12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария Винокурова18
3

Приемы работы с текстом как средство формирования естественнонаучной грамотности обучающихся

Приемы работы с текстом как средство формирования естественнонаучной грамотности обучающихся



Естественнонаучная грамотность, также как и математическая, и читательская, является основным направлением функциональной грамотности международного исследования качества образования PISA, в котором Россия принимает участие с 1990-х годов. Компетенциями естественнонаучной грамотности являются умение научно объяснять явления, понимать особенности естественнонаучного исследования, интерпретировать и использовать научные доказательства для понимания окружающего мира и объяснять те изменения, которые вносит в него человек. Несомненно, что для достижения этих компетенций необходимо, в первую очередь, формировать у обучающихся умение работать с текстом, а именно: найти связь предложений в тексте, анализировать структуру текста, вычленить главную информацию в тексте, работать с неявно заданной информацией, проанализировать информацию или условия задачи, оценивать достаточность представленной информации, извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос, устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию.

Работу по формированию и развитию у обучающихся данных навыков я начинаю на уроках биологии с 5 класса и продолжаю на протяжении всего обучения, так как данные умения являются основополагающими не только в формировании естественнонаучной грамотности, но и в целом для достижения высокого уровня качества освоения ООП. Чаще всего использую текст учебника, как самый доступный и в то же время отвечающий принципам научности источник информации. Также в старших классах применяю тексты из открытого банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности.

Приемов работы с текстом существует огромное количество, расскажу о самых эффективных и применяемых лично мною, на примере изучения темы «Витамины» в 8 классе (§31 учебник Пасечника В. В. «Биология. 8 класс», издательство «Просвещение», 2020).

Приём «Разбивка». Применяется в самом начале изучения темы при первом знакомстве параграфа. Учащимся предлагается прочитать текст и разбить его на смысловые блоки. Прием позволяет детям систематизировать новую информацию, наметить для себя план изучения темы, способствует лучшему пониманию и запоминанию основного содержания.


Для более детального изучения темы можно применить метод «Таблица». Ученики должны преобразовать текстовую информациюв табличную форму. Можно дать готовый образец для заполнения (в начале формирования данного умения), а можно предложить обучающимся самим придумать столбцы и графы, исходя из текста параграфа (когда умение уже сформировано).


Витамин

Физиологическая норма в сутки

Роль в организме

Источники получения

Заболевания при нехватке

С





В1





В2





РР





А





D





Е





К






Прием «Схема». Так же, как и «Таблица», применяется для более глубокого понимания темы и развития умения преобразовывать информацию. Обучающиеся составляют схему «Классификация витаминов» по готовому образцу, либо дополняя схему (как показано ниже), либо абсолютно самостоятельно. Схема может быть представлена в виде кластера, интеллект-карты и т. п.


t1710216590aa.gif


Прием «Синквейн», носит творческий характер. Это давно известный метод, не теряющий однако актуальности до сих пор, так как позволяет в краткой форме систематизировать и обобщить знания обучающихся. Со схемой синквейна мои ученики знакомы с самых первых уроков, и я часто даю такое задание, как домашнее.

Схема синквейна

Пример

Название (1 существительное)

2 прилагательных

3 глагола

Предложение из 4 слов

Синоним – ассоциация

Витамины

Жирорастворимые, водорастворимые

Регулируют, усиливают, синтезируются

Витамины – биологически активные вещества

Жизнь


Прием «Утверждения». Позволяет применить полученные знания. Необходимо определить правильность суждений и объяснить свой выбор (как вариант – исправить неверные утверждения).

Витамины являются биологически активными веществами.

При нехватке того или иного витамина возникает гипервитаминоз.

Витамины К, D, Е и А относятся к водорастворимым.

Витамин С называется аскорбиновой кислотой.

Витаминов группы В много в лимонах и черной смородине.

При недостатке никотиновой кислоты развивается пеллагра.

Для нормального образования костной ткани необходим витамин А.

Рахит развивается при недостатке витамина D.

Большинство витаминов синтезируются в организме человека.


Приём «Группировки». Использование приёма способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся.Суть приема заключается в том, что учащимся предлагается ряд понятий, которые необходимо сгруппировать, объединив по общим признакам по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Ряд понятий по теме «Витамины»: цинга, пеллагра, тиамин, бери-бери, аскорбиновая кислота, рахит, токоферол, рибофлавин, дерматит, никотиновая кислота, куриная слепота. Группировки: названия витаминов и заболевания, вызванные их нехваткой.


Прием «Соответствия». Является неотъемлемым заданием ВПР и ГИА, потому обязательно учу работать детей и такому приему. Суть его в принципе понятна любому педагогу – необходимо установить соответствия между первой и второй колонками, основываясь на изученном материале. Применяю я этот метод, как на уроках открытия новых знаний, так и при закреплении темы, и при контроле знаний.

ПРИЗНАК

ТИП АВИТАМИНОЗА

A) снижение иммунитета

Б) выпадение зубов

В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей

Г) кровоточивость дёсен

Д) нарушение мышечной и нервной деятельности

1) недостаток витамина С

2) недостаток витамина D



Прием «Анализ данных», наиболее подходит для формирования естественнонаучной грамотности, так как позволяет формировать умение извлекать информацию из текста, представленного в табличной или графической форме. Пример: Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Соки

Витамины, в мг на 100 мл сока

Витамин А

Витамин В1

Витамин С

Абрикосовый
Апельсиновый
Вишнёвый
Гранатовый
Грушевый
Клюквенный
Лимонный
Мандариновый
Морковный
Томатный
Черносмородиновый

2,0
0,25
0,37–0,55

0,08

0,12–0,2
0,3–0,6
2–9
2–3
0,75–2

0,03
0,05
0,05

0,05

0,05
0,07
0,6
0,12
0,08

7,0
30–50
15
5
5
10
20–60
20–40
5–10,5
40–50
150–300

Суточная
потребность

6,0

1,2–2,6

60–110


1) Полтора стакана (300 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?

2) Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании дёсен?

3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.


Прием «Восстановленный текст». Обучающимся предлагается вставить в текст пропущенные термины. Наиболее эффективно применять этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний, при этом целесообразно предусмотреть этап обсуждения результатов работы для коррекции усвоения материала. Как вариант более творческой работы обучающихся, можно предложить им самим составлять такие тексты.

Витамины

Витамины делят на два класса: _________________ и водорастворимые. При недостатке витамина ___, необходимого для образования костей и зубов, развивается рахит. __________________ — это заболевание, возникающее при недостатке витамина С. К жирорастворимым витаминам относят витамины E, К и___.



Использование вышеперечисленных приемов способствует формированию и развитию естественнонаучной грамотности обучающихся, а также повышает уровень развития метапредметных УУД, и в целом позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.


Использованная литература:


Асанова Л. И. «Естественнонаучная грамотность: пособие для развития функциональной грамотности старшеклассников». – Москва, Академия Минпросвещения России, 2021

Большаков А.П. «Основы смыслового чтения и работа с текстом» 7-9 классы Биология. География. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2014

Проведение исследования PISA – 2018 в России. Оценка естественнонаучной грамотности//Центр оценки качества образования. – URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.