Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» (3–4 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А. П.
города Белово»
Рассмотрена на заседании методического совета. Протокол №___ от_________ Председатель МС __________________Е.В.Кузнецова |
Утверждена на педагогическом совете. Протокол №___ от_________ Директор __________Н.Б.Данилкина |
Природа и фантазия
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по для учащихся 8 – 10 лет.
Срок обучения: 2 года
Белово 2019
Составитель: Соловьёва С.Д., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» направлена на формирование готовности и способности детей младшего возраста к реализации своего творческого потенциала средствами декоративно-прикладного творчества. Предназначена для педагогов и руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Комплекс основных характеристик
-
Пояснительная записка
Программа «Природа и фантазия имеет художественную направленность и нацелена на развитие творческих способностей детей. Уровень усвоения программы – общекультурный, углубленный.
Программа является модифицированной, при её составлении использовались программы: Ручное творчество» под редакцией Н.А. Цирулик, Т.Н. Пресняковой. «Корпорация Фёдоров» г. Самара, 2000 г., программа «Мозаика из соломки» под редакцией А.П. Паниченко. ИМЦ г. Белово, 2002 г. Программой предусмотрены задания по таким направлениям декоративно-прикладного творчества, как «Аппликация», «Мозаика», «Лепка», «Коллаж».
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Природа и фантазия» состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность учащихся в области декоративно-прикладного творчества, она также призвана, не только учить видеть красоту окружающего мира, но привлечь учащихся в число сторонников охраны природы.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Активное развитие современного мира предъявляет все больше требований к личности человека. Для адаптации в быстроразвивающемся, высокотехнологичном обществе необходимо обладать важнейшими качествами: способностью творчески мыслить и принимать нестандартные решения, готовностью обучаться в течение всей жизни, инициативностью.
Перед педагогами встает задача воспитания успешного, достойного, высоконравственного духовного гражданина, способного к саморазвитию, имеющего мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, основы гражданской идентичности и национального самосознания.
Одним из средств решения этой задачи является искусство, способное развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать, ценить красоту и богатство природы. Особенно этому может способствовать занятия декоративно-прикладным творчеством: аппликация, лепка, мозаика, коллаж, на которых учащиеся осваивают необходимые знания в области декоративно-прикладного творчества получают представления о специфических формах в данной деятельности.
Новизна программы состоит в комплексности содержания. Она не просто дополняет школьный курс технологии, но и знакомит учащихся с творчеством народных мастеров и традициями в обработке природных и искусственных материалов. Использование результатов художественной деятельности детей имеет существенное воспитательное значение. Освоение основ декоративно-прикладного творчества служат эффективным средством познания действительности, помогают формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения и пространственных представлений. Основной акцент в процессе занятий ставится на развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, обогащение образного и логического мышления, формирование системы нравственно-эстетических взглядов, воспитание любви к природе, умение видеть её красоту и использовать это умение в процессе выполнения творческих работ.
Адресат программы. Программа «Природа и фантазия» разработана для детей 8-10 лет, предусмотрен свободный набор в группы по 15 человек.
При составлении программы учитывались следующие возрастные особенности развития школьников: острота и свежесть восприятия, яркость воображения, хорошая работоспособность, интерес к предмету. Одна из возрастных особенностей детей данного возраста, характеризуется совпадением изменений в системе социальных отношений и перестройкой всех систем и функций организма требует большого напряжения и мобилизации резервов организма ребёнка. Учитывая это, программа выполняет функцию арт-терапевтического воздействия.
Срок освоения программы 2 года. В первый год обучения – 144 часа в год; во второй – 216 часов в год.
Режим занятий в первый год обучения 2 раза в неделю по 2 занятия; во второй – 2 раза в неделю по 3 занятия.
Реализация программы основана на системно-деятельностном подходе, предусматривает использование различных форм организации работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Формы обучения:
- Теоретические занятия;
- практические занятия.
Методы обучения:
- эмоционально-художественное "погружение";
- художественно-творческое и образное моделирование;
- активизация воображения и творческого представления;
- сравнение и сопоставление;
- импровизация.
Виды занятий:
Обучающие;
Развивающие;
Закрепляющие;
Диагностические;
Обобщающие.
-
Цель и задачи
Программа предполагает применение современных педагогических технологий: информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, а также личностно-ориентированное обучение.
Цель программы: воспитание интереса к ручному творчеству, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения; обучение выполнению поделок из различных материалов.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с видами и техниками ДПИ: Аппликация, Мозаика, Лепка,
Коллаж.
- научить технологии выполнения работ в видах и техниках работ ДПИ:
Аппликация, Лепка, Мозаика, Коллаж.
- обучить технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов
природного и искусственного происхождения;
Развивающие:
- развивать и пробуждать любознательность в области декоративно-
прикладного искусства.
- освоить приёмы работы с природными и искусственными материалами,
способами выполнения лепных форм.
- сформировать навыки работы с необходимыми материалами и
инструментами.
Воспитывающие:
- формировать представления и потребность в углубленном ознакомлении с
видами и техниками декоративно-прикладного искусства,
- развить художественно-творческие способности: умение образно мыслить,
видеть красоту природных форм и умение использовать это в работе.
-
Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№п/п |
Разделы и темы программы |
Кол-во часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
I |
Введение |
6 |
6 |
- |
Беседа |
II |
Аппликация |
70 |
20 |
50 |
|
2.1 |
Вид декоративно-прикладного искусства «Аппликация». История возникновения аппликации. Плоскостная аппликация. Особенности данного вида аппликации. Способы выполнения аппликации |
10 |
2 |
8 |
Опрос |
2.2 |
Геометрическая аппликация. Вид аппликации «Аппликация геометрическая». Особенности данного вида аппликации. Способы выполнения аппликации |
8 |
4 |
4 |
Творческая работа |
2.3 |
Обрывная аппликация. Вид аппликации - «Обрывная аппликация». Особенности данного вида аппликации. Способы выполнения аппликации |
10 |
2 |
8 |
Творческая работа |
2.4 |
Аппликация из салфеток. Вид аппликации – «Аппликация из салфеток». Особенности выполнения данной аппликации. Способы выполнения аппликации |
8 |
4 |
4 |
Творческая работа |
2.5 |
Объёмная аппликация. Вид аппликации – «Объёмная аппликация». Особенности выполнения данной аппликации. Способы выполнения аппликации |
10 |
4 |
6 |
Кроссворд |
2.6 |
Аппликация из семян. Вид аппликации – «Аппликация из семян». Вид природного материала – семена растений. Особенности выполнения данной аппликации. Декоративные свойства данного природного материала. Способы выполнения аппликации |
10 |
2 |
8 |
Тест |
2.7 |
Флористическая аппликация. Вид аппликации – «Флористическая аппликация». Особенности выполнения данной аппликации. Вид природного материала – «Флористический материал». Декоративные свойства флористических материалов. |
14 |
2 |
12 |
Выставка |
III |
Мозаика |
12 |
2 |
10 |
|
3. |
Мозаика из яичной скорлупы. Вид декоративно-прикладного творчества «Мозаика». Вид мозаики из природного материала - «Мозаика из яичной скорлупы». Декоративные свойства скорлупы |
12 |
2 |
10 |
Творческая работа |
IV |
Лепка |
16 |
4 |
12 |
|
4. |
Лепка из пластилина. Вид декоративно-прикладного искусства – «Лепка». Вид пластичной массы - «Пластилин». Оборудование. Способы работы с пластилином |
16 |
4 |
12 |
Тест |
V |
Коллаж |
38 |
4 |
34 |
|
5.1 |
Вид техники в декоративно-прикладном искусстве – «Коллаж». Коллажи с использованием природных материалов Флористический коллаж. Декоративные свойства материалов. Способы выполнения коллажей |
6 |
2 |
4 |
Творческая работа |
5.2 |
Виды коллажей с использованием искусственных материалов. Декоративные свойства материалов. Способы выполнения коллажей |
30 |
2 |
28 |
Творческая работа |
VI |
Подведение итогов |
2 |
2 |
- |
|
6.1 |
Подведение итогов уч. года. Выставка работ учащихся |
2 |
2 |
- |
Выставка |
Занятий |
Всего |
Теория |
Практика |
||
72 |
144 |
38 |
106 |
1.3 Содержание программы
Содержание программы
1 год обучения
I. Введение: (6 часов) 3 занятия
Теоретическое занятие: 6 часов
1.1 Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса. Стартовая диагностика
УУД.
1.2 Виды материалов для творчества. Правила Т./Б.
1.3 Виды изобразительной техники: аппликация, мозаика, лепка, коллаж.
II. Аппликация: (70 часов) 35 занятий
2. Аппликация плоскостная: (10 часов) 5 занятий
Теоретическое занятие: 2 часа
Практические занятия: 8 часов
2. (1) Вид декоративно-прикладного искусства «Аппликация». История
возникновения аппликации. Аппликация из цветной бумаги. Виды бумаги. Вид аппликации – «Плоскостная аппликация». Особенности данного вида аппликации. Способы выполнения аппликации. Плоскостная аппликация «Бабочки».
2. (2) Плоскостная аппликация с прорезными элементами «Тюльпан». Вид техники в аппликации – «аппликация с прорезными элементами». Особенности данного вида аппликации;
2. (3) Плоскостная аппликация с прорезными элементами «Ковёр из осенних листьев»;
2. (4) Плоскостная аппликация с прорезными элементами «Закладка».
2. (5) Плоскостная аппликация с прорезными элементами «Зима в лесу».
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /бумага: цвет, фактура/. Подготовка основы. Выполнение деталей аппликации /вырезание/. Выполнение аппликации. Оформление.
2.2 Аппликация геометрическая: (8 часов) 4 занятия
Теоретическое занятие: 4 часа
Практические занятия: 4 часа
2.2 (1), 2.2 (2) Геометрическая аппликация. Вид аппликации «Аппликация геометрическая». Особенности данного вида аппликации. Способы выполнения аппликации. Геометрическая аппликация. «Птичка» (4 ч.)
2.2 (3), 2.2 (4) Геометрическая аппликация «Платок» (4 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /бумага: цвет/. Подготовка основы. Выполнение деталей аппликации /вырезание/. Выполнение аппликации. Оформление.
2.3 Аппликация обрывная: (10 часов) 5 занятий
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 8 часов
2.3 (1) Обрывная аппликация. Вид аппликации - «Обрывная аппликация».
Особенности данного вида аппликации. Способы выполнения аппликации.
Обрывная аппликация «Берёза».
2.3 (2). 2.3 (3) Обрывная аппликация «Осенний день» (4 ч.).
2.3(4), 2.3 (5) Обрывная аппликация «Морские обитатели» (4 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка основы /бархатная бумага, картон/. Выполнение аппликации способом «Полотно» /плотное последовательное наклеивание кусочков бумаги друг к другу/. Монтирование аппликации. Оформление.
2.4 Аппликация из салфеток: (8 часов) 4 занятия
Теоретические занятия: 4 часа
Практические занятия: 4 часа
2.4 (1), 2.4 (2) Аппликация из салфеток. Вид аппликации – «Аппликация из
салфеток». Особенности выполнения данной аппликации. Способы
выполнения аппликации. Аппликация из салфеток «Сердечко». (4 ч.).
2.4 (3), 2.4 (4) Аппликация из салфеток «Ветка рябины». Способы подготовки
деталей к работе при выполнении аппликации из салфеток. Способы аппликации (4 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка основы /бархатная бумага, картон/. Выполнение аппликации способом «Полотно» /плотное последовательное наклеивание комочков бумаги друг к другу/. Монтирование аппликации. Оформление.
2.5 Аппликация объёмная: (10 часов) 5 занятий
Теоретическое занятие: 4 часа
Практические занятия: 6 часов
2.5 (1) Объёмная аппликация. Вид аппликации – «Объёмная аппликация».
Особенности выполнения данной аппликации. Способы выполнения
аппликации. Объёмная аппликация «Ромашка».
2.5 (2) Объёмная аппликация «Ёжик».
2.5 (3) Объёмная аппликация «Георгина».
2.5 (4) Объёмная аппликация «Пион».
2.5 (5) Объёмная аппликация «Зимняя фантазия».
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /бумага: цвет, фактура/. Подготовка основы. Выполнение деталей аппликации /вырезание, сгибание, склеивание/. Выполнение аппликации. Оформление.
2.6 Аппликация из семян: (10 часов) 5 занятий
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 8 часов
2.6 (1) Аппликация из семян. Вид аппликации – «Аппликация из семян».
Вид природного материала – семена растений. Декоративные свойства данного природного материала. Особенности выполнения данной аппликации.
Способы выполнения элементов в данном виде аппликации. Аппликация из семян «Растительный орнамент».
2.6 (2), 2.6 (3) Аппликация из семян «Цветы в вазе» (4 ч.).
2.6 (4), 2.6 (5) Аппликация из семян «Панно «Движение» (4 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка основы. Побор материала /форма, размер, цвет/. Выполнение аппликации. Оформление.
2.7 Флористическая аппликация: (14 часов) 7 занятий
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 12 часов
2.7 (1) Флористическая аппликация. Вид аппликации – «Флористическая
аппликация». Особенности выполнения данной аппликации. Вид
природного материала – «Флористический материал». Декоративные
свойства флористических материалов. Способы заготовки и хранения
флористических материалов. Особенности данной аппликации. Способы
выполнения аппликации. Флористическая аппликация «Рыбка».
2.7 (2), 2.7 (3) Флористическая аппликация «Осень в лесу». Стилизация форм во
флористических материалах (4 ч.);
2.7 (4), 2.7 (5) Флористическая аппликация «Ирис» (4 ч.).
2.7 (6), 2.7 (7) Флористическая аппликация «Лилия» (4 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Аппликация из трав и листьев. Подготовка основы. Побор материала /форма, размер, цвет/. Подготовка деталей аппликации /детализация/. Выполнение аппликации. Оформление.
III. Мозаика: (12 часов) 6 занятий
3. Мозаика из природного материала: (12 часов) 6 занятий
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 10 часов
3.1 Мозаика из яичной скорлупы. Вид декоративно-прикладного творчества
«Мозаика». Вид мозаики из природного материала - «Мозаика из яичной
скорлупы». Декоративные свойства скорлупы. Особенности мозаики из
яичной скорлупы. Способы выполнения мозаики. Мозаика из яичной скорлупы «Рамка для фото».
3.2 Мозаика из яичной скорлупы «Обитатели морей».
3.3-3.5 Мозаика из яичной скорлупы. Декорирование поверхности предмета
«Карандашница» (6 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /сортировка по цвету/. Перенос эскиза на основу. Выполнение мозаики. Оформление.
4. Лепка: (16 часов) 8 занятий
Теоретическое занятие: 4 часа
Практические занятия: 12 часов
4.1. Лепка из пластилина. Вид декоративно-прикладного искусства – «Лепка».
Вид пластичной массы - «Пластилин». Оборудование. Способы работы
с пластилином. Техника безопасности при работе с инструментами и
материалами.
4.2 Лепка из пластилина. Пластический способ лепки. Лепка объёмных фигур
способом «вытягивания» из цельной пластичной массы.
Лепка из пластилина «Фрукты».
4.3 Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур из пластилина конструктивным способом. Лепка из пластилина «Лесные жители».
4.4-4.5 Лепка из пластилина. Лепка плоскостных фигур. «Расписной» пластилин, полученный способами: раскатывания, резания, смешивания. Лепка из пластилина «Сердечко» (4 ч.).
4.6 Лепка из пластилина «Черепаха».
4.7 Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур комбинированным способом.
Лепка объёмных фигур комбинированным способом «Ёжик».
4.8 Лепка объёмных фигур комбинированным способом «Пасхальное яйцо»
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка пластичной массы к работе. Моделирование формы изделия. Декорирование изделия пластилином.
V. Коллаж: (38 часов) 19 занятий
5. Коллаж из природных материалов: (8 часов) 4 занятия
Теоретическое занятие: 2 часа
Практические занятия: 6 часов
5.1 (1) -5.1 (4) Вид техники в декоративно-прикладном искусстве – «Коллаж».
Коллажи с использованием природных материалов. Декоративные свойства
материалов, используемых в работе /флористический, соломка, дерево/ Способы выполнения коллажей. Флористический коллаж «Осенний день» (8 ч.) Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Подбор материала /цвет, фактура, размер/. Выполнение коллажа. Оформление.
5.2 Коллаж из искусственных материалов: (30 часов) 15 занятий
Теоретическое занятие: 2 часа
Практические занятия: 28 часов
5.2 (1), 5.2 (2) Виды коллажей с использованием искусственных материалов.
Декоративные свойства материалов, используемых в работе /бисер, бусины, стеклярус, проволока и т.д./. Способы выполнения коллажей с
использованием искусственных материалов. Поздравительная открытка к Дню пожилого человека «Дорогим, дедушке и бабушке» (4 ч.).
5.2 (3), 5.2 (4) Выполнение панно в технике «Коллаж». Коллаж «Любимой мамочке» (4 ч.).
5.2 (5), 5.2 (6) Коллаж «Снежный хоровод» (4 ч.).
5.2 (7) Поздравительная открытка «Зимние узоры».
5.2. (8), 5.2 (9) Коллаж «Зимняя сказка» (4 ч.).
5.2 (10) Поздравительная открытка «С Днём защитника Отечества»;
5.2 (11) Поздравительная открытка «С Международным женским днём»;
5.2 (12), 5.2 (13) Коллаж «Великая Пасха» (4 ч.).
5.2 (14), 5.2 (15) Коллаж «Весна идёт» (4 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подбор материала /цвет, фактура, размер/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение деталей коллажа. Выполнение коллажа. Оформление.
VI. Подведение итогов
Теоретическое занятие: 2 часа
6.1 Подведение итогов учебного года. Итоговая диагностика УУД.
Выставка работ учащихся.
Учебный план
2 год обучения
№ п/п |
Разделы и темы программы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
I |
Введение |
6 |
6 |
- |
Беседа |
|
II |
Аппликация |
56 |
8 |
48 |
||
2 |
Флористические аппликации |
10 |
2 |
8 |
||
2.1 |
Флористическая аппликация. Способы заготовки и хранения флористических материалов |
Творческая работа |
||||
2.2 |
Флористические панно |
34 |
2 |
32 |
||
2.2 |
Флористические панно. Линейная перспектива. Применение линейной перспективы в работе над флористической аппликацией |
Беседа |
||||
2.3 |
Аппликация из флористической крошки |
6 |
2 |
4 |
||
2.3 |
Вид флористического материала – флористическая крошка. Декоративные свойства материала |
Творческая работа |
||||
2.4 |
Аппликация из тополиного пуха |
6 |
2 |
4 |
||
2.4 |
Вид флористического материала – тополиный пух Декоративные свойства материала |
Опрос |
||||
III |
Мозаика |
42 |
4 |
38 |
||
3.1 |
Мозаичные панно из яичной скорлупы. Способы окрашивания яичной скорлупы. Оборудование |
26 |
2 |
24 |
Беседа |
|
3.2 |
Инкрустация яичной скорлупой. Понятие «Инкрустация» |
16 |
2 |
14 |
Творческая работа |
|
IV |
Лепка |
32 |
4 |
28 |
||
4 |
Лепка из пластилина |
8 |
2 |
6 |
||
4.1 |
Панно из пластилина. Способы работы пластилином в работе над панно |
Творческая работа |
||||
4.2 |
Папье-маше |
24 |
2 |
22 |
||
4.2 |
Папье-маше – как техника в виде декоративно-прикладного искусства «Лепка». Технология выполнения изделий. В технике «Папье-маше». |
Тест |
||||
V |
Коллаж |
78 |
6 |
72 |
||
5.1 |
Выполнение коллажей из природных материалов |
8 |
2 |
6 |
Творческая работа |
|
5.2 |
Выполнение коллажей из искусственных материалов |
58 |
2 |
56 |
Творческая работа |
|
5.3 |
Выполнение поздравительных открыток |
12 |
2 |
10 |
Творческая работа |
|
VI |
Подведение итогов |
2 |
2 |
- |
||
6.1 |
Подведение итогов уч. года. |
2 |
2 |
- |
Выставка |
|
Занятий: |
Всего |
Теория |
Практика |
|||
108 |
216 |
30 |
186 |
Содержание программы
2 год обучения
I. Введение: (6 часов) 3 занятия
Теоретическое занятие: 6 часов
1.1 Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса. Стартовая диагностика
УУД.
1.2 Виды материалов для творчества. Правила Т/Б.
1.3 Виды изобразительной техники: аппликация, мозаика, лепка, коллаж.
II. Аппликация: (56 часов) 28 занятий
2. Флористическая аппликация: (10 часов) 5 занятий
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 8 часов
2.1-2.5 Флористическая аппликация. Способы заготовки и хранения
флористических материалов. Флористическая аппликация «Роза» (10 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Разработка эскиза. Подготовка основы. Перенос эскиза на основу. Подготовка материала к работе /флористический материал: цвет, размер/. Выполнение деталей аппликации /детализация, вырезание/. Выполнение аппликации. Оформление.
2.2 Флористические панно: (34 часа) 17 занятий
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 32 часа
2.2(1) -2.2(9) Флористические панно. Линейная перспектива. Применение
линейной перспективы в работе над флористической аппликацией.
Флористическая аппликация «Люблю тебя, мой край родной!» (18 ч.).
2.2(10) -2.2(17) Флористическая аппликация «Цветущее лето» (16 ч.).
Подготовка материала к работе /флористический материал: цвет, размер/. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение деталей аппликации /детализация, вырезание/. Выполнение аппликации. Оформление.
2.3 Аппликация из флористической крошки: (6 часов) 3 занятия
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 4 часа
2.3(1) -2.3(3) Аппликация из флористической крошки. Вид флористического
материала – флористическая крошка. Декоративные свойства материала.
Аппликация из флористической крошки «Осенний день» (6 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /флористическая крошка: цвет, степень измельчения/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение аппликации. Оформление.
2.4 Аппликация из тополиного пуха: (6 часов) 3 занятия
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 4 часа
2.4(1) -2.4(3) Аппликация из тополиного пуха. Декоративные свойства
материала. Аппликация из тополиного пуха «Зайчик» (4 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /сортировка/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Перенос эскиза на основу. Выполнение аппликации. Оформление.
III. Мозаика: (42 часа) 21 занятие
3. Мозаичные панно из яичной скорлупы: (26 часов) 13 занятий
Теоретическое занятие: 2 часа
Практические занятия: 24 часа
3.1 Мозаичные панно из яичной скорлупы. Способы окрашивания яичной скорлупы. Оборудование. Красители /природные и искусственные/.
3.2-3.5 Мозаичное панно из яичной скорлупы «Зима в лесу» (8 ч.).
3.6-3.8 Мозаичное панно из яичной скорлупы «Сердечко» (4 ч.).
3.9-3.11 Мозаичное панно из яичной скорлупы «Мак» (4 ч.).
3.12-3.15 Мозаичное панно из яичной скорлупы «Морские глубины» (8 ч.).
3.2 Инкрустация яичной скорлупой: (16 часов) 8 занятий
Теоретическое занятие: 2 часа
Практические занятия: 14 часов
3.2(1) Инкрустация яичной скорлупой. Понятие «Инкрустация».
Инкрустация яичной скорлупой. Понятие «Инкрустация». Особенности выполнения работы в данной технике. Понятие «Узор», «Орнамент».
3.2(2) -3.2(4) «Рамка для фото» (6 ч.).
3.2(5) -5.2(8) «Декорирование горшочка» (8 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /сортировка по цвету/. Разработка эскиза. Перенос эскиза на основу. Подготовка поверхности к выполнению инкрустации. Выполнение инкрустации. Оформление.
IV. Лепка: 22 часа
4.1 Панно из пластилина: (8 часов) 4 занятия
Теоретическое занятие: 2 часа
Практические занятия: 6 часов
4.1 (1) -4.1(4) Панно из пластилина. Способы работы пластилином в работе над
панно. Панно «Весенний сад» (6 ч.)
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Разработка
эскиза. Подготовка пластичной массы к работе. Подготовка основы /заполнение фона пластичной массой/. Выполнение деталей изображения. Выполнение панно. Оформление.
4.2 Папье – Маше: (24 часа) 12 занятий
Теоретическое занятие: 2 часа
Практические занятия: 22 часа
4.2 (1) Папье-маше – как техника в виде декоративно-прикладного искусства–
«Лепка». Технология выполнения изделий в технике «Папье-маше».
Оборудование.
4.2 (2) Папье – маше «Тарелка». Подготовка материала к работе;
4.2 (3) Моделирование формы изделия /укладка бумажных слоев с помощью воды/.
4.2 (4), 4.2 (5) Моделирование формы изделия /укладка бумажных слоев с
помощью клея/.
4.2 (6) Моделирование формы изделия /оклейка изделия по торцу/.
4.2 (7) Моделирование формы изделия /оклейка изделия по внешней лицевой
поверхности/.
4.2 (8) Моделирование формы изделия /оклейка изделия по внешней обратной
поверхности/.
4.2 (9) Декорирование изделия /грунтовка/.
4.2 (10) Декорирование изделия /составление эскиза/.
4.2 (11) Декорирование изделия /перенос эскиза на основу/.
4.2 (12) -4.2 (14) Декорирование изделия /роспись/ (4 ч.).
4.5 (15) Оформление /нанесение защитного состава/.
V. Коллаж – (78 часов) 39 занятий
5.1 Коллажи из природных материалов: (8 часов) 4 занятия
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 6 часов
5.1 (1) Использование природных материалов в работе над коллажем.
Декоративные свойства используемых материалов /злаки, береста, тополиный пух/
5.1 (2) -5.1 (4) Коллаж «Осенняя фантазия» (6 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /цвет, фактура. размер/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение фрагментов коллажа. Выполнение коллажа. Оформление.
5.2 Коллаж из искусственных материалов: (58 часов) 29 занятий
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 56 часов
5.2 (1) -5.2(9) Выполнение коллажей из искусственных материалов.
Свойства используемых материалов /нитки, ткань, дермантин, целлофан и т.д./ Коллаж «Цветы для мамы» (16 ч.).
5.2 (11) -5.2(14) Коллаж «Рождественская сказка» (8 ч.).
5.2 (16) -5.2 (17) Коллаж «Волшебница-Зима» (8 ч.).
5.2 (20) -5.2 (24) Коллаж «Пасхальный перезвон». (10 ч.).
5.2 (26) -5.2 (28) Коллаж «Славим героев Великой Отечественной войны» (6 ч.).
5.2 (29) -5.2 (33) Коллаж «Весеннее настроение» (10 ч.).
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /цвет, фактура, размер/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение фрагментов коллажа. Выполнение коллажа. Оформление.
5.3 Выполнение поздравительных открыток: (12 часов) 6 занятий
Теоретические занятия: 2 часа
Практические занятия: 10 часов
5.3 (1) -5.3(2) Воздушная перспектива, как средство художественной
выразительности, в работе над изображением. Поздравительная открытка «Зимушка-Зима» (4 ч.).
5.3 (3) Поздравительная открытка «С Днём рождения».
5.3 (4) Поздравительная открытка «С Днём защитника Отечества».
5.3 (5) Поздравительная открытка «С Международным женским днём».
5.3 (6) Поздравительная открытка «С Днём Победы».
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /цвет, фактура, размер/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение фрагментов изображения. Выполнение открытки. Оформление.
6. Итоговое занятие
Теоретическое занятие: 2 часа
6.1 Подведение итогов учебного года. Итоговая диагностика УУД.
Выставка работ учащихся.
-
Планируемые результаты
В результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение учащимися личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
Первый уровень обучения
Личностные универсальные действия
- проявление способности к самооценке своих действий;
- осознанная способность к проявлению морально-нравственных качеств.
Метапредметные универсальные действия
Регулятивные:
- умение последовательно выстраивать порядок действий при выполнении
задания.
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные:
- умение анализировать выполненное задание;
- умение работать по таблицам и схемам с помощью педагога.
Коммуникативные:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками в процессе
творческой деятельности.
Предметные универсальные учебные действия:
- уметь выполнять простые аппликации;
- знать способы выполнения лепных деталей;
- уметь вести работу, соблюдая этапы её выполнения.
Второй уровень обучения
Личностные универсальные действия:
- осознание важности соблюдения моральных ном;
- приобретение способности к проявлению морально-нравственных качеств;
- осознание себя как личности и полноправного члена детского коллектива;
Метапредметные универсальные действия
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цель при выполнении работы;
- умение находить наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
Познавательные:
- умение проводить анализ, сравнение, обобщение;
- умение работать с информацией по таблицам и схемам самостоятельно.
Коммуникативные:
- вести коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе
организации и осуществления сотрудничества;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе
творческой деятельности.
Предметные универсальные учебные действия:
- знать теорию, приёмы и способы выполнения работ в по видам и техникам
ДПИ: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж.
- уметь выполнять работы в по видам и техникам ДПИ: Аппликация, Мозаика,
Лепка, Коллаж.
Способы определения результативности
№ |
Критерии |
Сроки |
Показатели |
Измерители |
||||
Личностные универсальные учебные действия |
||||||||
1 |
Уровень развития личностных УУД |
Сентябрь-май |
Положительная динамика соблюдения ребёнком моральных норм |
Модифицированный тест «Оцени поступок» тест Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой |
||||
Метапредметные универсальные учебные действия |
||||||||
2 |
Уровень развития регулятивных УУД |
Сентябрь-май |
Положительная динамика умения последовательно выстраивать порядок действий при выполнении аппликации |
Авторский тест «Выстраивание последовательности выполнения этапов работы над аппликацией» |
||||
3 |
Уровень развития познаватель-ных УУД |
Сентябрь-май |
Положительная динамика выявления у учащихся умения проводить анализ, сравнение, обобщение |
Модифицированный тест «Умение проводить анализ, сравнение, обобщение». Тест Л.В. Тихомировой и А.В. Басова |
||||
4 |
Уровень развития коммуника-тивных УУД |
Сентябрь - май |
Положительная динамика умения вести коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
Тест «Узор под диктовку» Тест А.Л. Венгер Г.А. Цукерман |
||||
Предметные результаты |
||||||||
5 |
Уровень развития предметных УУД |
Сентябрь - май |
Положительная динамика усвоения теоретических знаний |
Авторский тест «Определи виды техник декоративно-прикладного искусства (ДПИ)» |
||||
Положительная динамика практических умений |
Авторский тест «Выполнение этапа практической работы по темам: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж» |
Комплекс организационно-педагогических условий
Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в повышении эффективности процесса художественно-эстетического воспитания у учащихся. Предложенный подход к организации занятий позволяет приблизить детей к требованиям времени, делая возможным формирование эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.
Программа «Природа и фантазия»:
-углубляет и расширяет школьную программу по предмету «Технология». За один час в неделю, в школе учащийся может только обзорно познакомиться с теоретическим материалом и получить первоначальные навыки в выполнении заданий с разными декоративными техниками, хотя потребность в этом виде знаний и умений у детей младшего школьного возраста очень большая. Увеличение количества часов в дополнительной общеразвивающей программе создает условия для возможности формирования готовности и способности детей к реализации своего творческого потенциала и креативного мышления.
- большее количество часов по сравнению со школьной программой позволяет увеличить число практических занятий, развивающих глазомер, моторику, пространственное воображение, познавательную мотивацию и т.д., что доказывает практическую значимость данной программы.
- на занятиях кроме традиционных материалов, таких как бумага, картон, пластилин, применяются природный материал: флористический материал, а также искусственные материалы.
- программа построена по циклическому принципу - все разделы повторяются на протяжении 2 лет обучения, но темы расширяются и углубляются, с каждым годом учащиеся в большем объеме изучают специальную терминологию и новые техники. Цикличность позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их творческих возможностей.
- большое внимание на занятиях уделяется изучению различных видов аппликаций, работ в технике коллажа, мозаике, лепке. Таким образом, у учащихся складывается представление о специфике декоративно-прикладного творчества, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира.
Формы контроля программы
- выставки;
- портфолио учащихся;
- итоговый мониторинг Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Предметные УУД.
Методические материалы
Раздел «Аппликация»
Методические рекомендации:
- «Художественная аппликация из бумаги. Технология выполнения»
Информационный материал по теме:
- «Фантазии из бумаги. Виды и свойства бумаги»
Демонстрационный материал по теме:
Таблицы:
- «Вырезанная из бумаги аппликация. Симметрия»;
- «Аппликация контурная»;
- «Аппликация из плетеных нитей»;
- «Обрывная аппликация»;
- «Объемная аппликация из скрученной бумаги»;
- «Аппликация из трав и листьев»;
- «Аппликация из ваты и тополиного пуха»
- «Соломка. Сбор, хранение, обработка»;
- «Соломка. Технология выполнения аппликации из соломки»;
- «Сухие цветы. Консервация растений в домашних условиях.
Высушивание на воздухе»;
- «Сухие цветы. Консервация растений в домашних условиях.
Высушивание в стоячем положении»;
- «Сухие цветы. Консервация растений в домашних условиях.
Высушивание растений в лежачем положении»;
- «Советы начинающим художникам-флористам».
- «Флористические композиции. Способы выполнения»
Информационный материал по теме:
- «Поделки из природных материалов для начинающих»;
- «Флористика. Виды флористического материала»;
- «Картины из цветов и листьев»;
- «Соломка. Виды злаков»;
- «Панно из соломки»
Демонстрационный материал по теме:
Таблицы:
- «Композиция. Способы построения»;
- «Симметрия»;
- «Соломка. Виды злаков»;
- «Декоративные свойства соломки»;
- «Способы наклеивания соломки»;
- «Последовательность выполнения детализации в работе над аппликацией
из соломки»;
- «Последовательность выполнения аппликации из соломки»;
- «Декоративные свойства флористического материала»;
- «Последовательность выполнения детализации в работе над флористической аппликацией»;
- «Последовательность выполнения аппликации из флористики»
Раздел «Мозаика»
Методические рекомендации:
- «Мозаика из яичной скорлупы. Окрашивание натуральными красителями»;
- «Мозаика из яичной скорлупы. Способы выполнения мозаики»;
- «Мозаика из яичной скорлупы. Окрашивание искусственными
красителями»;
- «Мозаика из соломки. Инструменты и материалы»;
- «Виды орнаментов. Способы построения орнаментов»;
- «Мозаика из соломки. Способы выполнения мозаики»;
- «Мозаика из соломки. Инкрустация».
Информационный материал по теме:
- «Поделки из природных материалов для начинающих»;
- «Мозаичные панно. Виды мозаики»
Демонстрационный материал по теме:
Таблицы:
- «Мозаика. Виды мозаики»;
- «Композиция. Способы построения»;
- «Симметрия»;
- «Декоративные свойства яичной скорлупы»;
- «Последовательность выполнения мозаики из яичной скорлупы»;
- «Декоративные свойства соломки»;
- «Геометрический орнамент. Способы построения геометрического
орнамента»;
- «Мозаика из соломки. Технология выполнения деталей мозаики»
Раздел «Лепка»
Информационный материал по теме:
- «Сказка из пластилина. Способы лепки»
Методические рекомендации:
- «Лепка из пластилина. Способы лепки плоскостных фигур»;
- «Лепка из пластилина. Способы лепки объёмных фигур»;
- «Панно из пластилина с использованием природных и искусственных
материалов»;
- «Папье-маше. Технология выполнения изделий»
Информационный материал по теме:
- «Пластилин. Свойства пластичной массы»;
- «Лепные фигуры с использованием природных материалов»;
Демонстрационный материал по теме:
Таблицы:
- «Лепка плоскостных форм»;
- «Лепка объемных форм»;
- «Лепка простых объемных фигур конструктивным способом»;
- «Лепка сложных объемных форм»;
- «Фактурная поверхность пластилина. Обрубовка с помощью готовых
форм»;
- ««Расписной» пластилин, полученный раскатыванием»;
- ««Расписной» пластилин, полученный резанием»;
- ««Расписной» пластилин, полученный смешиванием;
- «Барельеф»;
- «Композиция. Способы расположения лепных фигур на плоскости»;
- «Последовательность выполнения лепного панно с использованием природных материалов»;
- «Последовательность выполнения лепного панно с использованием искусственных материалов»
- «Папье-маше. Технология выполнения изделий».
Раздел «Коллаж»
Информационный материал по теме:
- «Панно, выполненное с использованием природных материалов»;
- «Панно, выполненное с использованием искусственных материалов»
Методические рекомендации:
- «Виды материалов, используемые в работе над коллажем»;
- «Коллажи. Способы выполнения»
Информационный материал по теме:
- «Коллажи из природных материалов для начинающих»;
- «Коллажи с использованием дерева»;
- «Технология выполнения коллажа с использованием искусственных
материалов»
Демонстрационный материал по теме:
Таблицы:
- «Композиция. Способы построения»;
- «Декорирование. Декоративные свойства искусственных материалов»;
- «Последовательность выполнения коллажа с использованием природных
материалов»;
- «Последовательность выполнения коллажа с использованием
искусственных материалов».
Условия реализации программы:
Для полноценного проведения занятий необходимы:
Хорошо освещенные, специально оборудованные кабинеты,
соответствующие, санитарным нормам.
Наличие материальной базы.
Расходный материал (бумага, карандаши, клей, краски и т.д.).
Библиотека методической литературы.
Комплекс наглядных пособий.
Занятия проводит педагог – специалист, имеющий профессиональное образование.
На занятиях используются следующие педагогические методы:
- Формирование сознания: объяснение, рассказ, беседа, диспут.
- Организация деятельности: индивидуальное обучение, педагогическое
требование, упражнение, личный показ.
- Стимулирование поведения и деятельности: поощрение, выставки.
Оборудование:
- Природный материал /флористический; соломка, яичная скорлупа,
семена, пух, деревянная стружка, опилки и др./.
- Искусственный материал /цветная бумага, калька, фольга, ватман,
картон, нитки, ткань, бисер и др./.
- Набор инструментов необходимых для работы /ножницы, резачок,
пробойник, утюг, пинцет, клей «ПВА», клей «Момент», карандаши простые (2М, ЗМ, 4М), кисти для работы с клеем, кисти для работы с красками (№1,2,3,4,5).
- Краски /водоэмульсионные, акварельные, гуашевые/.
- Деревянные рамы разных размеров.
3. Список литературы
Литература для педагога
1. Паниченко, А.П. Мозаика из соломки [Текст] /А.П.Паниченко. - Белово:
Информационно-методический центр, 2002. – 94 с.
2. Проснякова, Т.Н. Уроки мастерства Учебник для 3 класса [Текст]
/Т.Н.Проснякова. - Самара: Корпорация Федоров, - 2002. – 120 с.
3. Румянцева, Е.А. Мастерим игрушки [Текст] /Е.А.Румянцева. – М.:
Айрис- пресс, 2006. – 66 с.
4. Стародуб, К.И. Поделки из природных материалов для начинающих
[Текст] /К.И.Стародуб. – М.: ИД ВЛАДИС ИД РИПОЛ КЛАССИК,
2006. – 192 с.
5. Ханова, И.Н. Соленое тесто [Текст] /И.Н.Ханова. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2007. – 104 с.
6. Цирулик, Н.А.Умные руки Учебник для 1 класса [Текст]
/Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. - Самара: Корпорация Федоров, 2002. -80с.
7. Цирулик, Н.А. Уроки творчества Учебник для 2 класса [Текст]
/Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. - Самара: Корпорация Федоров,
2000. – 112 с.
8. Чибрикова, О.В. Поделки из кожи своими руками [Текст] /О.В.
Чибрикова. – М.: Эксмо, 2006. - 64 с.
9. Черуты, П.И. Фантазии из бумаги Текст] /П.И.Черуты. - Харьков:
Книжный клуб, 2006. – 160 с.
10. Чаянова, Г. Соленое тесто [Текст] /Г.Чаянова. – М.: Дрофа Плюс
2004. – 122 с.
11. Хессайон, Д-р Д.Г. Об аранжировке цветов [Текст] /Д-р Д.Г. Хессайон. -
М.: Кладезь – Букс, 2002. – 128 с.
Литература для учащихся
1. Анистратова, А. А. Поделки к праздникам [Текст] /А. А. Анистратова. —
М.: Институт инноваций в образовании им. [Текст] /Л. В. Занкова:
Издательство Оникс, 2011. — 36 с.
2. Преображенская, В. Н. Поделки из соломки [Текст] /В. Н. Преображенская. –
М.: РИПОЛ классик, 2012. - 256 с.
3. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства Учебник для 3 класса [Текст]
/Т.Н.Проснякова. - Самара: Корпорация Федоров, - 2002. – 120 с.
4. Румянцева, Е.А. Мастерим игрушки [Текст] /Е.А.Румянцева. – М.:
Айрис- пресс, 2006. - 66 с.
5. Стародуб, К.И. Поделки из природных материалов для начинающих [Текст]
/К.И.Стародуб. – М.: ИД ВЛАДИС ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2006.
– 192 с.
6. Ханова, И.Н. Соленое тесто [Текст] /И.Н.Ханова. – М.: АСТ-
ПРЕСС КНИГА, 2007. – 104 с.
7. Цирулик, Н.А., Уроки творчества Учебник для 2 класса [Текст]
/Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. - Самара: Корпорация Федоров,
2000. – 112 с.
8. Булыгина, Г. Е. Чудо-соломка [Текст] / Г. Е. Булыгина. - Екатеринбург:
Средне -Уральское книжное изд-во, 2012. - 191 с.
9. Чибрикова, О.В. Поделки из кожи своими руками [Текст] /О.В.
Чибрикова. – М.: Эксмо, 2006. - 64 с.
10. Черуты, П.И. Фантазии из бумаги [Текст] /П.И.Черуты. - Харьков:
Книжный клуб, 2006. – 160 с.
Понятийно-терминологический словарь
Аппликация – способ получения изображения путём вырезания и наклеивания узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу.
Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта.
Вертикаль — направление перпендикулярное к горизонтальной плоскости.
Орнамент (растительный) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его растительных элементов.
Воздушная перспектива – изменение очертаний и степени освещённости предмета по мере его удаления от глаз наблюдателя.
Горизонталь - прямая, параллельная горизонтальной плоскости.
Декорирование - украшение, отделка, придание более совершенной формы.
Деталь - часть какого-нибудь изделия.
Контур - изобразительное средство, представляющее собой линию, ограничивающую форму.
Композиция - соединение элементов, дающее ощущение единого целого.
Коллаж - поделка, выполненная путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Линия - черта на плоскости.
Лепка - это процесс создания скульптурного изображения из мягкого
пластического материала способом прибавления к первоначально взятому
объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения,
вытягивания, расплющивания, заглаживания и т. п.
Материал (например, природный) - всё, что используется в творческом процессе.
Мозаика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Монтирование - сборка отдельных частей в единое целое.
Направление - ориентация деталей на плоскости.
Объём - передача пространственных характеристик изображаемого предмета художественными методами.
Обрубовка - отделение частей от целого с целью придания более совершенной формы.
Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнамент (растительный) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его растительных элементов.
Орнамент (геометрический) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его геометрических элементов.
Основа - то, на чём выполняется поделка.
Оттенок - разновидность цвета, отличающаяся от основного по силе тона.
Объём - передача пространственных характеристик изображаемого предмета художественными методами.
Поделка - что-то, сделанное своими руками, из подручных материалов.
Ритм - чередование повторяющихся элементов.
Перспектива - система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.
Пропорции - соотношения размеров элементов или частей какого-либо объекта между собой, а также соотношение размеров различных объектов.
Симметрия - зеркальное отражение элемента относительно центральной оси.
Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету.
Силуэт -плоскостное изображение, средство художественной выразительности, контур, заполненный цветом.
Соразмерность - соответствие каких-либо величин.
Стека - деревянная гладкая палочка со сточенными концами в виде лопаточки.
Узор - рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.
Флористика - разновидность декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.).
Фон - основной цвет, тон, на который монтируется изображение.
Фигура - внешнее очертание, вид, форма предмета.
Фактура - осязательное качество поверхности предмета.
Фрагмент - часть какого-либо предмета.
Штрих - графический символ.
Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Сингаевская Наталья Валерьевна
Ватолина Светлана Анатольевна