12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федосеева Анна Васильевна33
Россия, Пермский край, Березники
2

Доклад «Продуктивные задания при обучении химии как средство формирования и развитие универсальных учебных действий»

Продуктивные задания

при обучении химии

в 8 классе как средство формирования и развития универсальных учебных действий

При компетентностно-ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях.Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту личностными результатами в обучении химии являются:

1) в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1. В познавательной сфере:

давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,    соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

классифицировать изученные объекты и явления;

наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории   Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность. Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов. При этом универсальные (метапредметные) учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.

 

 Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с учебными и научно-популярными текстами, ответы на вопросы, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ, работа с таблицами, схемами и т.д.) обладает большим потенциалом для развития познавательных способностей. Целенаправленное формирование и развитие универсальных способов деятельности учащихся может и должно быть неотъемлемым компонентом работы каждого учителя химии, органично «встроенным» в систему его работы и реализоваться на каждом уроке и во внеклассных мероприятиях.

В соответствии с требованиями нового ФГОС необходим инструментарий, с помощью которого можно добиваться метапредметных результатов образования и определять степень их достижения, однако в настоящее время наблюдается явный дефицит такого инструментария. Это и неудивительно, ведь содержание образования доводится до учителя и учащегося в виде предметного учебно-методического комплекса (УМК), ведущую роль в котором играет учебник. А новые учебники, тем более, когда они строятся на новых для нашей школы принципах, быстро не пишутся. Возникает извечный российский вопрос: что делать? Ответ на этот вопрос существует. Нужно разрабатывать свои, а, может быть, где-то находить, учебные задания к материалу все тех же учебников, но такие, которые будут формировать различные универсальные учебные действия, реализовывать деятельностный подход. Это как раз и означает, что содержание соответствующих параграфов нужно рассматривать как среду, а не как материал, который во что бы то ни стало необходимо усвоить учащимся.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.


 

1Достигаемые метапредметные результаты:

коммуникативные УУД - адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

В средствах массовой информации все чаще можно слышать высказывания, суть которых сводится к такой мысли: «Все беды от химии». Согласны ли вы с этим? Свои соображения и аргументы запишите в таблицу:

Суждение «Все беды от химии»

Почему «да»

Почему «нет»

   

Задание 2..познавательные УУД - извлечение необходимой информаций из текстов различных жанров; структурирование знаний; выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); выделение объектов с точки зрения целого и частей.

Составьте графическую схему, показывающую строение атома.

Задание 2.2.

Достигаемые метапредметные результаты:

познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; составление целого из частей с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов.

Нерадивый ученик Саша Химиков на практической работе пролил на свой конспект по теме «Строение атома» кислоту, при этом часть текста оказалась испорчена. Какие шесть слов оказались полностью или частично разъедены кислотой?

 

 

Атом любого химического элемента состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома заряжено положительно, оно состоит из протонов и нейтронов. Число электронов в электронной оболочке равно числу протонов, а также равно порядковому номеру элемента.
 

Задание 2.3.

Достигаемые метапредметные результаты:

познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установите общий признак для данных объектов:

А) нейтроны, протоны, электроны

Б) нейтроны, протоны

В) протоны, электроны

Задание

Достигаемые метапредметные результаты:

личностные УУД - готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

коммуникативные УУД - умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

К своей книге «Вредные советы» писатель Г. Остер написал такое юмористическое предисловие: «Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно».Пользуясь приемом «вредный совет», составьте инструкцию по технике безопасности при работе в школьной химической лаборатории.

Задание 2.5.

Достигаемые метапредметные результаты:

личностные УУД - освоение общекультурного наследия России; чувство гордости за свою страну;

познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

коммуникативные УУД - адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

А) Как вы думаете, какие качества личности помогли Д.И. Менделееву стать автором Периодического закона?

Б) Составьте список качеств, которыми, на ваш взгляд, должен обладать человек, серьезно занимающийся наукой.


 

Зимой 1867-68 года Д. И. Менделеев начал писать учебник "Основы химии" и сразу столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. К середине февраля 1869 года, обдумывая структуру учебника, он постепенно пришел к выводу, что свойства простых веществ (а это есть форма существования химических элементов в свободном состоянии) и атомные массы элементов связывает некая закономерность.

Менделеев многого не знал о попытках его предшественников расположить химические элементы по возрастанию их атомных масс и о возникающих при этом казусах. Например, он не имел почти никакой информации о работах Шанкуртуа, Ньюлендса и Мейера.

Решающий этап его раздумий наступил 1 марта 1869 года (14 февраля по старому стилю). Днем раньше Менделеев написал прошение об отпуске на десять дней для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии: он получил письмо с рекомендациями по изучению производства сыра от А. И. Ходнева - одного из руководителей Вольного экономического общества.

За завтраком Менделееву пришла неожиданная мысль: сопоставить близкие атомные массы различных химических элементов и их химические свойства. Недолго думая, на обратной стороне письма Ходнева он записал символы хлора Cl и калия K с довольно близкими атомными массами, равными соответственно 35,5 и 39 (разница всего в 3,5 единицы). На том же письме Менделеев набросал символы других элементов, отыскивая среди них подобные "парадоксальные" пары: фтор F и натрий Na, бром Br и рубидий Rb,иод I и цезий Cs, для которых различие масс возрастает с 4,0 до 5,0, а потом и до 6,0. Менделеев тогда не мог знать, что "неопределенная зона" между явными неметалламии металлами содержит элементы - благородные газы, открытие которых в дальнейшем существенно видоизменит Периодическую систему.

После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из конторки пачку визитных карточек и стал на их обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства. Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало доноситься: "У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!" Эти возгласы означали, что у Дмитрия Ивановича наступило творческое вдохновение.

Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой, руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента. В который раз на помощь ему пришло доскональное знание неорганической химии. Постепенно начал вырисовываться облик будущей Периодической системы химических элементов. Так, вначале он положил карточку с элементом бериллием Be (атомная масса 14) рядом с карточкой элементаалюминия Al (атомная масса 27,4), по тогдашней традиции приняв бериллий за аналог алюминия. Однако затем, сопоставив химические свойства, он поместил бериллий надмагнием Mg. Усомнившись в общепринятом тогда значении атомной массы бериллия, он изменил ее на 9,4, а формулу оксида бериллия переделал из Be2O3 в BeO (как у оксида магния MgO). Кстати, "исправленное" значение атомной массы бериллия подтвердилось только через десять лет. Так же смело действовал он и в других случаях.

Постепенно Дмитрий Иванович пришел к окончательному выводу, что элементы, расположенные по возрастанию их атомных масс, выказывают явную периодичность физических и химических свойств.

Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал составленную им таблицу и под названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве" послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года" (это по старому стилю). Так был открыт Периодический закон...

На основе Периодического закона Д.И. Менделеев создал Периодическую системухимических элементов, которая состояла из 7 периодов и 8 групп (короткопериодный вариант таблицы). В настоящее время чаще используется длиннопериодный вариант Периодической системы (7 периодов, 18 групп, отдельно показаны элементы - лантаноиды и актиноиды).

Периоды - это горизонтальные ряды таблицы, они подразделяются на малые и большие.

В малых периодах находится 2 элемента (1-й период) или 8 элементов (2-й, 3-й периоды), в больших периодах - 18 элементов (4-й, 5-й периоды) или 32 элемента (6-й, 7-й период).

Группы - это вертикальные последовательности элементов, они нумеруется римской цифрой от I до VIII и русскими буквами А и Б. Короткопериодный вариант Периодической системы включал подгруппы элементов (главную и побочную). В главную подгруппу входят элементы малых и больших периодов, в побочную – только элементы больших периодов.

Задание .

Достигаемые метапредметные результаты:

познавательные УУД - анализ условий и требований задачи; выбор и обоснование способа решения задачи; выполнение операций со знаками и символами.

Наверное, ни о каком другом веществе не существует такого огромного числа пословиц и поговорок, как о поваренной соли: «Без денег торговать, как без соли хлебать», «Без соли и стол кривой», «Без соли и хлеб не естся», «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь», «Несолоно хлебавши», «От хлеба-соли и царь не отказывается», «Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать». Рассчитайте, сколько лет, судя по последней поговорке, должны быть знакомы друзья, если нормальное среднесуточное потребление соли составляет около 5 граммов, а пуд - русская мера веса, равная 16, 38 кг.

Задание

Достигаемые метапредметные результаты:

регулятивные УУД - принятие проблемы; формулирование познавательной цели;

коммуникативные УУД - умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины очень часто нужны индивидуальные чистые вещества. Но в природе их практически нет, вещества встречаются в виде смесей. Сформулируйте возникающую из данного несоответствия проблему в виде вопроса. Переведите поставленный вопрос в задачу, стоящую перед химической наукой.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.