12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ромайкина Людмила Петровна124
Россия, Мордовия респ., Зубово Полянский р-он,с.Русский- Лундан
0

Повышение интереса у учащихся к изучению русского языка

Ромайкина Л.П.

 

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он этого заслуживает?» - спрашивал замечательный русский писатель Константин Паустовский. По отношению каждого человека к своему языку можно судить и о его культурном уровне, и о его гражданской позиции. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Язык - наши истоки, наши национальные корни. Необходимо очень бережно относиться к родному языку, воспитывать уважение к нему в наших детях. Ранее эта проблема не стояла так остро, как сейчас.

В учебных заведениях 19 - нач. 20 века учащиеся изучали русскую словесность, которая тесно связывалась с преподаванием русского языка. Главная цель занятий состояла в изучении русского, отечественного языка. Культурный и образованный человек обязан был владеть нормами литературного языка, к этому относились очень серьезно и внимательно. Эта стройная система изучения русского языка была разрушена в двадцатые годы нашего столетия как «формальная», не отвечающая новым требованиям. Был преобразован не только общественный строй, но и культура и литературный языковой канон. Границы языка были значительно расширены.

Заговори, чтоб я тебя увидел», — говорил Сократ. Культура человека, его духовное воспитание сказываются, прежде всего, на его речи, на правильном произношении, ударениях, литературном слоге и богатстве словарного фонда. Не может человек считаться культурным, интеллигентным, образованным без знания родного языка, без умения высказать грамотно свою мысль.

В настоящее время происходят изменения в языковой среде. Наблюдается небрежное отношение к русскому языку, безграмотность, грубое нарушение норм произношения, ударения, грамматического строя русского языка. Эти изменения охватывают практически все сферы функционирования языка, особенно публицистику и средства массовой информации.

Следует отметить, что многими учеными, педагогами, методистами глубоко осознается важность проблемы воспитания уважения к русскому языку, возрождение значимости языка как национального богатства, возвращение к национальной культуре. Начинать решение поставленной проблемы необходимо с формирования у детей и подростков бережного отношения к родному языку. Следить за речью детей должны и родители, и воспитатели детских садов, и, естественно, педагоги в школах, независимо от преподаваемого предмета. Безусловно, ведущая роль в этой работе принадлежит словесникам.

Русский язык - основной предмет в средней школе. Знание русского языка учащимися способствует лучшему усвоению ими других предметов, является фундаментом образования.

Одна из серьезных проблем современной школы - отсутствие интереса учащихся к изучению русского языка. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что на уроках русского языка изучается не язык во всем разнообразии его форм, а свод правил. Ученики заучивают правила, выполняют массу упражнений, разборов, пишут диктанты, изложения и другие работы. Уроки порой скучны и однообразны, к тому же дети, у которых существуют проблемы с грамотностью, чувствуют себя неспокойно, не могут раскрыть себя и увидеть красоту изучаемого предмета. Большинство выпускников школ впоследствии крайне редко вспоминают уроки русского языка.

Задача педагогов - изменить подобное отношение к урокам русского языка и к родному языку в целом. Умелое использование научных сведений, дополнительных материалов, расширяющих кругозор учащихся, материалов занимательного характера, творческих и самостоятельных работ воспитывают у школьников любовь к родному языку, к урокам русского языка. Учителю необходимо в своей работе особое внимание уделять вопросу формирования у учащихся познавательного интереса к своему предмету, познавательной активности и самостоятельности.

Совершенствование форм и методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся - одна из важнейших задач процесса обучения в школе.

Язык - величайший учитель, который учил детей и тогда, когда еще не было ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Именно поэтому проблемы преподавания русского языка волнуют сегодня не только школьных учителей, но и писателей, журналистов, актеров, общественных деятелей, языковедов.

Повышение интереса к русскому языку, который стал родным для детей разных национальностей (в нашей школе обучаются мордва, русские, татары, молдаване ), приобретает большое значение. Дома эти дети общаются, в основном, на своем родном языке, а первые детские впечатления, сказки, песни западают в душу и серьезно влияют на дальнейшее речевое развитие. Прежде всего, это заметно по ошибкам, допущенным не на правила, изучаемые в школе, а связанные с особенностями родного языка. Одной из проблем является и то, что эти дети владеют русским языком на бытовом уровне; улица тоже не способствует постижению глубины языка. Получается, что свой родной язык дети постепенно забывают, так как он не востребован, а при изучении русского встречаются с рядом трудностей.

Как помочь им выучить настоящий русский язык, язык чудесных стихотворений, духовных исканий, язык как возможность жить в определенных культурных традициях?

Как сделать уроки русского языка увлекательными, интересными, чтобы каждый ребенок мог проявить свою творческую индивидуальность, идя трудным путем неудач и побед, ошибок и открытий?

«Скажи мне - и я забуду; покажи мне - может быть, я запомню, вовлеки меня - и я пойму» - эти слова Конфуция стали своеобразным кредо моей работы с учащимися. Чтобы не только добиться хороших результатов, но и сохранить интерес к своему предмету, стараюсь использовать на разных этапах урока такие формы интерактивного обучения, как работа в парах, работа в группах, ролевые игры, дискуссии и другие. Но особого внимания, на мой взгляд, заслуживает технология дифференциации, используемая мной на протяжении многих лет, она помогает развивать творческие способности учащихся, обогащает словарный запас и навыки самостоятельной работы, а самое главное - каждый ученик идет к достижению цели своим индивидуальным путем, опираясь на имеющиеся у него знания.

Данная методика предполагает высокий темп урока, сочетание групповых и индивидуальных форм работы, взаимопроверку и самопроверку. В процессе обучения учащиеся не только слышат правильные ответы, но и сами вступают в диалог, развивая тем самым коммуникативные навыки и орфографическую зоркость, то есть «добывают» знания сами, исправляя ошибки как в устных ответах, так и в письменных работах. А учитель становится консультантом и помощником для каждого ученика.

Наиболее эффективны групповые методы работы.

Работая в группах, ученики общаются друг с другом, взаимодействуют с консультантом, решают орфографические задачи, оценивают ответы. Все это дает возможность каждому учащемуся глубже понять новый материал.

Учитель в это время помогает слабоуспевающим учащимся или тем, у кого возникли вопросы, при необходимости объясняет теоретический материал еще раз.

Особый интерес учащихся вызывают самостоятельные работы (с самопроверкой, взаимопроверкой), где нужно применить полученные знания, проверить уровень усвоения материала и каждый видит, над чем еще ему надо поработать.

Развитию речи учащихся помогает работа по сюжетным рисункам, репродукциям, а также сочинения разного жанра.

Одним из стимулов повышения интереса к предмету является проведение зачетов после каждой большой темы (в группах с консультантами), использование интернет – ресурсов, а диагностика, проведенная учителем, поможет каждому ученику увидеть свои успехи и пробелы в изучении отдельных тем по разделам.

Опыт использования технологии дифференциации на уроках русского языка в средней школе помогает сохранить интерес к предмету, самостоятельно овладевать знаниями и умениями в процессе обучения.

Творчество ученика и учителя безгранично, потому что совместно с детьми можно придумать новые формы работы, важно только умело направить это творчество на достижение поставленных учебных целей.

Вопрос о русском языке, конечно, не только учебный, а общекультурный. Язык - это то, что повседневно окружает человека с момента его рождения, поэтому важно сформировать у учащихся потребность в общении, в собственной авторской письменной речи, в чтении,

то есть самим предметом пробудить безмерный интерес к родному слову, языку.

Я с уверенностью могу сказать: чтобы увлечь любой идеей детей, нужно самому загореться ею, заинтересовать учеников, и тогда все намеченное сбудется, а благодарность детей - высшая награда.

 

Литература

1. Аксюченко В.Н. Формирование познавательных потребностей старшеклассников средствами развития общеучебных умений. Тамбов. 1990

2. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. Опыт методики. М., 1912

3. Аристова Л.Г. Об условиях развития самостоятельности учащихся на уроках. Казань, Таткнигоиздат, 1960.

4. Арская А.Р. Самостоятельная поисково-познавательная деятельность учащихся и её роль в повышении практической направленности уроков русского языка. Методические рекомендации. Л., 1989

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.