Подгрупповое логопедическое занятие с использованием проблемной ситуации «Путешествие в зоопарк» для детей 6-7 лет
Подгрупповое логопедическое занятие с использованием проблемной ситуации
Тема: «Путешествие в зоопарк»
Автоматизация звука [р]
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
уточнение артикуляции и произношения звука [р];
автоматизация звука изолированно, в слогах, словах;
расширение словарного запаса;
формирование образа буквы с использованием конструирования;
обучение детей правильному образованию в речи существительных единственного и множественного числа.
2. Коррекционно-развивающие:
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
развитие навыков звукового анализа и фонематического слуха;
развитие слоговой структуры слова;
развитие дыхания;
развитие ориентации (игра «Голова, живот, ноги»)
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, доброжелательность, желание помогать.
Оборудование: зеркала; карточки (артикуляционные упражнения); карточки с изображением животных; карточки с окошками «Домики животных»; пособие для дыхательных упражнений «Деревце дыхания»; шишки; мяч; планшеты с резинками; волшебная палочка; игрушки: мартышка, тигр, кенгуру и др.
Ход занятия
Логопед
Добрый день, я рада видеть вас на занятии. Послушайте внимательно стихотворение которое я прочитаю.
(логопед читает стихотворение, выделяя звук [Р])
Ранним утром кое-как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Какой звук в этом стихотворении я произносила чаще?
( звук [Р])
Проблемная ситуация
Сегодня утром я получила письмо от зверей из зоопарка (показать письмо). Они пишут, что злой крокодил съел букву в табличках с их названиями, и они, а также посетители не могут узнать, где и чьи клетки. Ребята давайте вспомним, в какой сказке злой крокодил съел солнышко? (дети вспоминают сказку и рассказывают). Что же нам делать? (дети предлагают помочь животным и отыскать букву и звук) Давайте, поможем животным и отыщем этот звук и букву. Какой звук съел злой крокодил, вы узнаете, когда я вам прочитаю стихотворение. Но сначала подумайте и скажите, в зоопарке живут дикие, или домашние животные? (дикие)
Сегодня мы будем помогать животным и упражняться в правильном произнесении звука [р]. Сейчас мы с вами выполним задания и отправимся в путешествие
Анализ артикуляции звука и его характеристика
Как мы произносим звук [р]?
(дети перед зеркалом произносит звук [р] и рассказывает его артикуляционный уклад.
губы в широкой улыбке ,
язычок поднят вверх и дрожит,
горлышко работает,
воздушная струя сильная и тёплая.)
Дайте характеристику звука [р].
Согласный, твёрдый, звонкий.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Перед тем как отправиться на поиски звука, давайте потренируем наши пальчики и язычок и выполним некоторые задания
Массаж рук
Шишки, мы в руках катаем
Пальцы дружно укрепляем (упражнение « пальчики здороваются»)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем снова мы катать.
В руку шишку ты возьми,
На ладошку положи.
Покрути и поверти, (дети 3 раза растирают ладони с вытянутыми пальцами)
Каждый пальчик разотри.
Пальцы будут сильными,
сильными, красивыми (дети заканчивают работу).
Молодцы, хорошо ребята.
А теперь будет тренироваться наш язычок
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Упр. «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, гриб растет большой белый, язычок решил его маме отнести.
Упр. «Грибок»
Пошел язычок дальше и видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Упр. «Лошадка»
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
Упр. «Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Вверх на крышу поднимаюсь
А потом спускаюсь вниз.
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Упр. «Индюк»
Я – индюк «балды- балда».
Разбегайтесь, кто - куда
Испугался язычок и побежал домой. А дома мама испекла блинов. Поел Язычок блинов.
Упр. «Блин»
и решил чаю выпить.
Упр. «Чашечка»
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки, а теперь нижние зубки.
Упр. «Чистим зубки»
Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый
Дыхательная гимнастика
( дети подходят к пособию «Деревце дыхания»)
Ребята полюбуйтесь на наше красивое дерево, посмотрите какие красивые цветы, а если мы на них подуем, то они будут танцевать. Давайте мы с вами поиграем, представьте, что подул сильный ветер и цветы на деревце начали летать, быстро-быстро, а сейчас ветер утихает, и наши цветы медленно качаются.
«Ветер-ветер-ветерок,
Ты подуй на мой цветок!
Чтоб летел как мотылек…»
«Ветер северный подул – «С-с-с»,
Все листья с липы сдул…
Полетели, закружились и на землю опустились.»
Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»
Хлопните в ладоши когда услышите звук [р]
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА – ЛО – ПО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РА – РЫ – КО – РУ – АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
Логопед
Вот ребята мы с вами добрались до зоопарка (на столе лежат картинки с изображением животных )
Игра «Отгадай слово»
Сейчас я покажу таблички, в которых крокодил съел буквы и звук пропал, а вы внимательно рассмотрите их и догадайтесь, какая же эта буква. Напишите буквы и произносите слова правильно. (ребята выполняют задание)
Ба_сук, тиг_, ма тышка, кенгу_у, ак, носо ог, во обей, _ысь, ст аус, панте а.
Молодцы ребята справились с заданием, помогли животным и посетителям зоопарка.
Работа над слоговой структурой слов
Игра «Рассели животных по их жилищам»
Теперь осталось расселить животных по жилищам. Прохлопаем в ладоши количество слогов в каждом слове (названии животных) и ты узнаешь, кто в каком домике живет. (количество окошек в домике совпадает с количеством слогов в слове ( названии животных) Вот посмотрите, это домики животных сколько в них окошечек, столько и слогов в слове - названии животного ( дети хлопают в ладоши, считая слоги и расселяют животных в жилища).
Молодцы ребята! Теперь нам с животными (показать игрушки: тигр, верблюд, кенгуру, мартышка и др.) можно поиграть в веселые игры. У меня есть вот такая вот волшебная палочка, если я коснусь вас, вы сможете превратиться в птицу или в животное.
Произнесение изолированного звука [р]
Игра «Раз, два, отвернись в животных и птицу превратись»
Изобрази, как дятел стучит по дереву
(Тр-тр-тр, тр-тр-тр)
Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит
(Р-р-р)
Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка
(Мур-р-р-р)
Раз, два, отвернись снова в ребят превратись.
Игра «Один – много» (с мячом)
А вы любите играть в мяч, давайте поиграем. Я бросаю вам мяч и называю одно животное, а вы бросаете мяч мне и называете много животных: зубр- зубры, тигр -…, рысь -…, крот -…, верблюд -…, крокодил -…, носорог -…, жираф -…, барсук -…, пантера -…, гепард -…
Автоматизация звука в слогах и словах
Игра «Повторялки»
Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в «Повторялки». Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
РА РА РА – РА РА РА РА – РО – РУ – РЫ
РО РО РО – РО РО РО РО – РУ – РЫ – РА
РУ РУ РУ – РУ РУ РУ РУ – РЫ – РА – РО
РЫ РЫ РЫ – РЫ РЫ РЫ РЫ – РА – РО – РУ
А еще попугай любит чистоговорки, и он нам расскажет историю про крота, а вы повторите
Ра-Ра Ра - роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро - у крота свое метро.
Ру-ру-ру - любит крот свою нору.
Ры-ры-ры - крот пророет две норы.
Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)
Игра «Голова, живот, ноги»
Я называю слова со звуком [Р], а вы указываете на часть тела, в зависимости от местоположения звука ( голова – слово начинается на данный звук; живот- звук в середине слова; ноги- звук находится в конце слова.
Зубр (ноги), барсук (живот), пантера (живот), кенгуру (живот),черепаха (живот), рыба- меч (голова), жираф (живот), крокодил (живот), рысь (голова), крот (живот), тигр (ноги), мартышка (живот).
Работа с планшетами
Ребята, а теперь с помощью резинок сделаем букву Р. И еще раз вспомним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем, рисуем и даже можем сконструировать. Заключение
А теперь я прикоснусь к вам волшебной палочкой и мы с вами опять окажемся в детском саду. Молодцы, ребята вы постарались и помогли животным, и в знак благодарности они передали вам угощение. ( педагог раздает детям конфеты)
Вам понравилось наше занятие?
Что понравилось больше всего?
(ответы детей)