12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белавусова Галина Николаевна20
8

Проектная межпредметная задача «Снежная королева» (4 класс)

Сведения об авторе

Белавусова Галина Николаевна

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №109»

Челябинская область, г. Трёхгорный

Содержание публикации

Проектная межпредметная задача «Снежная королева» 4 класс

Межпредметная проектная задача для учащихся 4 класса состоит из 7 заданий, включает в себя задания по математике, литературе, окружающему миру, технологии, возможно использование информатики. Разработана на основе сюжета сказки "Снежная королева". Время выполнения: 3-4 часа.

Предмет: Литературное чтение, окружающий мир, математика, технология

Цели и задачи:

Комплексное использование освоенных в разных предметов способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.

Сотрудничество учащихся, умение работать в группах.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача –

Окружающий мир:

Работа с информацией;

Обобщение и систематизация предметных умений;

Математика:

Логические задачи (исключение лишнего, упражнение на развитие внимания).

Работа с таблицей, схемой.

Литературное чтение:

Умение работать с текстом и его частями.

Технология:

Умение конструировать

Общеучебные умения:

Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): Организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структуры задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задач, взаимоконтроль.

Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

Планируемый педагогический результат – Демонстрация учащимися:

усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

умение работать в группе, создать конечный «продукт» – иллюстрированный текст, содержащий связанное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.

Способ и формат оценивания результатов работы – Подведение итогов оценивает:

умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями;

владение необходимым предметным материалом, умение полно и обоснованно решать задачи;

умение создавать собственный текст и иллюстративный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задач, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Предисловие учителя:

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена «Снежная королева». Главные герои сказки — обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их — обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом, и в окно заглянула Снежная королева — таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные — это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.

Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и «Снежная королева» X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Ваша задача - помочь Герде добраться до чертогов Снежной королевы и спасти Кая. Для этого вам предстоит преодолеть рад препятствий (выполнить предложенные вам задания) при выполнении проектной задачи «Снежная королева». Итогом вашей работы будет газета вашей команды.

Дорогие ребята! Вам предстоит продемонстрировать прежде всего умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача и вы с интересом будете ее решать.

Желаем вам успеха!

Первая станция литературная.

На вашем листе ватмана запишите автора и название произведения, по которому мы начитаем работу по проектной задаче.

Учебная ситуация

В сказке «Снежная королева» автор рассказывает:

«Ученикам тролля напоследок захотелось добраться и до неба. Чем выше они поднимались, тем сильнее кривлялось зеркало, так что они еле удерживали его в руках. Но вот они взлетели совсем высоко, как вдруг зеркало до того перекорежило от гримас, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось на миллионы, биллионы осколков, и оттого произошло еще больше бед.»

 Задание 1 Наш текст тоже рассыпался на цитаты из сказки, расположите в правильной последовательности события из сказки «Снежная королева»

...

эпизод

 

«На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце, сколько душе угодно. девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

 

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в чёрную землю…»

 

«Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил».

 

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

 

«…но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги».

 

«За окном порхали снежинки: одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти».

 

«- Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Задание 2 Собери раскраски в хронологическом порядке по сюжету сказки.

Приложение 1

Задание 3.Составьте акростих* на слово СНЕЖИНКА.

*Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.

Все результаты разместите в своей газете.

Вторая станция географическая

Учебная ситуация

«…Вдруг лесные голуби проворковали:

Курр! Курр! Мы видели Кая! Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной королевы. Они летели над лесом, когда мы, птенцы, еще лежали в гнезде. Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих. Курр! Курр!

Что вы говорите! — воскликнула Герда. — Куда же полетела Снежная королева? Знаете?

Наверно, в Лапландию — ведь там вечный снег и лед. Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи.

Да, там вечный снег и лед. Чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным сверкающим равнинам. Там раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги — у Северного полюса, на острове ….»

Задание 4

Замок Снежной королевы находится на острове.

Разгадаете кроссворд, и вы узнаете название острова, на котором находился замок Снежной Королевы (слово по горизонтали)

Вырежьте кроссворд, наклейте его на свой рабочий лист.

 

t1597423609aa.png

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

1.  Это есть у цветов, которые выращивали Кай и Герда в своем саду.

2.  Что «потеряла» Герда у бабушки-колдуньи?

3.  На чем увезла Снежная Королева Кая?

4.  «… походил на него только с затылка, но был так же молод и красив».

5.  Кто подарил Герде Северного оленя?

6.  Что противостояло Герде на пути к Замку Снежной Королевы?

7.  Какая птица помогала Герде?

8.  Главные герои сказки – Кай и …?

9.  Кто довез Герду до Лапландии?

10.  Какое слово должен был сложить Кай, чтобы обрести свободу?

Задание 5

Из текста сказки мы узнаём о двух резиденциях Снежной Королевы. Её летний шатер находится в Лапландии, а точнее в провинции Лаппи, которая входит в состав территории Финляндии. А постоянные её чертоги - у Северного полюса, на острове Шпицберген.

Прочитайте текст «Лапландия» и ответьте на вопросы. Лист с ответами поместите в своей газете. Приложение 2

Третья станция математическая

Учебная ситуация

Премьера!

На рождественско-новогодние каникулы детей ждет яркое современное технологичное шоу.

Спектакль по сказке Г.-Х. Андерсена пройдет в дни зимних каникул. История об искренней дружбе, верности и настоящей любви – одна из самых любимых в России. Осколки «кривого зеркала» Снежной королевы разлетелись по всему свету. Попадая в глаза людей, они заставляют их видеть только дурное и злое, а вонзившись в сердце, превращают его в лед. Храбрая Герда отправляется выручать своего названного братца Кая, сердце которого превратилось в кусок льда. Девочке придется преодолеть множество преград: не замерзнуть в снежной Лапландии, не остаться в Саду Забвения, вырваться из лап разбойников и победить свирепых слуг самой Снежной Королевы.

Задание 6

Ученики 4 класса Миша и Маша планировали на посещение яркого современного технологичного шоу «Снежная королева» потратить 1400 рублей. На сувениры и буфет можно потратить 300 рублей. Изучи таблицу свободных мест, выбери наилучшие места (в одном секторе, ближе всего к арене), на которые можно приобрести билеты на оставшуюся сумму. Учти, что Миша и Маша должна сидеть на соседних местах.

t1597423609ab.gif

 

 

 

 

 

 

 

t1597423609ac.gif

Покажите на схеме номер ряда и номера мест, куда Маша и Мишу смогут купить себе билет.

Оформите в газете свои рассуждения.

Четвёртая станция Творческая

Учебная ситуация

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало на свете.

Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра — складывание фигур из деревянных дощечек, — которая называется китайской головоломкой.

Задание 7

Игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требуют специальных знаний. Кроме того, такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам, захватившим время и разум современных людей. Пожалуй, одной из самых известных головоломок является танграм – разрезанный на семь частей квадрат.

Составь из фигур танаграм Герду, ворона, оленя, домик старушки.

t1597423609ad.jpg

По окончании работы каждая команда презентует свою газету.

Экспертный лист для оценки работы группы

ФИ эксперта _______________ № группы _____________

Вопросы

Ответы

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?

Опишите подробнее.

 

Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы?

 

Как осуществлялись переходы от одной модели к другой при отмеривании полосок требуемой длины? Опишите подробнее с указанием всех участников группы.

 

Кто из участников при укладке полученных фигур по сборочному чертежу возвращался к моделям из задания 1 и отмеривал величину заново?

 

Был ли в группе лидер?

Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)?

 

Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)?

 

Как была организована работа на завершающем этапе – при сборке (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)?

 

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?

 

Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы.

 

Приложени1

Задание 2 Собери раскраски в хронологическом порядке по сюжету сказки. Оформи книжку раскраску по правилу оформления книги.

 

t1597423609ae.jpg

t1597423609af.jpg

t1597423609ag.jpg

t1597423609ah.jpg

t1597423609ai.jpg

t1597423609aj.jpg

t1597423609ak.jpg

t1597423609al.jpg

t1597423609am.jpg

t1597423609an.jpg

t1597423609ao.jpg

t1597423609ap.jpg

t1597423609aq.jpg

t1597423609ar.jpg

Приложение 2

Прочитайте текст

Лапландия

Лапландия (в широком смысле) никогда не являлась единым государственным образованием. В настоящее время она поделена между четырьмя государствами: НорвегиейШвециейФинляндией и Россией 

(Кольский полуостров). Лапландия – настоящий магнит для путешественников со всего мира. Поток желающих побывать в Лаппи, как ее ласково называют финны, не заканчивается никогда, независимо от времени года. Природный ландшафт, достаточно развитая туристическая инфраструктура и немалое число всевозможных достопримечательностей делают родину финского Деда Мороза зимним курортом, что называется, на все случаи жизни. Нравится ли вам экскурсионный туризм, приверженец ли вы активного отдыха или предпочитаете тихий семейный отпуск с детьми – вам в Лапландию! Особенно этот регион привлекает любителей зимних видов спорта, ведь здесь есть много хорошо оборудованных спусков. Юных же путешественников ждут Деревня Санта-Клауса и захватывающие дух новогодние развлечения.

Несмотря на обширную территорию, население Лапландии невелико, всего 184 390 человек. Коренные жители – саамы – наделены культурной и языковой автономией. Она распространяется на общины Утсйоки, Инари и Энонтекиё и северные районы общины Соданкюля. Современные саамы уже не те, что раньше, они ведут оседлую жизнь и живут в современных домах. Настоящий саамский чум («кота») можно увидеть только в курортных зонах, где туристов угощают традиционными лепешками и приглашают прокатиться в оленьей упряжке, которой управляет кучер в национальной одежде.
Особенности лапландского климата в том, что различия между временами года резко очерчены, и этим он отличается от других регионов Финляндии. Зима здесь настолько «северная» (в самом прямом смысле), что может показаться бесконечной. Столбик термометра опускается до самых суровых отметок, 40-50 градусов ниже нуля. Впрочем, это обстоятельство не мешает тысячам туристов приезжать сюда, на родину Санта-Клауса,именно на новогодние и рождественские праздники.

Лето в финских владениях Снежной королевы вполне «летнее» в привычном для нас понимании. Воздух в это время может прогреваться до +30 °С, хотя обычно температура колеблется в пределах 10-20 градусов Цельсия. Температура воды в местных реках и озерах тоже вполне комфортна и позволяет купаться. В июне, точнее в конце месяца, в Лапландии начинаются белые ночи. Живущим далеко от северных широт трудно представить, пока не увидят своими глазами, каково это, когда солнце сутками не садится за горизонт. Самый теплый месяц в Лапландии – июль.

Выполните задания.

1.Назовите государства, которые «входят в состав» Лапландии.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Назовите жителей некоторых стран Северной Европы:

Финляндия – финны

Норвегия - ________________________

Шведция - ________________________

Исландия - ________________________

Россия (Мурманская область)-__________________

Дания - ______________________________________

3. Опиши климат в Лапландии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Из предложенных вариантов выберите правильные. Подчеркните их.

В тундре можно собирать эти ягоды: черника, клубника, голубика, ежевика, смородина, черёмуха, рябина, морошка.

В тундре можно встретить этих диких животных: северный олень, песец, белка, рысь, белый медведь, лемминг, заяц, полярный волк.

В тундре встречаются эти птицы: глухарь, полярная сова, снегирь, белая куропатка, журавль, серый гусь, чайка, пеликан.

В тундре коренное население разводит этих домашних животных: куры, пчёлы, северные олени, верблюды, песцы.

5.Соберите пазл и скажите, представители какой коренной народности Лапландии на ней изображены? _________________________________________________________

Как называется их дом?___________________________________________

Из чего сшита их одежда?__________________________________________ Каково основное занятие коренного населения?_________________________

 

 

 

t1597423609as.gif

Список использованной литературы и источников

Текст книги Г.Х. Анднрсен «Снежная королева»

http://narodstory.net/skazki-andersen.php?id=19

Игры головоломки

https://razvivashka.online/games/tangram-dlya-doshkolnikov

Раскраски из сказки "Снежная королева"

https://yandex.ru/images/search?text=раскраски%20к%20сказке%20снежная%20королева%20андерсена&stype=image&lr=56&source=wiz

Кроссворд к сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» https://kopilkaurokov.ru/literatura/testi/krossvord_i_viktorina_po_skazkie_sniezhnaia_korolieva

https://pandia.ru/text/80/443/71578.php

http://gorodrad.blogspot.com/p/blog-page_50.html

https://lysva.biz/uploads/files/2017/01.2017/Sbornik_Proektnie_zadechi_v_nachalnoi_shkole.pdf

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 15.08.20 в 10:09 0Ответить Пожаловаться
Галина Николаевна, большое спасибо за проектную задачу. Очень интересно. Понравилась взаимосвязь нескольких предметов, умение работать в группе и выход на результат. Для подготовки требуется много времени и для реализации. На проектную задачу отводится 3-4 часа, а за счет чего Вы её проводили? Это на внеурочной деятельности? Каждая группа представляла свою работу?
Белавусова Галина Николаевна, 19.08.20 в 22:49 0Ответить Пожаловаться
Проводим «дни проектных задач» в начальной школе. Они становятся кульминационными точками учебного года. В это время учащиеся и педагоги начальной школы имеют возможность подвести промежуточные итоги, продемонстрировать свои результаты, уйти от конкретных уроков и учебных дисциплин. Однако эти «потери» учебных часов (когда не изучается материал в рамках обычного урока) оправданы тем, что задачи современной начальной школы связаны не только с приобретением знаний, умений и навыков, но и с проявлением этих знаний, умений и навыков в новом качестве.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.