12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шубина Татьяна Владимировна327
Работаю в МАОУ "Нуринская средняя общеобразовательная школа" учителем начальных классов с 1985 года. Имею высшую квалификационную категорию. Имею награды.
Россия, Забайкальский край, село Нуринск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

МАОУ

«Нуринская средняя общеобразовательная школа»



                               «Согласовано»                                  «Утверждаю»

                            Заместитель директора                       Директор МОУ «НСОШ»

                         по ВР ________ /А. И. Тюкавкин/          ________ /Е.В. Селезнева/

                         Протокол № ____ от                                                                                                                                                                           Приказ № ______ от

                    «______» ____________ 2018 г.                «______» _________2018г.






Программа

дополнительного образования

по направлению проектная деятельность

для 3 класса.

Проект «Прекрасное рядом»

Программа рассчитана на 1 год.





Программу составила: Шубина Татьяна Владимировна

учитель начальных классов











Нуринск

2018 год.








Пояснительная записка

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».   

Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:

формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;

поддержку внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;

непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений.

ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.

Планируемые результаты:

– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учитель).

Участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность младшим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт (СО), в ходе которого обучающийся:

сотрудничает с другими людьми различного возраста в учебной, игровой и других видах деятельности;

оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения общепринятых норм поведения;

определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать;

использует высшие виды игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;

проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом задачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педагогами и родителями;

выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые поручения;

применяет навыки самоорганизации, самообладания; управляет проявлениями своих эмоций;

проявляет толерантность к окружающей действительности (уважительное, основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой национальности, культуры, религиозного и бытового мироощущения, отношения; готовность и способность входить с ними в контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);

бережно, с пониманием и любовью относится к флоре и фауне, поддерживает чистоту посещаемых мест;

предпринимает действия по сохранению и укреплению своего здоровья и безопасности;

следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.

Формирование УУД

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Заключение

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Образовательная программа кружка «Проектная деятельность»» предназначена для детей 7-10 лет, посещающих ОУ.

Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. (1 час в неделю). 1 год обучения – 34 часа.

Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.

Методы работы:

словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников;

практические методы: – это изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности младшего школьника путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Проектный метод» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами, поисковые работы, выполненные задания. Проект – творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.

Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.

Учебно-методическое обеспечение

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. 

На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления).

Технические средства.

Подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний. 

Материально-техническое обеспечение:

компьютер;

проектор;

Интернет;

электронные обучающие диски.

 

Содержание программы


Тема 1: «Введение» (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности:учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.


Тема 2: Проект “Красная книга родного края”. (5 ч)

Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)

Создать Красную книгу растений и животных родного края. (1 ч)

Оформить стенд «Как прекрасен наш край». (1 ч)

Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (1 ч)

Провести защиту проекта. (1 ч)


Тема3: Проект «Моя любимая игрушка.(7ч)

1.Выяснить историю возникновения первых игрушек.(1ч)

2.Провести исследование на тему: «Игрушки разных стран»(1ч)

3.Разнообразие игрушек 20 века (1ч)

4.Отличительные особенности игрушек-героев мультфильмов(1ч)

5.Мир фантазий: игрушка будущего. Рисунки детей.(1)

6.Подготовить индивидуальный проект «Моя любимая игрушка»(1ч)

7. Провести мини-конференцию «Мир игрушек» (1ч)


Тема 4: Проект “Новый год в моих фантазиях». (5 ч)

Проведение беседы на тему: «Новый год в моих фантазиях». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)

Изготовление новогодних украшений для елки. (1 ч)

Защита проекта в виде новогоднего представления. (1 ч)

Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)


Тема 5: Проект “Моя семья”. (6 ч)

Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.

Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (1 ч)

Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи. (1 ч)

Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи. (1 ч)

Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. (1 ч)

Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. Провести конкурс «Моя родословная». (1 ч)

Завершить проект презентацией перед всем классом. (1 ч)


Тема 6: Проект «Наши бабушки и мамы» (4 ч)

Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя». (1 ч)

Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам. (2 ч)

Защита проекта «Наши бабушки и мамы». (1 ч)


Тема 7 Детская книжка. (6 ч.)

1.Исследование- как возникают сказки и рассказы.(2ч)

2.Деловая игра: рифма. Сочиняем сказки и загадки.(2ч)

3.Знакомство с профессиями людей, связанными с созданием книги. Экскурсия в библиотеку.(1ч)

4. Создание детской книжки-малышки : «Для детей и про детей»(1ч)



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»



Тема занятия Количество часов


1.Введение. 1

2. Проект “Красная книга родного края”. 5

3. Проект «Моя любимая игрушка» 7

4. Проект “Новый год в моих фантазиях». 5

5. Проект “Моя семья”. 6

6. Проект «Наши бабушки и мамы». 4

7. Проект “Детская книжка» 6










Критерии оценивания

Оценка выполненных проектов.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.

Критерии внешней оценки проекта

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек­ватность их изучаемой тематике.

Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Коллективный характер принимаемых решений.

Характер общения и взаимопомощи участников проекта.



Использованная литература.


1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. 2015г

2.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся» 2012 г.

3. Аркадьева А.В.

4. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2010г.



Дата проведения:  9 ноября 
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.