12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Галеева132
Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский

Конспект урока в 7 классе

Тема урока «Повторение темы «Глагол»

 

Цель урока: повторение и закрепление знаний о глаголе, подготовка учащихся к изучению следующей темы – «Деепричастие».

 

Задачи:

1. Образовательные:

а) повторить, что такое глагол, каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль;

б) тренировать учащихся в определении вида глагола;

в) повторить правописание глаголов: -НЕ- с глаголом, корни слов с чередованием.

 

2. Воспитательная:

Работа с новым словом (глаголом) - искриться. Развитие воображения, чувства прекрасного.

 

3. Коррекционно-развивающие:

а) учить детей правильно давать толкование лексического значения слова, подбирать к слову синонимы;

б) развитие речи учащихся: учить правильно составлять словосочетания и предложения, редактировать текст;

в) тренировать детей в нахождении собственных ошибок и в их исправлении;

г) учить работать самостоятельно с помощью таблиц.

 

Ход урока:

1. Сообщение темы.

Постановка цели: Ребята, мы с вами повторяем сегодня тему, которая нам пригодится для изучения дальнейшего материала, - «Глагол». Мы должны вспомнить, что такое глагол, какие у него морфологические признаки, какова его синтаксическая роль, какие правила мы используем при написании глаголов.

Откройте учебники и повторите материал.

Ответьте на вопросы:

а) Что такое глагол?

б) Какие категории он имеет и как изменяется?

в) Какую синтаксическую роль выполняет глагол в предложении?

 

2. Разбор предложения (выборочный):

 

Налетел сильный ветер, солнце спряталось за тучу.

 

Подчеркните грамматические основы, определите, какое это предложение - простое или сложное. Объясните орфограммы.

Делаем вывод: какую синтаксическую роль выполняет глагол в предложении?

 

3. Разбор слов по составу:

Найдите в предложении слово, соответствующее схеме:

Приставка, корень, два суффикса, окончание, суффикс.

 

Разберите слово по составу.

Делаем вывод: какой суффикс всегда стоит после окончания?

Слово учителя: Ребята, такой суффикс, а правильнее его называть постфикс, встречается и у особой формы глагола – деепричастия.

 

4. Работа с новым словом:

На доске написано слово искриться

Задания для детей:

а) объясните лексическое значение этого слова.

б) объясните правописание мягкого знака.

в) подберите синонимы к слову (переливаться, блестеть).

г) придумайте предложение с этим словом и запишите.

д) ответьте на вопрос: какую картину вы можете нарисовать, когда слышите это слово?

 

5. Определение вида глагола.

Повторение правила: какие виды глагола вы знаете, как правильно определять вид глагола?

Работа на карточках: (устная работа)

Детям выдаются сигнальные карточки с буквами -С- и –Н- (-С- -совершенный вид, -Н- - несовершенный вид). Учитель называет глаголы парами, учащиеся устно определяют вид глагола (самостоятельно) и поднимают соответствующую карточку.

 

Возразить – возражать

Простить – прощать

Посещать – посетить

Похитить – похищать

Спрашивать - спросить

 

Делаем вывод: Как мы определяем вид глагола?

Слово учителя: Ребята, вы умеете определять вид глагола. Эти знания вам пригодятся в дальнейшем, когда мы будем изучать тему «Деепричастие».

 

6. Выборочный диктант.

Повторение правила: «Правописание букв Е - И в корнях с чередованием» по таблице.

Задание: выписать глаголы в две колонки: Е / И

 

Уб..рать, прот..реть, зап..рать, зам..реть, расст..лить, перест..лать, бл..стать, бл..стеть

 

При выполнении этого задания возможно использовать следующий приём: один или двое детей работают самостоятельно на доске, но не показывают свою работу, остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях. После открываем доски и проверяем.

 

Дополнительное задание: Составьте с любым словом словосочетание и запишите.

 

Делаем вывод: от чего зависит выбор буквы –Е- или –И- в корне слова?

 

7. Творческая работа.

Перед выполнением работы следует повторить правило «Правописание –НЕ- с глаголом».

Работа на карточках: творческое списывание.

 

 

 

 

1.Вставьте вместо выделенных слов глаголы с частицей –НЕ-

 

Я отсутствовал на заседании кружка.

Дождь шёл всю ночь.

«Почему на игру не пришёл Миша?» - спрашивал Петя.

Этот ученик отстаёт по математике.

Слова для справок: (не) успевает, (не) прекращался, (не)доумевал, (не)был.

 

2. Составьте предложения со словами:

(не) пришёл, (не) здоровится, (не) смотрели.

 

 

 

После выполнения работы делаем вывод о правописании частицы –НЕ- с глаголами.

 

8. Вывод в конце урока:

Какую тему мы с вами повторили?

Какими правилами мы должны обязательно пользоваться при написании глаголов?

 

Методическое обоснование урока

Данный урок предназначен для обучающихся 7 класса с задержкой психического развития.

Эта тема является первой при изучении большой темы «Деепричастие». Тип урока - актуализация знаний о глаголе, повторение и закрепление материала, который изучался в 5 – 6 классах.

Целью урока является повторение и закрепление знаний о глаголе, подготовка учащихся к изучению темы «Деепричастие».

Так как глагол и его категории изучаются в 5 – 6 классах, то учащимся 7 класса бывает достаточно трудно вспомнить пройденный материал. Поэтому необходимо провести отдельный урок, чтобы дети вспомнили и сумели применить на практике нужные знания.

Образовательные задачи урока: повторить, что такое глагол, каковы его морфологические признаки, какова его синтаксическая роль; повторить правописание орфограмм: –НЕ- с глаголом, буквы Е-И в корнях с чередованием; также необходимо тренировать детей в определении вида глагола. Эти задачи решаются с помощью различных видов деятельности: работа с материалами учебника, синтаксический разбор предложения, определение вида глагола на слух, словарный выборочный диктант, индивидуальная работа на карточках. Большое разнообразие видов деятельности позволяет сделать урок более интересным, насыщенным. Кроме того, дети, обучающиеся в специальном коррекционном классе, очень быстро устают. Поэтому необходимо использовать на уроке больше интересных заданий, но стараться не перегружать учащихся.

На уроке большое значение придаётся коррекционно-развивающим задачам. Необходимо учить детей правильно строить предложения и словосочетания, исправлять ошибки, строить устные монологические высказывания. При проведении урока большое значение будет уделяться тому, чтобы учащиеся как можно больше проговаривали вслух задания, отвечали на вопрос, как они поняли учебные задачи.

Дети, обучающиеся в специальном коррекционном классе, часто не могут работать самостоятельно, не видят своих ошибок. Поэтому на уроке необходимо уделять больше внимания самостоятельной работе учащихся и с учебником, и с помощью разнообразных таблиц и таблиц-подсказок, с помощью карточек.

При проведении любого урока необходимо планировать воспитательные задачи. Чтобы успешнее решить такую задачу, можно использовать для изучения новое слово, например, глагол «искриться». Дети должны не только объяснить написание этого слова, но и попытаться нарисовать словами картину: что они представляют, когда произносят это слово? Урок на данную тему обычно проводится в декабре, поэтому учащимся не составит труда ответить на этот вопрос. Кроме того, они могут подойти к окну и понаблюдать за природой. С помощью такой работы можно развивать воображение детей, интерес к урокам, чувство любви к «малой» Родине.

Чтобы заинтересовать учащихся и сделать урок неутомительным, используются различные приёмы: это и работа на карточках, и выполнение упражнения с закрытой доской, и творческие задания.

Необходимо отметить, что учащиеся с задержкой психического развития очень быстро забывают материал. Поэтому желательно делить урок на этапы и в конце каждого этапа делать вывод. Также на уроке нужно использовать таблицы, наглядный материал, но стараться не перегружать урок наглядным материалом.

 

Список использованной литературы

 

1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Кирилина Т.Ю., Фёдорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

4. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов./ Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2.Ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

4. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд.5. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.