12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скокова Галина Львовна62
2

Выступление «Подготовка к жизни обучающихся воспитанников на уроках трудового обучения и во внеурочное время»


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа- интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского муниципального района Московской области»

МКОУ «Коробчеевская школа- интернат»


 


 


 


 


 


 


 

Выступление

(в рамках РМО учителей технологии

Коломенского муниципального района)

Тема. Подготовка к жизни обучающихся воспитанников на уроках трудового обучения и во внеурочное время.


 


 


 

 


 

Учитель Скокова Г.Л


 

Подготовка к жизни обучающихся, воспитанников на уроках

трудового обучения и во внеурочное время.

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к жизни, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание. В решении данных задач важное место занимают уроки трудового обучения.

Уроки трудового обучения ставят своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно в быту и на производственных предприятиях выполнять несложные виды работ.

Так на уроках швейного дела обучающиеся приобретают навыки, необходимые им в быту уже с 5 класса. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отводится на тему «Ремонт одежды». С5 по 9 класс они учатся выполнять все виды ремонта одежды- от пришивания пуговиц, до вшивания «молнии». Бывает иногда, что девочки приносят новые вещи, которые им необходимо подогнать по размеру или разорванную одежду и просят помочь отремонтировать ее .Мы приветствуем такие ситуации. Часто и мальчики приходят в швейную мастерскую и просят отремонтировать одежду. Девочки с удовольствием откликаются на такие просьбы. В свою очередь и девочки несут в слесарную мастерскую порванную обувь, а в столярную мастерскую обращаются с просьбой отремонтировать рамку или сломанный стул. Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно под контролем учителя. Мы считаем ,что дети должны сами всегда выполнять, посильные виды ремонта. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто затрудняется или пока не знает, как это надо сделать, мы подсказываем, как выполнить ту или иную операцию. Но работу он выполняет сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них сделают взрослые.

На уроках мы учим девочек, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды. Обучающиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков; получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании; знакомятся с различными фасонами одежды, учатся выполнять влажно-тепловую обработку ткани.

На всех уроках труда ученикам прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем этих приёмов . Так на уроках швейного дела, при знакомстве со швейными машинами, первоначально за швейную машину садится учитель. Он фиксирует внимание учащихся на посадке за машиной , положении рук, положении ног на педали машины. Обращает внимание учащихся на правильную осанку. А уже после этого с каждым учеником отдельно, прорабатывается этот материал. В дальнейшем, при малейших недочётах учеников, разбираем , совместно с классом, допущенные ошибки

Значительное внимание в ходе трудового обучения уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, когда распределяются поручения между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке кабинета, участие в ремонте , дежурстве, развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают опыт взрослых.

Столярное дело в 9 классе преподаёт Медведев Владислав Борисович. Под его руководством ребята осваивают навыки работы с ручным инструментом и приёмы обработки древесины на различных станках: токарном, фрезерном, сверлильном. Преподаватель в процессе обучения создаёт высокую степень мотивации деятельности учащихся, поддерживает активность ребят в творчестве.

При изучении слесарного дела, Архипкин Николай Алексеевич, учит ребят от простых операций по обработке металла переходить к более сложным . Ребята в старших классах получают первоначальные знания сантехнических, авторемонтных, токарных и механосборочных работ.
С целью активизации познавательной деятельности на уроках слесарного дела создаются условия для непреднамеренного запоминания специальной терминологии. Для этого активно используются дидактический материал (карточки, плакаты, модели), разгадывание тематических кроссвордов и др.
Обработка металла очень сложный и трудоёмкий процесс. Учитель, используя в своей работе дифференцированный подход, подбирает задания таким образом, чтобы у ребёнка возникло желание к выполнению изделия.

Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии на предприятия и учебные заведения. Во время экскурсии воспитанники знакомятся с новыми людьми, режимом работы предприятия, трудовой дисциплиной, должностными обязанностями, задают интересующие их вопросы. Такая работа с подростками, помогает формированию адекватной самооценки и более точному определению с профессиональным выбором.
На экскурсии на швейную фабрику «Валерия» обучающиеся познакомились со всеми цехами фабрики, с обязанностями и правами работающих. Наглядно видели, как изготавливается изделие от раскроя до отделки. . При прохождении программного материала по теме : «Работа швейного производства», вспоминаем, что мы видели на фабрике, что слышали от специалистов, работающих на этом предприятии. На экскурсии в магазине «Ткани« обучающиеся наглядно знакомились с видами и ассортиментом тканей (ведь у нас в школе, в основном. для работы, используется только Х,Б ткань. По теме : «Выбор тканей для пошива изделий», вспоминаем экскурсию в магазин «Ткани». И обговариваем ,какую ткань можно взять для пошива того или иного изделия. Во время экскурсии в ателье «Модистка», (детям показывали проведение примерки, где подгоняли изделие по запросу клиента.) Мы это тоже на уроке делаем при пошиве изделий на себя. Но, когда эта работа выполняется профессионально и девочки наглядно видят эти этапы работы, то этот материал они запоминают лучше. На экскурсии в профессиональное училище-17 учащиеся познакомились с профессиями, которые они могут получить в дальнейшем. С требованиями и обязанностями обучающихся , познакомились с мастерскими, в которых им придется продолжить обучение. Детям были представлены мастера производственного обучения, которые познакомили и наглядно показали с помощью своих учеников работу, которую нужно будет выполнять по окончанию училища. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития. Помогают обучающимся определиться в профессии.

Особая роль в подготовке школьников к социально-профессиональной адаптации отводится урокам практического повторения и производственной практике, основная роль которых – встреча воспитанников с производством и приобретение опыта будущей профессиональной деятельности.

На этих уроках обучающиеся знакомятся с производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе. .В старших классах девочки выполняют работу с пооперационным разделением труда (как на фабрике), работают в бригадах, в каждой бригаде есть свой бригадир, который отвечает за работу всей бригады. По окончанию изготовления изделия идет приемка работы. (контроль и взаимоконтроль). И этот этап я считаю очень важным. Если я могу где- то слукавить ,завысить оценку, то девчонки при проверке работ не пропустят ни одной ошибки в чужой работе. Научить видеть ошибки в обработке очень важно, в дальнейшем они не будут допускать их в своих работах. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело, такие личностные качества. как настойчивость, честность, воспитывает привычку к труду.

Учащиеся нашей школы проходят производственную практику на базе школы. Уже два года, как в школе проходила пятая трудовая четверть. Ребята работали в производственной бригаде, которая состояла из обучающихся разных классов. Они были ознакомлены с своими обязанностями, ежедневно получали инструктаж по технике безопасности и успешно справлялись с заданной работой. За свою работу дети получали зарплату. Участие ребёнка в процессе производительного труда подготавливает его к труду в трудовом коллективе на производственных предприятиях. Намного повышается эффективность производительного труда, когда учащиеся с организованы на совместную деятельность.
На протяжении многих лет мы проводим «Неделю трудового обучения». Каждый день недели посвящён определённой профессии и состоит из следующих частей:

1.Конкурс «Лучший по профессии», соревнование на быстрое и качественное изготовление изделия.

2.Разгадывание кроссвордов, тестирование.

3. Выпуск устного альбома.

4. Заключительный конкурс недели.

На заключительный конкурс мы приглашаем ребят из других школ (Колычевская.,»Надежда»).

На этих конкурсах принимают участие команды девочек и смешанные команды, состоящие из мальчиков и девочек. Учащиеся выполняют различные задания по профилю обучения: столярного, слесарного, швейного, а также готовят и обыгрывают костюмы, выступают с домашним заданием: исполняют сценки, песни.

Игровые ситуации позволяют учащимся принимать на себя разные профессиональные формы. Задача учителей состояла в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали : общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности, т.е. способствовали формированию таких качеств как: творчество, «гибкость»; инициатива; умение работать в коллективе; способность к самостоятельному решению проблем; способность самостоятельно и при помощи других находить правильное решение.

 Обучающиеся нашей школы принимали участие в районной научно- практической конференции «Русский национальный костюм». Где ребята представляли костюм Вологодской области. Девочки сами шили рубахи, а затем с помощью учителей подготовили сообщение и презентацию, с которой выступали в школе «Ремесел» на конференции среди обучающихся общеобразовательных школ Коломенского района. А мальчики подготовили танец и выступали в этих рубашках под песню «Вологодские ребята». Эти выступления запомнились и детям и взрослым. Ребята смогли оценить свои способности и возможности и самоутвердиться в сравнении со сверстниками других школ. Также наши девочки участвовали в районном фестивале «Русская зима», где показывали мастер-классы по изготовлению поделок. Девчонки настолько успешно выступили, что никто не заметил, что дети из коррекционной школы. А сами участницы приобрели уверенность в себе, осознание собственного «Я», избавились от застенчивости .
Участие в конкурсах и выставках побуждает детей не только применить имеющиеся знания и навыки, но и творчески подойти к выполнению заданий. С помощью учителя определяется задумка, формируется образ изделия, находится правильное содержание формы, цветовое решение, техника выполнения. Учащиеся нашей школы готовят поделки на выставки различного уровня - от школьного до областного- и занимают призовые места. Это развивает творчество детей, разжигает интерес к работе, пробуждает активное мышление, побуждает к деятельности. На выставки были представлены работы от столярной мастерской: карандашница, скамейка, стульчик, табурет, разделочная доска, подставка для экспонатов ,рамка для фото, стенд, подрамник, подставка для цветов, плечики для одежды. От слесарной мастерской: мотыга, универсальный рыхлитель, грабли, совок, садовый совок .мастерок штукатурный, подсвечник, модель корабля, модель самолета. модель паровоза, церковь. Основу выставок составляли работы учеников швейного дела.
Чётко организованная система социализации на уроках трудового обучения – это важное средство жизненного и профессионального самоопределения, которая оказывает помощь, детям с отклонениями в развитии, в осознанном, самостоятельном выборе профессии путём специальной организации их деятельности в учебное и внеурочное время. Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. И, если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация воспитанников, становится более успешной.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.