на латинском языке:

Колит-сolitis

Миокардит-myocarditis

Панкреатит-pancreatitis

Невроз-neurosis

Кардиосклероз-cardiosclerosis

Гингивит-gingivitis

Фарингит-pharyngitis

Ларингит-laryngitis

Геморрагия-haemorrhagia

Лимфостаз-lymphostasis

Тромбофлебит-thrombophlebitis

Гистероптоз-hysteroptosis

Ангиома-angioma

Задание 4.

Определите название заболевания:

1)b),2) a), 3)с), 4)a),5с), 6)b),7a), 8)c).

Задание 5.

Bronchitis- воспаление бронхов

Osteoma-костная опухоль

Gastritis-воспаление слизистой оболочки желудка

Gastralgia-желудочная боль

Cholelithiasis-желчнокаменная болезнь

Phlebitis-воспаление вен

Urolithiasis-мочекаменная болезнь

Blepharoptosis-опущение века

Cardiosclerosis-закупорка/cклероз сосудов

Otitis-воспаление среднего уха

Osteochondrosis-патологическое хроническое заболевание хрящей и межпозвоночных дисков

Myoma-мышечная опухоль

Psychosis-душевное расстройство

Dermatitis-воспаление кожных покровов

Задание 6.

1.PULMONOLOGIA

2.HAEMATOLOGIA

3.STOMATOLOGIA

4.NEPHROLOGIA

5.VERTEBROLOGIA

Задание 7.

Ophtalmologia-наука о зрении

Stomatologia-наука о ротовой полости

Psychologia-наука о душе

Cardiologia-наука о сердце

Neurologia-наука о нервной системе

Bacteriologia-наука о бактериях

Dermatologia-наука о кожном покрове

Myologia-наука о мышцах

Histologia-наука о тканях

Haematologia-наука о крови

Gerontologia-наука о старении организма

Mammologia-наука о молочных железах

Urologia-наука об органах мочеполовой системы

Osteologia-наука о костной системе

Nephrologia-наука о почках

Gastroenterologia-наука о ЖКТ

Abdomenologia-наука о брюшной полости

Pulmonologia-наука о легких

Biologia-наука о живых существах

Anthropologia-наука о человеке

Задание 8.

1)Поставьте диагноз на основе приведенной симптомов:

А)Dermatitis

B)Nephritis

C)Cholelithiasis

2)Поставьте диагноз на основе приведенной симптомов:

Ситуация №1

Gastritis

Ситуация №2

Bronchitis

Ситуация №3

Arthrosis

10)Домашнее задание

Учебник Ю. И. Городкова, с. 127, параграф 78 ( обозначение названий заболеваний, образованных посредством тематических дублетов, терминоэлементов и суффиксов): в письменном виде.

11)Рефлексия деятельности

Студенты оценивают, удалось ли им в ходе практического занятия овладеть основной целью: научиться образовывать названия заболеваний и патологических процессов посредством использования дублетов, терминоэлементов и суффиксов.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.