12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пахомова Нина Владимировна108
Россия, Тамбовская обл., Моршанск
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»
Проект «Слава русской старине» 
Авторы проекта - воспитатели группы комбинированной направленности для детей от 5-6 лет.
Целевая группа – воспитанники группы комбинированной направленности от 5-6 лет.
Проект:
• по характеру контактов – открытый;
• по количеству участников – групповой;
• по продолжительности – долгосрочный.
В работе над проектом участвуют:
• дети 5-6 лет
• воспитатели;
• родители (законные представители) ;
• музыкальный руководитель.
Образовательные области:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Физическое развитие.
Проблема: недостаточная информированность детей дошкольного возраста о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.
Цель: формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками) .
Задачи:
• познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
• прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха) ;
• способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание, чувство любви к Родине и уважения к русскому народу; развивать активную гражданскую позицию;
• развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
• приобщать родителей к истокам русской культуры, традициям и ценностям русского народа, к нравственным и духовным ценностям русской культуры через практические формы работы (привлечение к участию в развлечениях, выставках, мастер-классах, оформление тематических альбомов) ;
• объединять усилия дошкольного образовательного учреждения, и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий для духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Гипотеза проекта: если прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха, то это будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста.
Методы работы
Наглядный метод
• просмотр фильмов, презентаций;
• рассматривание иллюстраций;
• знакомство с экспонатами музея «Русская изба»;
• составление схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД.
Словесный метод
• чтение стихотворений, сказок, былин;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.) ;
• загадывание загадок;
• разучивание пословиц, потешек, поговорок;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц;
• проведение викторин, конкурсов;
Практический метод
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры на соответствие слов и движений и др.) ;
• рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД;
• организация календарно – обрядовых праздников.
Формы работы с детьми.
• Организация разных видов детской деятельности в рамках НОД;
• Проведение календарно – обрядовых праздников (4 праздника в год, осень – «Пётр Павел Рябинник» (или «Сергий – капустник», или «Саватий – пчеловник») ; зима – «Колядки», «Масленица»; весна – «Посиделки у самовара» (или – «Благовещение – птиц на волю отпущение», или «Егорьев день»).
• Просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей.
• Разучивание элементов русского фольклора.
• Организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей).
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД.
Этапы проекта:
• организационно- подготовительный
• практический
• заключительный
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный Сентябрь
Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры
2. Практический В течение учебного года Реализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.
Организация взаимодействия с родителями.
3. Заключительный Май
Мониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.
Определение перспектив дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты проекта:
• проявление интереса у детей и родителей к культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
• знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
• знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т. п.)
• участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
• знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора) ;
• воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.
Взаимодействие с родителями при реализации проекта:
• выступление на родительских собраниях;
• консультации для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• проведение совместных мероприятий (календарно – обрядовые праздники, выставки) ;
• изготовление родителями вместе с детьми творческих альбомов «Слава русской старине! ».
Продукт проектной деятельности:
• Перспективное планирование «Приобщение детей старшего возраста к истокам русской культуры»
• Сборник конспектов НОД.
• Сценарии календарно – обрядовых праздников.
• Альбомы «Слава русской старине! »
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный
Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка плана реализации проекта.
• планирование форм работы по реализации задач (беседы, НОД, продуктивная деятельность, игровая деятельность (подвижные игры, народные игры) ; консультации для родителей, воспитателей, активные формы взаимодействия;
• организация предметно – развивающей среды в музее «Русская изба»;
• работа с методической литературой, интернет – ресурсом;
• подготовка конспектов НОД, презентаций, сценариев мероприятий;
• информационная работа с воспитателями, специалистами, родителями;
• подбор музыкального и литературного материала
II этап – основной этап реализации проекта. Перспективное планирование.
№ Тема Программные задачи Предварительная работа
Октябрь
1 Здравствуй, музей «Русская изба»
Знакомить детей с понятием «музей», назначением, видами музеев. Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Развивать интерес к посещению музея «Русская изба». Расширять активный словарь: музей, экскурсовод, экспонат, выставка, изба, печь, лавка, кочерга и т. д. Презентация; рассматривание иллюстраций, фотографий и предметов обихода.
2 Знакомство с особенностями русской избы
«Матушка - печка» Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Прививать интерес к самобытной красоте жизни наших предков. Активизировать словарный запас: изгородь, плетень, околица, хозяйство, изба, печь, ухват, чугунок, лопата, кочерга. Чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь и предметы быта; рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Чудо-печь».
3 Русское гостеприимство
«Самовар кипит – уходить не велит» Знакомить с традицией русского гостеприимства и чаепития. Знакомить с кухонной утварью, ее возникновением и использованием. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков. Презентация; чтение сказки «Федорино горе», рассматривание альбома «Русский самовар», мини-выставка «От самовара к чайнику»
4 «Праздник урожая». Труд людей осенью.
«Как хлеб на стол пришел» Расширение представлений детей об уборке урожая осенью. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду взрослых.
Формировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. Познакомить с зерновыми культурами и разнообразием хлебобулочных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Обогащать словарный запас.
д. Чтение «Три ржаных колоска» С. Топелиуса, рассматривание репродукций с изображением уборки урожая в саду, в поле, огороде.
Чтение «Слепая лошадь» К. Ушинского, беседы о разнообразии.
5 Календарно – обрядовые праздники осенью Ознакомление детей с традиционными календарно-обрядовыми праздникам, которые отмечались осенью: «Пётр Павел рябинник», «Сергий – капустник», «Тит грибной», «Куприянов день» и т. Просмотр презентаций, беседы, разучивание, игры хлебобулочных изделий.
Проведение календарно – обрядового праздника «Пётр Павел рябинник» (или «Сергий капустник», или «Савватий – пчеловник»)
Ноябрь
1 «Вся семья вместе – и душа на месте» Знакомить с семейными традициями в старину на Руси; приобщать к бытовой и семейной культуре предков; воспитывать уважение к старшим. Рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, фольклора.
2 «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Знакомить детей с историей возникновения электрической лампочки. Познакомить с предметами русского быта: лучиной, свечой, керосиновой лампой. Активизировать словарный запас. Чтение сказок «Огниво», «Василиса Прекрасная», «Конек-горбунок», рассматривание альбома «История лампочки»
3 «Путешествие в страну волшебной прялки» Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном. Развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины. Расширять словарный запас: пряха, прялка, веретено, пряжа, рукодельница Чтение сказки «Морозко», «Хаврошечка», рассматривание альбома «Женские ремесла», выставка «Рукоделие наших бабушек»
4 «Путешествие в прошлое одежды. Русский народный костюм» Конкретизировать представления о традиционном народном костюме. Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых. Учить классифицировать предметы одежды. Знакомить с принципами украшения одежды, орнаментами, цветом. Рассматривание альбома «Одежда крестьян», игра «Одень куклу», рассматривание одежды, разучивание русских народных игр, презентация.
3 «Путешествие в прошлое утюга и стиральной машины» Знакомить детей с историей утюга. Вызвать интерес к предметам обихода прошлого. Расширять активный словарь: каток, валек, чугунный утюг, угли, электричество.
Научить понимать назначение стиральной машины; человек создал стиральную машину для облегчения своего труда. Познакомить с предметами быта русского народа, использованными для стирки белья. Расширять словарный запас: каток, валек, корыто, стиральная доска. Чтение русских народных сказок, рассматривание альбома «Электрические приборы».
Рассматривание альбома «От камня до стиральной машины», чтение сказки «Мойдодыр», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Декабрь
4 «Рукоделие на Руси» Знакомить детей с такими видами традиционного рукоделия как вышивка, вязание крючком, ткачество, кружево. Прививать интерес и уважение к труду наших предков. Показать преемственность поколений. Активизировать словарь детей. Чтение сказок «Морозко», «Золушка», выставка «Рукоделие», рассматривание альбома «Русские узоры», презентация «Ткачество на Руси».
1 «На печи сидим, сказки слушаем» Закрепление знаний о русских народных сказках, их видах, героях, смысле и особенностях. Познакомить с новыми для детей сказками. Закрепление понятий «печь», «сундук», «лучина». Закрепление знаний о животных – диких и домашних – героях сказок Чтение сказок «Крошечка Хаврошечка», «Бычок смоляной бочок»; игры, кроссворды, презентация
2, 3 Праздники Рождество, история Нового года, Святки, Колядки Знакомить с праздниками народного календаря и традицией их отмечать. Приобщать к истокам русской народной культуры. Создать положительный эмоциональный настрой. Беседа с детьми о народных праздниках и обычаях, слушание русских народных песен, рассматривание иллюстраций.
Январь
«Пришла Коляда – отворяй ворота! » Проведение календарно – обрядового праздника.
3 «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Синяя сказка Гжели» Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – Гжель. Углубление и уточнение представлений о жизни русского народа в прошлом и настоящем. Расширять словарный запас. Рассматривание альбомов, предметов обихода, репродукций по народным промыслам. Презентации
4 Народные промыслы. Глиняная игрушка. Знакомить с промыслами, их особенностями (Дымково, Филимоново, Хлуднево). Развивать знания о культуре и ценностях русского народа. Рассматривание альбомов, предметов обихода, репродукций по народным промыслам. Презентации
Февраль
1 «Праздник Масленицы» Знакомить с традициями русского народа - обрядовым праздником Масленица. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Формировать эмоциональную отзывчивость. Развивать речь, разучивая заклички. Беседы с детьми о народных праздниках, рассматривание альбома «Русские праздники», разучивание народных хороводов, песен, изготовление атрибутов для театрализованного представления.
Проведение календарно-обрядового праздника «Широкая Масленица»
2 «Богатыри земли русской» Знакомить с традицией защиты Родины – богатыри, витязи, воины, дружина. Знакомить с историей, со старинными былинами, сказаниями о богатырях и героях. Воспитывать любовь к Родине, желание защищать и беречь её. Беседы, чтение, презентации, рассматривание картин Васнецова.
3 «Устное народное творчество» Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами. Дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Заучить новую считалку с целью применения в игровых ситуациях. Стимулировать запоминание малых форм фольклора. Слушание народных песен, разучивание считалок, потешек, рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам.
Март
1, 2 Закликание весны. Весенние обряды и праздники
«Благовещение – птиц на волю отпущение»
«Алексей – с гор потоки»,
«Егорьев день» Знакомить с традицией встречи весны на Руси
Знакомить с обрядами и традициями на Руси весной, с трудом людей весной, календарно-обрядовыми праздниками, связанными с прилётом птиц, с весенними изменениями в природе, традиции встречи весны, заклички, песни, обряды. Изготовление жаворонков. Разучивание закличек. Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы, продуктивная деятельность (аппликация, конструирование»
3 «Знакомство с народной куклой. Матрёшка» Продолжить знакомство с историей старинной игрушки, особенностями изготовления и росписи русской матрёшки (Семёновская матрёшка, Майдан, Сергиев Посад) Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы
4 «Знакомство с русской кухней. Каша – матушка наша» Знакомить детей с блюдами национальной русской кухни. Показать преемственность поколений. Воспитывать интерес и уважение к истории русской кухни. Расширять словарь детей. Познакомить с разными видами и способами приготовления каш на Руси. Беседа «Мои любимые блюда», отгадывание загадок о кухонной посуде, овощах и т. д.
Презентация. Чтение сказки «Крупеничка»
Апрель
1 «Народная тряпичная кукла» Знакомить детей с видами русских народных кукол: игровые, обереговые, обрядовые. Знакомить с процессом изготовления куклы-закрутки, куклы-пеленашки. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. Расширять словарный запас: закрутка, пеленашка. Презентация, рассматривание фотоальбома «Куклы»,
беседа «Моя любимая игрушка».
2 «Деревня, село, город». Труд людей весной. Закрепить знания о русской деревне, чем отличается деревня от села, рассказать об истории появления нашего города. Презентация, создание макета деревни и села, чтение и разучивание стихотворений о русской деревне
Проведение календарно – обрядового праздника «Посиделки у самовара» (или «Благовещение», или «Егорьев день»)
4 Праздник Великой Пасхи Знакомить с традициями русского народа - обрядовым праздником Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям Беседы с детьми о народных праздниках, рассматривание альбома «Русские праздники», мини-выставка коллекции сувенирных яиц.
Май
1 «Пчёлкины заботы» Знакомить с весенними изменениями в природе и жизни людей, животных, насекомых; с традицией сбора мёда, праздником «Медовый спас» Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы
2 Итоговое развлечение «Веселые посиделки» Совершенствовать знания о предметах старины, обрядах, праздниках, традициях. Развивать интерес к старине, народному творчеству. Активизировать словарный запас. Подвести итог изученному в течение года. Вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции Разучивание пословиц и поговорок о труде, мини-выставка, повторение народных игр, хороводов, песен, частушек; викторина
3, 4 Мониторинг на конец года. Оформление материалов проекта.
III этап заключительный.
Подведение итогов проекта. Определение перспектив дальнейшей работы.
Литература:
1. Бударина. Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С. -Петербург, 1998.
2. Князева. О. Л., Маханёва. М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С. Петербург. 1998
3. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М., 2006
4. Л. А. Лялина. Народные игры в детском саду. М 2009
5. Дыбина О. В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М. :Издательство «ТЦ Сфера», 1999.
6. Короткова М. В. Путешествие в прошлое русского быта. – М. : Издательство «Дрофа», 2006.
7. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
Интернет – ресурсы:




1.  http://nsportal.ru /2.  http://doshkolnik.ru /3.  http://www.maam.ru /4.  http://festival.1september.ru /
Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.