12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевченко Анастасия Викторовна25
Любитель рабочих листов и создатель контрольных, которые не найдешь в интернете.
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
4

Статья «Применение игровых технологий во внеучебной деятельности по иностранному языку»

Применение игровых технологий во внеучебной деятельности по иностранному языку

Шевченко Анастасия Викторовна, преподаватель иностранных языков, г. Оренбург, РФ, г. Оренбург, a-v-sh@bk.ru

 

Аннотация: В настоящее время в рамках федерального государственного стандарта начального общего, среднего общего и полного общего образования нового поколения требуется уделять большое внимание решению методических проблем обучения. Необходимы новые подходы к организации урока, выходящие за рамки стандартных технологий. Одной из ключевых проблем в организации учебного процесса является то, что дети меньше заинтересованы в процессе обучения из-за отсутствия познавательной мотивации. Для развития и формирования интереса обучающихся к познавательной деятельности и для ее дальнейшего развития нам следует обратиться к интерактивным методам обучения, а именно к применению игровых технологий для реализации поставленных целей.

 

Внеурочная деятельность обучающихся является платформой, где преподаватель должен максимально проявить свои педагогические возможности и силы, так как она является неотъемлемой составляющей познавательной учебной деятельности, которую нельзя пускать на самотек. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту [2], познавательная деятельность должна выходить за рамки учебного процесса, где напрямую происходит усвоение знаний, формирование умений и укрепление навыков, и так же должна быть нацелена на создание такой познавательной атмосферы, которая вдохновляла бы обучающихся на активный самостоятельный встречный процесс к деятельности учителя, тем самым усиливала бы эффективность и продуктивность деятельности по овладению новыми знаниями. Исходя из наблюдений и личного опыта, следует подчеркнуть, что в активизации познавательного интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала в учебном процессе. Если вся деятельность сведется только к содержательной стороне предмета, то это несомненно приведет к временной заинтересованности и поверхностному усвоению знаний. Если обучающиеся не являются активными участниками познавательного процесса, то любой материал сформирует в них пассивную позицию по отношению к изучаемому предмету или отсутствие его вообще. Исходя из всего этого можно сделать вывод, что внеклассная работа является эффективным педагогическим средством. Она непосредственно связана с деятельностью на уроке, очень важно не нарушить данную связь. Внеклассная деятельность, организованная с применением игровых технологий, также способствуют формированию определенных компетенций у обучающихся и повышают их интерес к предмету [3].

Внеклассную деятельность условно можно разделить на два вида, каждому из которых будут соответствовать свои игровые методы и приемы. В методике существуют постоянные формы, к которым относятся разнообразные кружки, факультативы, клубы, и временные формы, имеющие единичный характер: тематические мероприятия, квесты, игровые экскурсии, драматизации, викторины, игровые путешествия [1].

При организации внеклассной работы с использованием игровых технологий педагог должен опираться на следующие закономерности [1]:

1. Важно учитывать интересы современных детей и подростков, так как в определенной степени участие во внеурочной деятельности является добровольным. Игровые технологии должны быть согласованы с обучающимися и проведены с учетом их желаний, которые можно распознать путем анкетирования и анализа полученных результатов. Если педагог выберет форму, интересную только ему, существует высокий риск того, что внеклассное занятие не привлечет школьников.

2. Внеурочная деятельность является своеобразной ступенью в алгоритме развития устойчивого интереса к познанию. Главной задачей является то, что, начиная с урока, педагогу нужно сделать все возможное, чтобы сохранить зародившийся интерес и управлять его дальнейшим развитием.

3. Немаловажно расширить и углубить знания по изучаемой теме, развить самостоятельность в работе с информацией, активизировать творческие способности и определенные личностные качества.

4. Процесс познания будет более активным, если педагог будет опираться на материал, построенный на основе актуальных вопросов, подталкивающий обучающихся на эмоциональное и активное проявление самих себя.

5. Педагог получает дополнительную возможность повторить пройденный материал в неординарных формах и преподнести знания в новом формате, также включая факты, выходящие за пределы образовательной программы, но полезные обучающимся в практической деятельности.

Во внеурочной деятельности в начальной школе следует использовать упрощенную модель технологии развивающего обучения в кооперации – «Игровые дебаты», которая является разновидностью сюжетной деловой игры. Данная технология работает в нескольких сферах: в ней углубляются знания по определенной теме, развиваются навыки коммуникации и уделяется внимание творческим способностям обучающихся. Цель игры – представить и защитить общую концепцию по предложенной проблеме или ситуации, работая в различных командах (кратное количество обучающихся в каждой). В начале каждый обучающийся находит индивидуальное решение для проблемной ситуации, затем идет парная работа. После этого пары соединяются в четверки, объединяя усилия и выдвигая один общий проект. Затем четверки образуют восьмерки, где система действий повторяется. На предпоследнем этапе две команды начинают подготовку к защите собственного проекта, например, проекта школьных правил, проект по защите животных, творчески проявляя себя в выборе девиза, названия и формы представления.

В практике внеучебной работы широкой популярностью пользуются игры по станциям, где обучающиеся должны самостоятельно добыть определенную информацию, опираясь на маршрутный лист. Данная игра является продуктивной технологией, так как в ней активизируются практически все познавательные процессы, а именно навыки работы по поиску новой информации, посредством создания здоровой конкурентной атмосферы. В данной игре обучающиеся самостоятельно распределяют роли и разграничивают обязанности, учатся слышать собеседника и терпимо принимать чужую точку зрения, помогают и подтягивают друг друга для достижения общей поставленной цели. Данная технология позволяет объединить в себе различные элементы игр. В начале мероприятия обучающиеся получают проблемную установку, затем проходят через определенные этапы, выполняя различные задания и получая подсказки, и в конце, опираясь на собранные подсказки, формируют конечное решение проблемы. Побеждает та команда, которая быстрее всего расследовала дело и докопалась до сути. Учитель должен учитывать специфику жизни младших школьников. Для обучающихся младшей школы будет интересно выполнять задания коллективно, когда за каждое выполненное задание будет открываться небольшой фрагмент мультфильма.

Интересной моделью внеклассного занятия может быть прохождение квеста по сюжету современных мультфильмов, построенном на базе классической игры по станциям, где каждый ученик может сыграть роль определенного персонажа и выполнить действие, полезное всему коллективу для достижения общей цели.

Большим познавательным потенциалом обладает аналитическая игра «Социальный опрос». Для организации задания нужна большая аудитория. Учитель заранее подготавливает набор карточек с неповторяющимися вопросами, равными числу участников в обеих командах. Технология включает в себя три этапа: сбор данных, когда обучающийся должен выслушать и отметить мнение всех участников своей команды по поставленному вопросу; после сбора данных и работы с информацией обучающийся составляет статистику и подробный отчет, который будет представлен через диалог с представителем противоположной команды с соответствующим вопросом. Данная игровая технология не только задействует мыслительные процессы, но и позволяет обучающимся, проанализировав чужие мнения, выделить полезные факты и заполнить ими собственные пробелы, усвоить некоторые языковые средства, которые помогут им устно представить свою позицию в наилучшей форме. Преподавателю очень важно организовать правильный процесс межличностной коммуникации и создать ситуацию успеха для каждого обучающегося, чтобы дискуссия не переросла в конфликт.

Для формирования социокультурной компетенции и укрепления знаний по иностранному языку можно проводить игровые экскурсии. Перед походом в музей, в театр или в зоопарк в рамках классного мероприятия каждый ученик получает карточку с 7-10 вопросами (например, Какого цвета платье у актрисы? Сколько всего залов в краеведческом музее?). Во время экскурсии он должен внимательно осматривать экспонаты, записывать ответы вопросы, а также подготовить несколько вопросов для одноклассников. После сбора данных учитель организует «Круглый стол», где ученики обсуждают поход в музей с опорой на образец и делятся впечатлениями.

Работу над совершенствованием иностранного языка можно интегрировать в курс других учебных предметов в рамках факультативов и кружков во время каникул. Например, мальчикам будет интересно посещать спортивный кружок, а девочкам – кружок по технологии, где обучение будет частично вестись на английском языке.

Эффективной формой внеклассной ролевой игры может стать видеокружок, организованный с целью создания видео для условного детского YouTube на иностранном языке. Путем анкетирования выбирается тема для выпуска и начинается подготовка теории под контролем учителя. Помимо разработки теории, каждый ученик должен быть задействован в практической части создании контента. Один отвечает за сценарий, второй за экспозицию видео, третий за съемку и т.д. Видео может быть аналитическим (опросы, мозговые штурмы между разными подгруппами) или юмористическим (переделка сказок, пародия на фильмы и сериалы, рекламу, ролики Ералаша на языке).

В рамках факультативной работы возможно создать в стенах кабинета иностранных языков творческую лабораторию. Активизировать интерес учеников к познавательной деятельности по силам всевозможным концертным формам (исполнение песен, чтение стихотворений на иностранном языке, игры-театрализации, где ученики разыгрывают старые сказки, мультфильмы на новый лад).

Кроме всего прочего, с точки зрения активизации познавательного интереса, эффективно создать в школе иностранную редколлегию с интеграцией в другие предметы. Учениками младших классов может создаваться ежемесячная газета на иностранном языке на тематику школьной жизни. Каждый ученик ведет определенную колонку: например, «Новости», «Наши успехи», «Домашние питомцы», «Ученик месяца», колонку с повседневными опросами (самый любимый цвет среди 3 классов и др.), а учитель является главным редактором и издателем.

По возможности школа может организовать для детей онлайн вечер-встречу с интересным человеком или таким же ребенком, представителем страны изучаемого языка, где все могут попробовать свои силы в условиях реальной коммуникации, задав представителю несколько вопросов.

В качестве внеклассного мероприятия на английском языке можно ежемесячно проводить адаптированные телеигры и шоу, где уже комплексно отрабатываются все аспекты языка на всех речи. «Кто хочет стать миллионером» может стать формой внутришкольной языковой олимпиады среди младших школьников, где будут встречаться представители различных подгрупп. Большим методическим потенциалом обладают так же игры «100 к одному», «Поле чудес», «Самый умный», «Что? Где? Когда?», «КВН».

Подводя итоги, следует акцентировать внимание на том, что игровые технологии во внеучебной деятельности можно использовать в неограниченных количествах. Требования, поставленные для игровых технологий вне урока, соотносятся с требованиями к учебной деятельности. Обучающиеся получают больше возможностей усвоить опыт, имеют больше шансов проявить активность, взаимодействуя с окружающими сверстниками и учителем. Во внеурочных играх активизируются навыки, невостребованные в работе на уроке, что приводит к максимально полному развитию личностных особенностей и формированию познавательного интереса к изучаемому предмету. Обучение проходит в непринужденной и свободной атмосфере, поэтому при планировании работы педагогу не следует игнорировать внеучебные формы работы.

 

Список литературы:

Андриянова, Л.В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности [Электронный ресурс] / Л.В.Андриянова // Молодой ученый. – 2016. – № 1.1. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/105/25044/

Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

Сущность педагогических рисков на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. – М.: Педагогика, 2018. – Режим доступа: http://fgosnsh/list11245.html


 


 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.