12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Библиотека учителя»

1. Определение

Двойственность понятия:

  • ассоциируется с негативным, отвергающим, предполагает спор, дискуссию, конфликт.
  • объединяет понятия «аналитическое.., логическое.., творческое мышление».

Определение КМ №1(Дж.А.Браус и Д.Вуд): «разумное рефлективное мышление, сфокусированное на решение того, во что верить и ято делать». Критики пытаются понять и осознать своё собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление – это поиск здравого смысла (рассудить объективно и поступить логично с учетом своей и чужой точки зрения) и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Определение КМ №2 (Д.Халперн): «направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью, целенаправленностью; использует такие когнитивные навыки и стратегии, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».

Общее в определениях:

  • отражают оценочные и рефлективные свойства мышления,
  • открытое мышление, не принимающее догм,
  • открытое мышление, развивающееся путем наложения на новой информации на жизненный личный опыт.

Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, которое предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Оба развиваются в синтезе и взаимообусловлено.

2. Качества критической личности.

Д.Халперн

Дж.Барелл

1. Готовность к планированию.

Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

2. Гибкость.

Если ученик не готов воспринимать идеи других, то никогда сам не станет генератором идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с принятием решения или вынесением суждения.

3. Настойчивость.

Часто, сталкиваясь с трудной задачей, откладываем её решение на «потом». Настойчивость в напряжении ума приведет к лучшим результатам в деятельности.

4. Готовность исправлять свои ошибки.

Не оправдывать свои неправильные решения, а делать верные выводы и воспользоваться ошибкой для продолжения деятельности и получения результата.

5. Осознание.

Умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности и отслеживать ход рассуждений.

6. Поиск компромиссных решений.

Принятые решения должны быть восприняты другими людьми, а не остаться на уровне высказываний.

Критические мыслители:

1. Решают проблемы.

2. Проявляют настойчивость в решении проблемы.

3. Контролируют себя, свою импульсивность.

4. Открыты для других идей.

5. Сотрудничают с другими людьми.

6. Слушают собеседника.

7. Эмпатичны.

8. Терпимы к неопределенности.

9. Рассматривают проблемы с разных точек зрения.

10. Устанавливают множественные связи между явлениями.

11. Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственной.

12. Рассматривают несколько возможностей решения проблемы.

13. Часто задают вопрос: «что, если..?»

14. Умеют строить логические выводы.

15. Размышляют о своих чувствах, мыслях и оценивают их.

16. Строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели.

17. Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях.

18. Любознательны и часто задают «хорошие вопросы».

19. Активно воспринимают информацию.

Опубликовано в группе «Библиотека учителя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.