Программа дополнительного образования «Музыкальная летопись» (8-9 классы)

1
0
Материал опубликован 12 October 2016 в группе

Чернакова И.В. 1 Программа дополнительного образования школьников «Музыкальная летопись».

I.V. Chernakova. School club program «Musical Chronicle» (additional education).

Аннотация: статья посвящена описанию методической разработки кружка «Музыкальная летопись», посвященного изучению героических страниц истории нашей Родины на основе произведений российской классической музыкальной школы.

Abstract: This article is a description of school club program «Musical Chronicle». It’s dedicated to studying of heroic pages of Russia’s history on the basis of Russian music traditions (historical operas).

Ключевые слова: внеучебная работа, межпредметные связи, личность в истории.

Keywords: out-of-class learning, interdisciplinary connections, person in history.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90‑е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально‑политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Образованию отводится ключевая роль в духовно‑нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны1.

В настоящее время как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений рассматривается патриотическое воспитание. Под патриотизмом понимается любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения2.

Заставить ребенка любить Отечество нельзя, эту любовь нужно воспитывать, пробуждать ее, усиливать точным тоном. Программа нашего кружка направлена на воспитание, поддержание и усиление патриотических чувств учащихся с помощью классической музыки, в основу которой заложены героические сюжеты истории нашей Родины.

Цель – совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого уровня патриотического сознания, через образы классической музыки, в основе которых лежат реальные исторические события.

Задачи :

развитие умения работать с таким видом исторического источника, как произведения российской классической музыки, анализировать его, сопоставлять полученную на его основе информацию с информацией других источников, оценивать ее;

формирование умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в ходе дискуссии;

формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению;

развитие эстетического сознания через освоение наследия российской классической школы.

Целевой группой являются учащиеся 9-11-х кл., имеющие интерес к изучению истории России.

Тематическое планирование ( 17 часов)

п/н

Тема/раздел

Содержание3

Музыкальный материал

1.

Вводное занятие «Музыка вокруг нас…»

Показать примеры классических музыкальных произведений, которые мы встречаем в повседневной жизни.

Музыкальные примеры из жизни (тв-реклама, сериалы, фильмы и пр.).

2.

Вводное занятие: «Музыка в истории, история в музыке».

Показать взаимосвязь истории и музыки.

М.П.Мусоргский, опера «Борис Годунов».

3.

Киевская Русь.

1. Краткая характеристика периода (формирование государственности, внешняя угроза, как фактор сплочения).

2.Краткая характеристика творчества А.П.Бородина (основные вехи жизни и творчества).

3. Образ богатыря-защитника земли русской (примеры богатырей, их подвигов, истоки образов).

А.П.Бородин

«Богатырская симфония» (1 часть).

4.

Проблемы периода феодальной раздробленности

Руси.

1.Характеристика периода (причины, сущность, последствия раздробленности).

2.История создания оперы (Обратить внимание: чтобы проникнуться духом старины Бородин побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические источники и летописи).

Опера «Князь Игорь»:

Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…»;

Ария князя Кончака (2 действие);

«Половецкий марш» (3 акт)-картина шествия воинственной варварской орды;

Хор «Солнцу красному слава!».

5.

Борьба Руси с иноземными захватчиками.

1. Характеристика периода (борьба с нашествием монголо-татар, западной агрессией).

2. Краткая характеристика творчества С.С. Прокофьева (основные вехи жизни и творчества).

3. Историческая ситуация создания произведения.

Кантата «А. Невский»:

-4 часть «Вставайте люди русские…».

6.

События «Ледового побоища» на основе кантаты С.С. Прокофьева и фильма С. Эйзенштейна.

Кантата «А. Невский»:

-5 часть «Ледовое побоище»;

-6 часть «Мертвое поле».

Просмотр фрагмента фильма С.Эйзенштейна.

7.

Смутное время

«Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь…» (И.Сусанин)

Содержание периода (причины, сущность, состояние народного духа).

Краткая характеристика творчества М.И. Глинки.

История создания оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

Опера «Иван Сусанин», 1 акт – хор «Родина моя».

8.

Характеристика образа И.Сусанина, как национального героя.

Опера «Иван Сусанин»:

4 акт - героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал…»;

Эпилог. Грандиозная массовая сцена.

Величественный хор «Славься».

9.

Отечественная война 1812 года.

1. Характеристика периода (нашествие армии «двунадесяти языков», антинаполеоновские коалиции, вторжение в Россию).

2. Краткая характеристика творчества П.И. Чайковского.

3. История храма Христа Спасителя.

П.И.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год».

10.

Исторический аспект создания литературного и музыкального произведений.

С.С.Прокофьев .Опера «Война и мир» (фрагменты).

11.

Характеристика образов Кутузова и Наполеона.

С.С.Прокофьев .Опера «Война и мир» (фрагменты).

12.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1.Характеристика периода.

2.История создания произведения.

П.И.Чайковский «Славянский марш».

13.

Великая Отечественная война

1. Характеристика периода (причины и события первого периода войны, начало блокады Ленинграда).

2. Характеристика творчества Д.Д. Шостаковича.

3. История создания произведения.

Д. Шостакович .Симфония №7 «Ленинградская», 1 часть-«Эпизод нашествия».

14.

Жизнь блокадного Ленинграда (Дневник Тани Савичевой)

Д. Шостакович .Симфония №7 «Ленинградская».Финал.

15.

Обобщение историко-музыкальных впечатлений .

Контрольное аудирование и тестирование.

См. Приложение.

16.

Итоговые занятия.

Защита индивидуальных и групповых проектов по предложенным темам.

17.

Вводные занятия

В рамках вводных занятий рекомендуется рассмотреть практику использования фрагментов классических произведений в обыденной жизни на примере доступного детям и легко усвояемого материала. Например, звуковое сопровождение рекламы продуктов фирмы «Бондюэль», которую неоднократно большая аудитория зрителей, включая детей, воспринимает как рекламный слоган, является фрагментом оперы Ж. Бизе «Кармен». Данные примеры из реклам, сериалов и фильмов дают возможность обозначить проблему современности, которая заключается в том, что молодое поколение России не соотносит (и не знает) оригинальные произведения классической музыки, историю создания и их авторов с материалами СМИ и интернета.

Второй вводный урок, построенный на примере оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», формирует у учащихся осмысление взаимосвязи между историческими событиями и их отображением в мировой музыкальной культуре.

Для внесения ясности содержания работы по основным разделам кружка приведем пример.

Занятия №5-6 основной части. Раздел «Борьба Руси с иноземными захватчиками».

Первое занятие. Прежде всего, рассматривая данную тему, необходимо обратиться к характеристике исторической ситуации, того внешнеполитического положения, в котором оказались русские земли и княжества к началу XIII века. Обратить внимание нужно как на натиск завоевателей с Востока, так и на агрессию на северо-западных границах Руси4.

В первую очередь следует отметить (вспомнить) основные события, причины и последствия установления на Руси ордынского владычества, формы зависимости от Золотой Орды, а затем переходить к отпору рыцарских сил на Западе. Особое внимание мы здесь должны обратить на Ледовое побоище, рассмотреть которое рекомендуется более детально: соотношение сил, подготовка к сражению, место столкновения соперников и его значение для истории нашей Родины.

Далее необходимо перейти к характеристике жизненного и творческого пути С.С. Прокофьева (1891-1953 гг.), сказав о том, что в своих произведениях композитор огромное внимание уделял именно исторической теме, посвятил одно из своих произведений именно событиям Ледового побоища. Обозначив основные вехи жизни композитора, основные черты его творчества, переходим непосредственно к интересующей нас, в связи с изучаемой темой, кантате «Александр Невский». Здесь важно уделить внимание истории создания данного произведения, времени его появления (связать его появление с разгулом в Европе фашистской агрессии).

Также необходимо отметить, что кантата возникла на основе музыки к одноименному фильму режиссера С. Эйзенштейна. Данный фильм после выхода в свет сразу же стал классикой советского кино. На занятиях, посвященных А. Невскому, мы также будем (рекомендуем) использовать отрывки из этого фильма.

На первом занятии данного раздела мы рекомендуем обратиться к пожалуй самому знаменитому отрывку из данной кантаты, хору «Вставайте, люди русские». Это гневный призывной хор. Русь угнетенная, скорбная показана здесь с героической стороны. Как тревожный набат звучит вступление к хору. Ритм марша особо подчеркивает чеканные призывные и героические характеры темы.

Необходимо обсудить с учащимися их впечатления от прослушанного, определить характер хора, его назначение. Важно связать прослушанное с событиями Великой Отечественной войны, так как этот хор был очень популярен в то время, поднимал и вел в бой воинов Красной Армии.

В конце урока учитель рекомендует в качестве некого домашнего задания просмотреть исполнение хора «Вставайте, люди русские» на видео (воспользовавшись видеопорталами YouTube,com и RuTube.ru).

Второе занятие темы мы целиком посвящаем рассмотрению событий Ледового побоища на основе кантаты С.С. Прокофьева и фильма С. Эйзенштейна.

Центральная часть кантаты «Александр Невский» (пятая часть) – «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы всех предыдущих частей, рисующих вражеские лагеря.

При прослушивании данного фрагмента учащимся может быть предложено следующее задание: Пофантазируйте, представьте, что вы снимаете фильм на музыку С.С. Прокофьева. Прослушайте отрывок и предложите свои варианты происходящего под эту музыку.

При обсуждении музыкального отрывка (для создания более четкой картинки) необходимо ответить на следующие вопросы: что характеризует первая часть отрывка (тихая, спокойная, с нарастающей тревожностью)? Как музыкально отражены противоборствующие лагеря? Как обрисована сцена самой битвы?

Далее предлагается просмотреть отрывок (нарезку) из фильма С. Эйзенштейна, показывающий эти же эпизоды, сделать вывод о том, такая ли картинка создавалась в умах учащихся при прослушивании музыкального отрывка.

Последний эпизод занятия посвящен скорби об умерших защитниках родной земли. Для прослушивания рекомендуется музыкальный эпизод (шестая часть) «Мертвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества С.С. Прокофьева. Самое главное, что нужно донести до учащихся – это цена, которую пришлось заплатить русскому войску за победу и независимость

«Мертвое поле» - это скорбная и лирическая песня: ранним утром по полю боя идет девушка. Среди павших воинов ищет она своего жениха.

Необходимо также и донести то, что образ этой девушки очень символичен. Нужно подумать, чем? Что она олицетворяет собой?

В конце занятии (и данного раздела в целом) стоит поразмышлять над фразами А. Невского «Не в силе бог, но в правде», «Кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет!», их патриотической наполненностью, о роли самого А. Невского в истории России.

Занятие №15. Обобщение историко-музыкальных впечатлений (Приложение).

В ходе данного занятии предполагается проведение тестирования по историческому материалу курса и аудирования по музыкальной части кружка.

Аудирование предполагает прослушивание в случайном порядке выборки фрагментов изученных музыкальных произведений. Предлагаем методическую разработку оценочного листа для аудирования.

Название произведений

1

2

3

4

5

6

7

8

Монолог Пимена«Еще одно последнее сказанье» (опера «Борис Годунов», М.П. Мусоргский).

               

Фрагмент «Богатырской симфонии», А.П. Бородин.

               

«Половецкий марш», опера «Князь Игорь», А.П. Бородин.

               

«Мертвое поле», кантата «Александр Невский», С.С. Прокофьев.

               

Хор «Родина моя», опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка.

               

Фрагмент «Торжественной увертюры «1812 год», П.И. Чайковский.

               

«Славянский марш», П.И. Чайковский.

               

«Эпизод нашествия», Симфония №7 «Ленинградская», Д.Д. Шостакович.

               

Итоговые занятия.

В рамках итоговых занятий предполагается защита групповых и индивидуальных проектов. Проектная деятельность – это возможность систематизировать и углубить полученные на занятиях знания, расширить опыт музыкально-творческой деятельности и научить применять интернет-ресурсы для самообразования. Проекты должны носить историко-музыковедческий характер. Будут способствовать реализации творческого потенциала учащихся в качестве теоретиков истории, искусства, музыковедов. Подчеркнем, что выбор проекта, индивидуального или группового, остается за учеником. Это позволит каждому участнику кружка вне зависимости от наличия и уровня специальных способностей прикоснуться к духовному опыту поколений и, возможно, почувствовать себя причастным к сохранению и продолжению культурных традиций своей страны.

Мы предлагаем следующие варианты тематики проектной деятельности:

Web-музей исторических опер (поиск учащимися в пространстве интернета видеотрансляций изученных музыкальных произведений в исполнении всемирно известных исполнителей);

Историческая газета (брошюра, листок) по материалам кружка (его отдельным темам), которые должны включать в себя не только теоретический материал, но и поэтические строки, рисунки и фотографии, репортажи с места событий и т.п.

Подготовка творческой презентации с помощью программы Microsoft PowerPoint о творчестве понравившегося вам отечественного композитора с подборкой его произведений.

Помимо этого учащиеся могут сами свободно выбирать тему своей проектной работы.

1 Ирина Васильевна Чернакова – учитель музыки МБОУ «СОШ№7» Вологодской обл., e-mail: irachernakova@yandex.ru

Irina Vasilievna Chernakova - Teacher of Music at Сherepovets School #7, Vologda Region.

1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009, С. 4.

2 Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. – М., 2007, С.3.

3 Для раскрытия вопросов по музыке (биографии композиторов, характеристика произведений) рекомендуем: Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. – Ростов н/Д, 2004.; Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка XX века. Четвертый год обучения: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2004. Науменко Т.И. Музыка. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М., 2009.

4 История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М., 2010. – С.96-114.; Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч.1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2011. – С.151-172.

Комментарии
Комментариев пока нет.