12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Лариса Владимировна50
Работаю учителем русского языка в школе-интернате.
Россия, Марий Эл респ., с.Косолапово

Тема урока: Прилагательные, противоположные по значению.

Цель: Формирование представлений о прилагательных, противоположных по значению.

Задачи:1.Познакомить обучающихся с прилагательными, противоположными по значению, находить их в тексте и составлять пары слов.

2.Коррегировать и развивать активность речевой деятельности посредством обогащения активного словаря прилагательными, противоположными по значению.

3.Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, чувство товарищества, коллективизма через групповую работу по теме урока.

Планируемые результаты:

Познавательные: развитие умения правильно строить речевое высказывание; при направляющей помощи учителя делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, желания приобрести новые знания, умения, правильного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других.

Наглядность и оборудование: опорные схемы;

план урока;

цветные парики для клоунов;

Большой словарь синонимов и антонимов русского языка.- М.: ООО «Дом Славянской книги», 2020;

мультимедийная презентация

Ход урока:

I.Организационный момент:

-эмоционально-психологический настрой на урок

Встанем прямо! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! Улыбнёмся и мысленно пожелаем друг другу удачи. Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает вас на нашем уроке. [7]

-отчёт дежурного;

-проверка готовности класса к уроку;

Урок сегодня необычный,
Но для вас вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь. [8]

Урок пройдёт по следующему плану:

(Вывешивается план урока)

1.Все готовы! Всё готово!

2.Внимание! Проверяем домашнее задание.

3.Стремитесь вперёд к чему-то новому.

4.Минутка отдыха.

5.Проверка полученных знаний.

6.Домашнее задание – это здорово!

7.Подведение итогов урока.

II.Проверка домашнего задания.

1.Загадка.

Догадайтесь, какая часть речи о себе так говорит.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет

В этом равных со мной нет. [9]

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить. [2]

- О какой части речи говорится в загадке? Как вы догадались?

(Имя прилагательное описывает предметы)

2.Фронтальный опрос.

1)Какая часть речи называется именем прилагательным? Приведите примеры.

Слайд 1

(На доске опорная схема)

Игра «Найди прилагательное»

В каждой группе однокоренных слов выделите имя прилагательное.

Слайд 2

трусость, трусливый, трусит

Слайд 3

чистая, чистит, чистота

Слайд 4

синеет, синева, синее

Слайд 5

2)Закончи предложение

Имена прилагательные всегда связаны с ...

Слайд 6

Слайд 7

Игра «Подбери предмет»

С какими существительными можно согласовать прилагательное трусливый? Чистая? Синее?

3)Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

(Имена прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной, красивой.)

При помощи имён прилагательных можно точно, ярко, образно описать предметы, дать этим предметам оценку и даже выразить отношение к ним. Над этим мы с вами работали на прошлом уроке.

Разгадывание ребусов

Игра «Подбери признак»

Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Слайд 8

Волк – серый, страшный, голодный, хищный, старый, дикий, сказочный

Слайд 9

Слайд 10

t1705406457ac.jpg[10]

Мама - добрая, веселая, умная, заботливая, милая, счастливая, задумчивая, трудолюбивая

Слайд 11

Слайд 12

КОЛУН

1 3 2 4 5 Ы

Слайд 13

III.Сообщение темы и целей урока.

Ребята, вы уже знаете, что наш родной русский язык точный, богатый и звучный. Недаром говорится: «Народ русский могуч и велик. Велик и его язык». [11]

Русский язык необыкновенно выразителен и разнообразен и это вы заметите, прослушав диалог двух клоунов, которые пришли к нам на урок.

Ученики инсценируют диалог между клоунами, изображения которых помещены на слайде [12]

  Филя:                                                     Кузя:

-Ну и жаркий день!

                                                               -Да ты что? Холодный.

-Я весь красный?

                                                                -А я белый от холода.

-Ты что такой кислый?

                                                                -А ты что – сладкий!

- А что это мы всё спорим:

жаркий – холодный, красный –

белый, кислый – сладкий?

Очень интересные пары слов

получились! Может быть они

как-нибудь называются?

                                                                -Конечно, это слова-спорщики. Как мы с тобой.

Ребята, давайте из диалога клоунов выделим пары слов-спорщиков, которые являются именами прилагательными. (Прилагательные появляются на слайде) [3]

Слайд 14

-Как вы думаете, почему клоун Кузя назвал эти слова спорщиками?

(Слова-спорщики, потому что эти слова противоположные друг другу по смыслу) [3]

Сегодня мы с вами познакомимся с именами прилагательными, которые имеют противоположное значение.

На уроке мы:

-познакомимся с прилагательными, противоположными по значению;

-будем составлять пары слов, противоположных по значению;

-дополнять предложения прилагательными, противоположными по значению.

IV.Изучение нового материала.

1.Актуализация имеющихся знаний.

Давайте ещё раз вспомним, что обозначают имена прилагательные.

(Ответы учеников)

Правильно, имена прилагательные обозначают признак предмета, поэтому они могут противопоставляться друг другу по различным признакам.

2.Работа с учебником.

Вып – ть упр.202, с.152, у доски и в тетрадях.

Как правило, слова противоположные по значению характеризуют предмет с одной и той же стороны, указывая на один и тот же признак, но по значению прямо противоположный.

3.Работа над региональным национальным компонентом.

-Какие противоположные по значению имена прилагательные мы подобрали к существительному реки?

-Какие реки протекают на территории Республики Марий Эл?

Сообщение ученика

Республика Марий Эл богата водными ресурсами. В целом в республике насчитывается 476 рек, с общей протяжённостью 7000 км. [13]

Слайд 15

Волга – основная река в пределах республики, протекает по территории на протяжении 155 км.

Слайд 16

На Малой Кокшаге расположена столица республики – город Йошкар – Ола.

4.Физминутка.

Потрудились – отдохнуть

Нужно, без сомненья,

Дружно, быстренько встаем

Выполним движения.

Раз подняться, потянуться.

Два согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть. [14]

Глаза видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг. [15]

V.Закрепление материала.

1.Работа с учебником.

Вып – ть упр.204, с.153, на доске и в тетрадях.

- Каким стал текст после применения прилагательных с противоположным значением?

(Прилагательные с противоположным значением обогатили текст, сделали его более точным.)

Использование в своей речи таких прилагательных делают её образной и яркой. Благодаря им речь становится выразительной, красивой и богатой. Думаю, что и вы в своей речи будете применять имена прилагательные.

2.Игра «Сравни предметы».

Подбор прилагательных на основе предметных картинок. На слайдах демонстрируются парные картинки и учитель предлагает подобрать названия признаков, противоположных по смыслу. [4]

Слайд 17 По возрасту:

Слайд 18 По настроению:

Слайд 19 По ширине: реку и ручей

Слайд 20 По величине: орла и воробья

Слайд 21 По температуре: сок и чай.

Слайд 22 По весу: камень и пух.

Слайд 23 По смелости: зайца и тигра

3.Слово учителя.

Слова с противоположным значением есть не только у имён прилагательных, но и у других частей речи: существительных, глаголов. В русском языке такие слова называются антонимы.

Слайд 24, запись [16]

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим. Существует и словарь антонимов.

Слайд 25, запись [16]

4.Работа со словарём

Знакомство со словарём «Большой словарь синонимов и антонимов русского языка» - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2020.

Учитель называет имя прилагательное, ученики по словарю подбирают прилагательное противоположное по значению.

VI.Домашнее задание.

Вып-ть упр.203, с.152.

VII.Подведение итогов урока.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог! [17]

-С какими именами прилагательными познакомились на уроке?

-Что вы узнали на уроке?

-С пользой ли для вас прошёл этот урок?

Сегодня на уроке вы были умные, внимательные, активные, красивые, добрые, воспитанные. Молодцы!

Слайд 26


презентация к урокуPPTX / 4.14 Мб

Список использованной литературы

1.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык «Имя прилагательное» 5-9 классы Рабочая тетрадь 3 – 11-е издание, стереотипное, Москва «Просвещение», 2022 г.

2.Гугучкина Е.Е. Русский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 4 класс». II полугодие / авт.-сост. Е.Е.Гугучкина. – Волгоград: Учитель, 2006.

3.Мукашева И.В. Открытые уроки Русский язык. 3-4 классы Составитель Мукашева И.В. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004.

4.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.сост. Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2007.

5.Якубовская Э.В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1:5-9 классы: русский язык, чтение, мир истории, история Отечества/ Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2021.

6.Якубовская Э.В. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

7) https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie 22.html ?ysclid=lrawk27rot301807564

8) https://znanio.ru/media/urok_russkogo_yazyka_na_temu_povelitelnoe_naklonenie_glagola_chastitsy_pust_puskaj-45594-1

9)https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-22.html?ysclid=lrawk27rot301807564

10)https://ya.ru/images/search

11)https://konspektum.ru/read/russkiy-yazyk-moy-rodnoy-yazyk.html?page=4

12)https://ya.ru/images/search?img_url=https

13)https://www.nbcrs.org/regions/respublika-mariy-el/vodnye-resursy-nalichie-rek-ozer

14)https://www.nbcrs.org/regions/respublika-mariy-el/vodnye-resursy-nalichie-rek-ozer

15) https://stihi.ru/2021/02/26/8389

16)https://yandex.ru/video/preview/18298875357979154378

17) https://uchitelya.com/pedagogika/153718-orgmoment-v-stihah.html


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.