12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Селева Анжелика Вячеславовна15
0

Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм, направленных на реализацию обновленных ФГОС -2023

«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы 
через использование активных форм, направленных на реализацию обновленных 
ФГОС -2023»
   Перед многими  педагогами в процессе работы в школе встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую систему обучения, выявить влияние учебного материала, формы и последовательности его предъявления на развитие познавательных способностей школьников. В связи с переходом несколько лет назад основной школы на стандарты второго поколения, а совсем недавно появились и стандарты третьего поколения ФГОС основного общего образования, особо меня заинтересовали новые образовательные технологии. Эта проблема натолкнула меня на идею формирования своего педагогического опыта, тему которого можно сформулировать следующим образом: «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм  в обучении русскому языку и литературе, направленных на реализацию новых ФГОС».
             Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет введения поисковых компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и, в конечном счете, позволяющих достигать гарантированные результаты обучения.
Нуждается в изменении стиль обучения и общения. На уроках превалирует стиль напряженного ожидания (спросят - не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны, отсутствует ощущение «осознанной необходимости» в хорошем, разностороннем образовании.
Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего, в формировании у ребят устойчивой мотивации к изучению русского языка.  
Изучение нового материала на уроке русского языка часто организуется учителем  однообразно и предсказуемо: объяснение, чтение, выполнение. Такая монотонность и стереотипность учебной  деятельности не вызывает у ученика эмоционального отклика, не «включает» его активность в познании, а это значит, что изученный на уроке материал станет (а может, и не станет) одним из  «серых кирпичей» (а может, «глиняной массой») в системе знаний. Материал  будет  понятен  в  бо¢льшей  или  ме¢ньшей  степени, но  попадёт  ли  он  в  долговременную  память?
 Вывод: работа со страницей учебника зачастую неинтересна и неэффективна. 
К сожалению, многие учителя предпочитают и другой стереотип: в тетради можно писать только синей ручкой, подчёркивать только простым карандашом, и отступать от этих «правил» нельзя ни в коем случае. А ведь на самом деле детям нравятся яркие краски и насыщенные цвета. Существуя в однообразном сине-белом мире школьных тетрадей, дети испытывают «зрительный голод», а это ведёт к пассивности, затуханию мыслительной деятельности и быстрому забыванию изученного материала.  
Для активизации деятельности мозга ребёнку нужны разнообразные внешние раздражители: цвет, звук, картинка, запах; ему недостаточно только созерцания: он имеет «потребность ощущать осязательно и моторно».
Почему ребёнок (да и взрослый человек) обращает внимание на яркую рекламную картинку, даже если увидел её мельком? Потому что современные PR-менеджеры (да-да, именно они сегодня лучшие знатоки психологии восприятия) знают, как «зацепить» внимание, как вызвать интерес.
Учебный материал тоже надо подать, он должен быть «вкусным», интересным, привлекательным, ведь «наиболее благоприятная из всех сфер воздействия на ребёнка» - это эмоциональная сфера. Так почему бы не воспользоваться теми идеями, которые разрабатывают рекламщики? Один из рекламных приёмов - «тизер» (англ. «teaser» - «дразнилка»). Это сообщение, которое содержит картинку и описание-заголовок. Основная цель тизера – заинтриговать, вызвать эмоциональный интерес,  любопытство и желание узнать подробности.
А потому, чтобы повысить активность учеников и задействовать эмоциональную память, мы используем  серию «Грамматических раскрасок» по темам, изучаемым в 3-5 классах на уроках русского языка: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Лексика». Это та наглядность, которую ребёнок не просто рассматривает на экране или на странице учебника, а может создавать сам.
   

Раскраски вклеиваются в ученические тетради перед уроком объяснения учебного материала, а сам урок превращается в освоение научной информации через язык образов. Новая тема становится действительно «новой», в чём-то забавной и обязательно увлекательной. В такой наглядности «взаимоотношения лингвистических объектов смоделированы учителем и могут быть расшифрованы учащимися». В активный процесс познания оказываются вовлечены все дети: кто-то высказывает предположения, кто-то приводит примеры, а кто-то просто слушает и оформляет свою раскраску (и не надо ему мешать). 

Исходя из принципов нейрофизиологии, при такой работе включаются все репрезентативные системы, свойственные человеку:
аудиальная («я слышу»),
визуальная («я вижу»),
кинестетическая («я чувствую и делаю»),
логическая («я понимаю»).
Для большинства детей предпочтительнее визуально-аудиально-кинестетическая подача материала, нежели вербально-логическая, и работа с раскраской при одновременном объяснении учителя позволяет оптимизировать процесс обучения.
                   
Рабочие листы по литературе могут также включать опорные схемы, таблицы, ребусы, кроссворды, цитаты, карты, иллюстративный материал и пр.
На уроках литературы в структуру рабочего листа может входить биография писателя (поэта), адаптированная для самостоятельной работы ученика (можно добавить необходимый иллюстративный материал, документы; некоторые факты представить завуалированно или обобщенно). Задания могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение и пр.
В зависимости от характера заданий, включенных в рабочий лист, возможно его применение в индивидуальной, парной, групповой работе.
Работу с рабочим листом можно организовать на любом этапе урока. Он помогает активизировать учеников на этапе вызова, для создания проблемной ситуации, при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, на этапе закрепления с целью определения уровня усвоения темы, на этапе домашнего задания, является замечательным средством получения обратной связи.
Таким образом, рабочие листы позволяют решить следующие задачи:
•        учет особенностей класса, уровня подготовки каждого ученика;
•        включение заданий разного уровня и вида;
•        интеграция материала;
•        вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;
•        повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;
•        облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;
•        возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).  

Все эти особенности рабочего листа делают его эффективным способом организации учебного процесса на уроках.

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.