12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салахиева Мадина Фаридовна38
Россия, Татарстан респ., Альметьевск
0

Проектно-исследовательская работа на тему «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта»


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Альметьевская школа № 19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»


 


 


 


 


 

Проектно-исследовательская работа на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта».


 


 


 

Автор: учитель-дефектолог Салахиева Мадина Фаридовна

г. Альметьевск

2020 год


 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Практически у всех групп детей с ограниченными возможностями отмечается недоразвитие моторики. Выраженность и причины моторного недоразвития различны. Недостатки могут распространяться как на крупную, так и на мелкую моторику. В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Кроме того, сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере очень часто проявляются в многообразных стереотипно повторяющихся движениях.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей, отмечают Б.П. Пузанов, В.А. Лапшин. У многих детей с умственной отсталостью задерживается развитие прямостояния, т. е. они начинают значительно позднее держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у многих детей бывает довольно существенной и может захватывать не только весь первый год жизни ребенка, но и второй год.

Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность (что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и расторможенности). В дальнейшем у них не возникает интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения, свойственная младенческому возрасту в норме, - жестовая.

Это сказывается на развитии первых действий с предметами -- хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием.

По мнению А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой у детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей данной категории. У детей затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия учащихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с тяжелой умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения. Актуальность проблемы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. 
Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма.
Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями, а также при выполнении бытовых манипуляторных действий.
Известно, что мускульная работа в процессе целенаправленной деятельности влечет за собой функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Интенсивная деятельность клеток приводит к их делению. Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.


ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью через различные виды познавательной и трудовой деятельности в ходе уроков.
Объект проекта: развитие мелкой моторики у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. 
Предмет проекта: задания, игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у школьников с нарушением интеллекта. 
В соответствии с целью были определены основные задачи проекта. 
Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов. 
Подобрать комплекс специальных заданий, игр и упражнений развивающих мелкую моторику младших школьников с тяжелой умственной отсталостью. 
Разработать рекомендации педагогам по коррекции мелкой моторики у умственно отсталых обучающихся. 


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап.
Изучение научно-методической литературы по данной теме, подбор комплекса специальных заданий, игр и упражнений развивающих мелкую моторику младших школьников с тяжелой умственной отсталостью.
Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в головной мозг дополнительную энергию, способствующую его формированию.
М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится сделать руками, тем он умнее и изобретательнее.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.
Интересен онтогенез развития действия рук ребенка. И.М.Сеченов был одним из первых ученых, подвергший критике теорию наследственной предопределенности развития движения руки ребёнка как результат созревания определенных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Диагностический этап:
Диагностика для определения ведущей руки ребенка и для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что все обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью (4 человека) имеют низкий уровень развития мелкой моторики. Это свидетельствует о недостаточной сформированности у детей двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе. Данные выводы подтверждают наличие актуальности проблемы в развитии мелкой моторики у обучающихся.
Коррекционный этап:
Реализация проекта в течение учебного года с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, которым рекомендовано обучение по индивидуальным адаптированным программам.
В каждый урок максимально допустимо включаются специально подобранные по тематике игры, упражнения и задания, направленные на повышение уровня развития мелкой моторики. Проект предусматривает следующие направления работы на уроках: пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж; развитие графической моторики; использование различных предметов для развития мелкой моторики.
Заключительный этап:
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на данном этапе проекта. Составление методических рекомендаций.
Результаты работы показывают, что у школьников с тяжелой умственной отсталостью в процессе коррекционно-развивающего обучения происходят положительные изменения в развитии мелкой моторики кистей и пальцев рук. Целенаправленное использование специально подобранных игр и упражнений для развития мелкой моторики на уроках способствует совершенствованию координации движений и обеспечивает более успешное овладение детьми школьной программой. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. 
В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д.
Действия с предметами стимулируют развитие мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления, обогащают знания детей о собственном теле. Ощущение ребенком результата своей деятельности формирует стойкий интерес к занятиям, повышает мотивацию к обучению.
Развитие мелкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, формирует положительное эмоциональное состояние, воспитывает уверенность в себе. Применение специальных упражнений, игр, заданий дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и познавательной деятельности детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Для оптимального развития мелкой моторики в процессе обучения необходимо методически грамотно организовать уроки, подбирая дидактический и демонстрационный материал.
Каждый урок рекомендуется начинать с элементов самомассажа (или массажа) кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания. Включение массажа влияет на характер взаимодействия педагога с ребенком, т.к. ребенок остро нуждается в «принятии» со стороны взрослого.
Все задания и упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция. 
На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных пособий и атрибутов, использование игровых моментов (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов.
Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому важно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
Если у ребенка нет настроения, лучше отложить упражнение до более подходящего момента.
Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно, так как объем внимания у него ограничен, и сложная задача может отбить интерес.
Старайтесь не замечать, если ребенок поначалу делает что-то не правильно, хвалите его за успехи.
Не пытайтесь все сделать за ребенка сами, умение придет со временем.
Проводите упражнения регулярно, систематически.
Учитывайте индивидуальные способности ребенка, его возможности, настроение.
Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления.
Комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий.
 Разговаривайте ровным, спокойным, доброжелательным тоном, с педагогическим тактом, создавая атмосферу творчества и взаимного понимания.


 


СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук, применяемый на уроках, можно разделить на три составляющие:
пальчиковая гимнастика;
отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях;
упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики рук являются пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. 
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в течение 5 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физкультминутки. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки. 
Пальчиковая гимнастика включает: 
а) упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук;
б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции;
в) упражнения с ритмом (выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, отстукивание, топот, под музыкальные инструменты).
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.   Инсценировать можно отдельные эпизоды, наблюдения из жизни, воспоминания, эпизоды из сказок. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Развитие графических навыков - важный раздел коррекционной работы по подготовке руки к письму. Его задачей является подготовка кисти и пальцев рук учащихся для практической работы в тетрадях. Многолетняя практика показывает, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.
Штриховка – развитие мускульной памяти. Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Чтобы привлечь внимание ребенка к выполнению штриховки можно предлагать задания в виде игры (например, помоги зайчику спрятаться от лисы).
Включать упражнения на развитие графических движений (штриховка, дорисовка, обведение рисунка по контуру, раскрашивание и др.) можно на каждом уроке. Для этой цели можно активно использовать прописи, тематические раскраски, всевозможные трафареты.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – уникальное средство для развития мелкой моторики. 
Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: логический сортер, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, счетные палочки, строительные наборы. Огромное значение имеют настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино. Во время игр у детей развиваются творческие способности, воображение, координация движений рук. С их помощью дети учатся ориентироваться на плоскости, закрепляют знание основных геометрических фигур, запоминают цифры и буквы.
Для координации движений пальцев рук можно использовать игры с нестандартным оборудованием - пластилином, прищепками, камешками, бусами, крупами, горошинами, пуговицами. Такие игры очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышления. Не традиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение. Главная цель таких игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. 
Интересны и увлекательны приемы ниткописи и бисерографии. Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных предметов, нанесенных на бархатную бумагу. Нитка хорошо прикрепляется к бумаге и легко от нее отделяется. Это позволяет ребенку исправлять свои ошибки, добиваясь хороших результатов. Бисерография – выкладывание нитки бисера по контуру изображения, выполненного пластилином. Этот прием развития моторики труден, но детям он очень нравится. Они с удовольствием работают с бусинками. Бисерография развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует мышцы пальцев рук. С помощью этих приемов можно выкладывать цифры и буквы, геометрические фигуры. 
Хорошие возможности для развития мелкой моторики дает использование методики «Покажи сказку руками» на уроках чтения и устной речи. Эта методика особенно важна при работе с неговорящими детьми, так как обеспечивает обратную связь, дает возможность учителю понять уровень усвоения ребенком материала.
Огромные возможности для развития мелкой моторики предоставляют уроки изо и занимательного труда. Создать изображение ребёнок может при условии, что он владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Дети, недостаточно хорошо владеющие движениями рук, плохо справляются с лепкой, рисованием, тем более с врезанием. Необходимо овладеть своими движениями, уметь действовать ловко, уверенно, достаточно быстро. 
Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики имеет лепка. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. Для лепки можно использовать пластилин, глину, воск, соленое тесто. Очень важен пластилин, поскольку его необходимо предварительно разминать. Для этого нужны сила и терпение, которыми дети не обладают. Такая деятельность развивает силу пальцев, умение управлять ими. Идеально при выполнении каждого изделия подобрать подходящее по тематике стихотворение.
Широкий простор для развития мелкой моторики представляют различные виды мозаичной работы: мозаика, аппликации, коллажи. 
Для мозаики можно использовать гальку, камни, крупы, пенопласт, яичную скорлупу, бисер, бумагу. Работа с этими материалами даст детям дополнительный опыт в обращении с бытовыми предметами.
Работа с ножницами прекрасная тренировка для детской руки на укрепление и развитие мелких мышц. Нужно познакомить ребенка с приемами резания бумаги: только кончиками ножниц и всей плоскостью лезвия. По ходу игр и занятий нужно научить ребенка по необходимости поворачивать изделие и менять угол наклона ножниц.
В настоящее время все большую популярность приобретает оригами. В процессе создания фигурок из бумаги у детей развивается глазомер, мелкая моторика пальцев, воображение.
При изготовлении поделок из проволоки у детей не только развивается мелкая моторика, но и укрепляется запястье.
Развитию мелкой моторики очень способствует рисование. Для рисования можно использовать различные трафареты всевозможных животных, птиц, геометрических фигур, разнообразных лекал с линиями. Хороший эффект дают игры, сопряженные с рисованием. Хорошим упражнением для развития четкости линий, координации движений является дорисовывание рисунков по клеточкам. Рисовать и раскрашивать желательно не красками или фломастерами, а цветными карандашами, которые требуют усилия руки.


 


 


 

ЛИТЕРАТУРА

1.Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
2.Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3.Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Старшая группа Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.
4.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009.
5.Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. 
6.Технология. Творчество. Личность. Материалы IX Международной научно-практической конференции (Курск, 10-12 ноября 2003г.) в 2-х частях. Ч.II. Курск: Изд-во Курского госуниверситета, 2003.
7.Нефедова М.Г. "Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезные материалы. Методические рекомендации". АСТ, 2011.


 


 


 


 


 


 


 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЛЯ УСТНОГО СЧЕТА
Кто в лесочке живет? Под корягой - старый крот, За горой лисенок, В ельнике - лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Один, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать!
Кто в деревне живет? Лежебока – рыжий кот. Маленький теленок, Желтенький цыпленок, Белая овечка, Мышка под крылечком! Один, два, три, четыре, пять, Их не трудно сосчитать!
Детская считалочка «Пальчики»:
«Один, два, три, четыре, пять,
будем пальчики считать — крепкие, дружные, все такие нужные!»
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Один, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять
мы делили апельсин!
Мы делили апельсин!
(кулачок- «апельсин» перед собой)
Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)
А он один (взгляд переводим на кулачок)
Эта долька для котят
(отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят
(отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа
(отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа
(четвертый)
Эта долька для бобра
(пятый)
А для волка кожура!
(встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)
Разозлился волк — беда,
Разбегайтесь кто куда!
Моя семья
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Один, два, три, четыре-
Кто живет у нас в квартире!
Один, два, три, четыре, пять-
Их не трудно посчитать!
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!


 


 


 


 


 


 


 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 
КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

КОМПЛЕКС №1
Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе).
Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз – два – три).
Пальчики здороваются (на счет «раз–два–три–четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.
Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки «бегают» по столу).
Дети бегают наперегонки (движения, как в 4-ом упражнений, но выполняют две руки одновременно).
КОМПЛЕКС №2
Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно двумя руками).
Очки (образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).
Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец соединить).
Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
КОМПЛЕКС №3
Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).
Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
Цветок (то же, но пальцы разъединить).
Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).
КОМПЛЕКС №3
Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два» пальцы соединяются в замок).
Лиса и заяц (лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают по столу, заяц «убегает», перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).
Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).
Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
Счет до четырех (большой палец поочередно соединять со всеми остальными).
КОМПЛЕКС №4
Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху горизонтально положить левую ладонь).
Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз).
Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
Сжимание и разжимание кистей (на счет «раз-два»).
Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой)



 



 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.