12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Викторовна Танюшкина458
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
1

Поэлементный анализ контрольно-измерительных материалов как метод повышения качества знаний в условиях введения ФГОСа.


Поэлементный анализ контрольно-измерительных материалов как метод повышения качества знаний в условиях введения ФГОСа.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, которые оцениваются по трем показателям: личностные результаты, предметные результаты и метапредметные результаты.

Информацию об эффективности учебного процесса и достижении результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Для реализации диагностической функции контроля применяется метод поэлементного анализа КИМов.

Метод поэлементного анализа разработан в 1950 году Ю.М. Соболевым, инженером-конструктором Пермского телефонного завода. Суть этого метода заключается в том, что результат работы расчленяется на положительные и отрицательные части.

Этот анализ заключается в расчленении контрольного задания на элементарные составные части в соответствии с выполняемыми показателями результатов усвоения и рассмотрении ответов учащихся на основе этих показателей и связей между ними.

Элементом ответа (элементом знаний) называют составную часть ответа, соответствующую тем или иным показателям общего результата.

Поэлементный анализ реализуется через три этапа.

I. Подготовительный этап.

1. Разработка контрольного задания. В этой части этапа учитель подготавливает текст контрольного задания и, параллельно, выделяет те элементы, по которым задание будет оцениваться.

2. Выделенные элементы заносятся в таблицу (см. таблицу 1). В нее же вводится список фамилий учащихся класса.

II этап. Проведение контрольной работы.

1. Разработанные задания используются для проведения письменной контрольной работы.

2. Проверка работ. На этом этапе учитель оценивает выполнение каждого из выделенных элементов. В «классическом» методе поэлементного анализа проверка осуществляется по двухбалльной шкале – «выполнено–не выполнено» или в знаковом выражении «+»-«–». Знак «-» выставляется в том случае, если в работе учащегося данный элемент оказался не выполненным, а «+» - выполнен. Итоги проверки заносятся в таблицу (см. таблицу 1).

III этап. Анализ результатов контроля.

1.Обработка результатов по отдельным элементам и каждому ученику.

2. Составление коррекционной программы по устранению пробелов знаний обучающихся.

Достоинства и недостатки метода поэлементного анализа КИМов.


Достоинства метода

Недостатки метода

позволяет выделить и оценить отдельные элементы знаний и умений обучающихся

дает учителю исчерпывающую картину усвоения элементов, как всей группой учащихся, так и отдельными учениками

позволяет обратить внимание на западающие элементы и предпринять целенаправленные действия по ликвидации пробелов

определить эффективность освоения изученного материала

метод и схемы его обработки можно применять в различных классах и в течение продолжительного времени

требует большего количества времени на подготовку к урокам, проверку работ, проведение дополнительных занятий

Результатом регулярного использования метода поэлементного анализа КИМов является повышение объективность оценки и усиление диагностической функции контроля и, как следствие, повышение качества знаний.

Таблица 1. Поэлементный анализ контрольной работы по теме «Органы цветковых растений» (фрагмент).


Элементы

ФИ учащихся

Всего правильных ответов

% выполнения

Даша Г.

Оля М.

Олег Л.

Артем Н.

Настя К.

Группы органов

Вегетативные

+

+

-

+

+

4

80

Генеративные

+

+

+

+

+

5

100

Строение семени


Семенная кожура

+

+

+

+

+

4

80

Рубчик

+

+

+

+

+

4

80

Семявход

+

+

+

+

+

4

80

Семядоли

+

+

-

+

+

4

80

Эндосперм

+

-

-

-

+

2

40

Зародышевый стебель

+

-

-

-

+

2

40

Зародышевый корень

+

-

-

-

+

2

40

Зародышевая почка

+

-

-

+

+

3

60

Корень

Виды корней:

боковые корни

придаточные корни

+

+

+

+

+

5

100

Внутреннее строение корня:

зона роста

зона всасывания

-

+

-

-

+

2

40

Функции зон корня (всасывание воды и минеральных солей, удлинения корня)

+

-

-

-

+

2

40

Видоизменения корней (корнеплоды, корневые шишки)

+

+

-

+

-

3

60

Функции видоизмененных корней

+

-

-

+

+

3

60

Количество верных ответов

16

10

7

11

14



Оценка работы

5

3

2

3

4




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.