12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Карлышева181
Россия, Пермский край
Материал размещён в группе «Планирование работы педагога»
3

Статья «Приёмы технологии продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»

Приёмы технологии продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы как средство формирования универсальных учебных действий

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся

этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся ими,

то у каждого из нас будет по две идеи

Бернард Шоу

Ни для кого не секрет, что каждый человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание прочитанного текста, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и анализировать. Без сомнения, каждый преподаватель мечтает, чтобы все его студенты приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф.  И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного.

Именно поэтому технология  продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится во ФГОС нового поколения. Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

На уроках русского языка и литературы мною используются следующие приёмы данной технологии:

1 этап «До чтения»:

приём «Антиципация» (предвосхищение): русский язык, тема «Фразеологизмы», вступительное слово преподавателя:

«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»

От всей души приветствую я вас!

Гранит науки мы грызём сейчас на первом,

Не за горами и диплом у нас!

Но оглянуться даже не успеем,

Как промелькнёт горячая пора,

И вы покинете родную альма-матер,

Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:

Откроются пред вами все дороги,

Вам предстоят великие дела,

Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями

Огромная, великая страна!!!

Литература, тема «Гуманизм в ранних рассказах М.Горького»

Ы Ю Л К

Е Я Б О

В Н В О

Ч О Ю Р

О Т Л Т

Н С К Е

Е Е Ь Г

Т М О С

Н Д Ю Т

В результате расшифровки получается фраза: «Кто согрет любовью к людям - не остынет вечно»

Прием «Дерево предсказаний»: литература, тема «Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова»

Работа с живописью: литература, тема «Реквием» А.А.Ахматова

2 этап «Работа с текстов во время чтения»

Приём «Читательский дневник»: литература, тема «А.Н.Островский, пьеса «Гроза»

Название произведения, автор

Действующие лица

Сюжет

Отзыв о прочитанном

«Гроза», А.Н.Островский

Тихон Иванович Кабанов

Кулигин

(Мещанин, часовщик-самоучка.)

Ваня Кудряш

Феклуша

Катерина

Варвара

(Сестра Тихона.)

Шапкин

Борис Григорьевич

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)

(Богатая купчиха, вдова.)

Савел Прокофьевич Диќой

( Купец, значительное лицо в городе.)

События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Действие пьесы начинается в общественном саду на высоком берегу Волги в городе Калинове разговором Кулигина, Кудряша и Шапкина. Первое действие — знакомство с действующими лицами. Здесь важна роль второстепенных персонажей (Кудряш, Кулигин, Феклуша). Кулигин и Феклуша, каждый по-своему, предлагают оценку персонажей и ситуации в городе. Второе действие — завязка любовной интриги (отъезд Тихона, сомнения Катерины по поводу возможности встречи с Борисом). В третьем действии — сюжет развивается в духе мелодрамы. Тайная встреча Катерины с Борисом — кульминационная для формальной любовной интриги, но толь­ко после этого разворачивается основной конфликт - внутренняя борьба Катерины. В четвертом действии — кульминация основного конфликта. Катерина признается во всем Тихону (это происходит во время грозы). Параллельно развивается еще одна любовная линия — связь Варвары с Кудряшом, развязка — их бегство из города. В пятом действии происходит окончательная развязка. Катерина совершает самоубийство, боясь вернуться домой после своего саморазоблачения и не найдя под­держки у Бориса. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Катерина - живой и сильный характер: она стремится к воле и любви, она не хочет жить жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на её живую душу. Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была не похожа на других. Я думаю, что после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти...

Приём «Бортовой журнал»: литература, тема: М.Горький. Пьеса «На дне»

3 этап «Работа с текстом после чтения»

Прием «Синквейн»: тема «И.А.Гончаров, роман «Обломов»

Илья Ильич Обломов

Ленивый, апатичный

Лежит, бездельничает, спит

Не желает меняться внутренне

Обломовщина

Приём «Телеграмма»: тема «Маргарита на балу у Сатаны»

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Нахожусь на балу у Сатаны. Ужасно болит колено. Но я – Королева!

Приём «Диаманта» – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению 1, 7 строчки – существительные-антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Литература, тема «И.А.Гончаров, роман «Обломов»

Обломов, ленивый, добрый, лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, настойчивый, расчетливый, Штольц

В результате использования приёмов технологии продуктивного чтения у студентов формируются следующие универсальные учебные действия:

познавательные: умение извлекать информацию из схем, текстов, умение представлять информацию в виде схемы, умение на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам, умение ориентироваться в теоретическом материале учебника, умение находить ответы на вопросы в учебнике;

коммуникативные: умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора);

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей, умение прогнозировать предстоящую, работу (составлять план), умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности, умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Опубликовано в группе «Планирование работы педагога»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.