12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Воинова Дарья Федоровна16 |
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Воинова Дарья Федоровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №207»
Аннотация: С каждым годом возрастают требования к качеству образования, к профессиональной компетентности педагога. Однако далеко не каждый педагог может успешно адаптироваться к меняющимся требованиям и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В связи с этим количество проявлений у педагогов «профессионального выгорания» возрастает с каждым годом. Данная профессиональная деформация мешает полноценной профессиональной деятельности. Поэтому необходимо определить эффективные пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, синдром эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и усталости, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Основные симптомы профессионального выгорания: психофизические; социально-психологические; поведенческие.
Психофизические симптомы: снижение работоспособности, продуктивности, желания работать; чувство усталости, истощения; частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройства ЖКТ, снижение или увеличение веса и т.д.
Социально-психологические симптомы: чувство обиды и вины, разочарование в профессиональном выборе, проявление гнева, раздражительности, агрессии в общении с другими людьми.
Поведенческие симптомы: стремление сократить взаимодействие с другими людьми; снижение энтузиазма при выполнении работы, постоянное ожидание наказания, а не вознаграждения за выполненную работу, ощущение недостаточной компетенции; чувство бесполезности.
Профессиональное выгорание педагога мешает полноценной профессиональной деятельности. Более того, проявления синдрома выгорания значимо снижает эффективность работы. Поэтому воспитателю очень важно эффективно управлять собственными ресурсами организма, сохраняя здоровье и свое эмоциональное благополучие, овладеть методами, приёмами и способами защиты от стресса, саморегуляции.
Актуальность данной темы обусловлена ни сколько научным интересом к ней, а сколько слабой разработанностью технологий психологического сопровождения педагогического персонала, что и послужило разработке педагогического проекта «Работать с удовольствием». Цель проекта: профилактика профессионального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации.
Проект направлен на решение следующих задач: обеспечить условия для комфортной и благоприятной работы педагогов в ДОО; познакомить воспитателей с различными способами регулирования эмоционального состояния; способствовать гармонизации взаимоотношений между коллегами; повышать личностно-профессиональную самооценку педагогов, мотивацию к профессиональной деятельности.
Реализация проекта осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад № 207» г. Чебоксары и включала три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе была изучена учебно - методическая литература, подобраны методики по выявлению и профилактике профессионального выгорания; проведена диагностика педагогов по выявлению профессионального выгорания. В ходе диагностики было выявлено, что у 38% педагогов наблюдается профессиональное выгорание.
На основном этапе с этими педагогами были организованы тренинги по темам: «Мир и я», «Стресс и пути борьбы с ним», «Профессиональное выгорание», «Я в конфликте» «Позитивное мышление». Данная работа помогла воспитателям овладеть способами саморегуляции и снятия стресса. С целью формирования у педагогов позитивного отношения к профессиональной деятельности был проведен семинар-практикум «Профессиональный имидж педагога». Мастер-класс «Научу за 5 минут» был направлен на сплочение педагогического коллектива.
В ходе реализации проекта «Работать с удовольствием» педагоги освоили правила профилактики профессионального выгорания:
- определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей;
- полноценный отдых от работы;
-овладение умениями и навыками саморегуляции;
- профессиональное развитие и самосовершенствование;
- уход от ненужной конкуренции;
- умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь).
На заключительном этапе была проведена повторная диагностика педагогов. Было выявлено, что у 100% воспитателей наблюдается позитивное отношение к работе, они владеют различными способами саморегуляции эмоционального состояния, в коллективе наблюдается дружеский микроклимат, у воспитателей повысился уровень личностно-профессиональной самооценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бойко, В. В. Диагностика эмоционального выгорания личности /В. В. Бойко, Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин — та психотерапии, 2002.- 252 с.
Дубиницкая, К. А. Особенности проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада // Социальная психология малых групп: Материалы I всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Петровского. /Отв. ред. М. Ю. Кондратьев.— М: МГППУ, 2009.- 145 с.
Звездина, Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ.— 2014.— № 4. – С.52
Костин, Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология, 2013.- № 2. – С.125
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.— сост. О. И. Бабич.— Волгоград: Учитель, 2009.
Штумф, В. О. Причины и проявления эмоционального выгорания педагогов: учебное пособие / Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева.— Красноярск, 2014.- 197 с.