12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья45
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза Литвинова Владимира Ивановича Белоглинского района» Урок русского языка в 4 классе ТЕМА: Правописание мягкого знака в именах числительных. Тимошенко Наталья Ивановна

учитель начальных классов

Цель урока: создать на уроке ситуацию успеха при знакомстве с правилом правописания мягкого знака в именах числительных.

Задачи:

- научиться контролировать собственные действия при списывании текста;

- обосновывать написание слов;

- понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу;

- знакомиться с правилом написания ь в числительных;

- преобразовывать запись цифрами в буквенную запись;

- учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Планируемые результаты.

Личностные:

развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи;

развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Предметные:

применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.

Оборудование для учителя:

1. Мультимедийный комплекс, презентация.

2. Демонстрационные карточки

Оборудование для учащихся.

1. Учебник “Русский язык. 4 класс” (авторы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова).

2. Рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

- Роль мягкого знака велика, о его правописании мы не раз говорили, знаем много правил, но тема открыта не до конца, значит, мы сегодня откроем новое знание.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

1. Чистописание.

Ученье и труд все перетрут.

2. Словарная работа.

здесь, календарь, картофель

- Какую роль выполняет мягкий знак в данных словах? (Заслушиваются ответы учащихся о правилах правописания мягкого знака в словах)

3. Запишите словами.

8, 11, 17, 60, 80

- Запись каких числительных вызвала затруднение (Ответы детей)

- Сформулируйте и запишите тему урока в рабочие тетради.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Посмотрим, что у нас получилось (сравниваем работы учащихся).

- У вас так же? А как вы написали?

- Слова были одинаковые? А написали вы их по-разному. Почему? (Дети делают вывод о том, что они не знают новый способ действия, правило написания мягкого знака в именах числительных)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Найти правило написания мягкого знака в именах числительных).

- Какие задачи поставим перед собой на урок? (На доске появляется картинный план)

1. Понаблюдение за числительными.

2. Вывод, сформулировка правила.

3. Тренировочные упражнения в написании числительных с мягким знаком.

5. Реализация построенного проекта.

- Приступаем к решению наших задач.

- Прочитайте слова про себя, определите части речи и обратите внимание на мягкий знак.

 

сем?сот,

сем?надцать, 

сем?десят, 

шест?сот, 

девят?надцать, 

пят?десят,

  сем?сот,

пят?надцать,

девят? надцать

- Какими частями речи являются слова? (Именами числительными)

- А что можете сказать о мягком знаке в этих словах? (ь есть во всех словах, служит для обозначения мягкости согласных, в некоторых словах ь пишется в конце, а в других – в середине слов)

- Поработаем в парах. Запишите слова в два столбика: ь в середине слова, ь на конце слова

- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?

Выступление каждой группы, защита своей модели правила.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как проверить правильность ваших ответов? (Нам поможет учебник и правило в нем)

- Прочтем правило написания ь в числительных по учебнику и сверим свои ответы.

- В чем же секрет мягкого знака? Ь в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1994 г., с.350)

- Вернёмся к заданию в тетради, исправим ошибки.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Запишите числительные словами в два столбика с устным объяснением:

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30, 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800, 900.

8. Включение в систему знаний и повторений.

- Закрепим наше новое знание.

1. Выпишите числительные в два столбика: с ь в середине и с ь на конце, объясните их правописание.

1. Старость нас не застанет в сорок, чуть покажется в 60.

2. Замечено: весна идёт по земле со скоростью 50 километров в сутки.

3. Лётчик прикинул в уме числа, и вышло, что прополз Алек­сей Мересьев 18 километров.

4. Не хочется думать о смерти, поверь мне, в 16 маль­чишеских лет.

5. Площадь Капчагайского водо­хранилища составляет 1800 квад­ратных километров.

6. Ростову на севере было 900 лет, когда в устье Дона рубили первую избу.

 

2. Выберите числительное, которое написано без ошибок:

четыреста, восемдесят, два, шестьсот, семьнадцать, тысяча двести пятдесят, пять, восемьсот, шестнадцать

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какое знание открыли на уроке?

- Что поможет не делать ошибок в написании ь в числительных?

- Какое задание показалось трудным, интересным?

- Оцените свою работу на уроке: напротив заданий, с которыми справились легко, поставьте «+», трудно – « - ».

- Спасибо за урок.

10. Задание на дом. Учебник, с.63 №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.