12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клюева Лариса Валентиновна1425
Россия, Ханты-Мансийский АО, п.г.т.Новоаганск
Материал размещён в группе «Математики, объединяйтесь!!!»

Программа элективного курса «За страницами учебника математики» в рамках реализации образовательной программы основного общего образования.


Выполнила:

Клюева Лариса Валентиновна,

учитель математики

МБОУ «Новоаганская ОСШ

имени маршала Советского Союза

Г.К. Жукова»

Пояснительная записка



В стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года
обозначен приоритет на повышение эффективности системы воспитания и
социализации учащихся и воспитанников на основе компетентностного
подхода и индивидуализации образования.
Данная программа для учащихся основного общего образования
учитывает главные задачи развития образования в ХМАО-Югре и
требования образовательной программы основного общего образования:
- компетентностный подход к образованию, его индивидуализация;
- развитие системы дополнительного образования и воспитания;
- повышение доступности качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития экономики региона, современным
потребностям общества и каждого жителя Югры.
Исходя из этого, мной была разработана программа элективного курса «За страницами учебника математики». Программа курса позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы.
Каждая предлагаемое для решения учащимся задание может служить многим конкретным целям обучения. Реализация курса «За страницами учебника математики» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предмету и является дополнением к основной образовательной программе.


Основная часть

Рабочая программа элективного курса «За страницами учебника математики» для 8-9 класса разработана на основании следующих документов:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

3. Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.

4. Примерная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному - методическому комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Просвещение», 2014.)

4. Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного
врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.

Цель: создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала, выходящего за рамки школьной программы.

Задачи:

Познавательные.

- закрепить основы знаний о построении графиков функций, формировать умения по построению графиков с модулем;

- формировать умения преобразовывать выражения, решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

- обучить учащихся методам решения задач на движение, на выполнение работы, на смеси и сплавы, на прогрессии;

- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию; изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке.

Развивающие.

- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных межличностных отношений;

- формировать доброе отношение друг к другу.


Общая характеристика элективного курса «За страницами учебника математики»

Актуальность курса «За страницами учебника математики», основанного на личностно – деятельностном подходе, состоит в практической направленности на профессиональное самоопределение учащихся и ориентированности на предпрофильную подготовку учащихся по математике. Курс расширяет базовые знания по математике, является предметно-ориентированным и даёт возможность учащимся познакомиться с разнообразными и рациональными методами решения текстовых задач, заданий, содержащих модуль; позволяет углубить знания учащихся по построению графиков линейной и квадратичной функции, а также раскрывает перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящих за рамки школьной программы.

Данная программа будет способствовать дальнейшему совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности в математической деятельности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Рабочая программа элективного курса «За страницами учебника математики» рассчитана на 1 год, 35 часов(1 час в неделю). Возраст участников реализации программы – 14 – 16 лет.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия, организацию самостоятельной деятельности учащихся.

Формы самостоятельной работы и их практическая направленность


Формы работы

Практическая направленность

Различные виды работы с текстами

Формирование умений смыслового (продуктивного) чтения

Подготовка письменного сообщения (текста)

Формирование умения работы по составлению сообщения

Выступление  с докладами, сообщениями, презентациями

Овладение навыками публичных  выступлений, умениями формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией, критически оценивать работу и выступать в роли оппонента

Работа со словарем

Составление словаря математических терминов

Проектно-исследовательская деятельность

Формирование умений проектной и исследовательской работы


Программа курса предусматривает использование современных учебных материалов. Созданы методические рекомендации, содержащие алгоритмы занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения различных заданий. Предложенные задания вызывают интерес школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).


Программа курса предусматривает использование современных образовательных технологий: информационно-коммуникативные технологии, проблемное обучение, технология сотрудничества, технологии исследовательского обучения, тестовые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и поисковый, исследовательский (проектный), проблемный.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальные (с самопроверкой, взаимопроверкой, последующим обсуждением), коллективные (работа в парах, работа в малых группах), фронтальные.

Учебно-методическое обеспечение (печатные и электронные ресурсы):

- учебно-иллюстративный материал: презентации и видеоматериалы по темам, дидактический материал по темам.

- методические материалы: методическая литература для учителя, литература для учащихся.

Материально-техническое обеспечение: персональный компьютер, интерактивная доска.

Вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учеников, а именно то, что нужно в жизни в ходе решения различных практических задач, т.е. программа элективного курса предусматривает использование современных оценочных средств - метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новые формы контроля результатов:

целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);

самооценка и саморефлексия ученика;

результаты учебных проектов;

результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Программа предусматривает развитие образовательной среды школы.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У учащихся формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. На занятиях необходимо создавать проблемные, поисковые и исследовательские ситуации, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат знания, которые будут необходимы при подготовке к экзаменам, расширят кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе; возможность заняться проектной деятельностью и выступить с защитой проекта на поисково-творческих конференциях: в школе или МБУ ДО "Районный центр творчества детей и молодежи "Спектр".


Планируемые результаты освоения данного курса

Личностные результаты:

1) формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

4) повышение количественных показателей участия школьников в интеллектуальных мероприятиях по математике.

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2) формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста задачи;

3) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

4) освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами и методами решения проблем;

5) формирование умений работать в группе, вести дискуссию.

Предметные результаты:

1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;

2)развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; владеть теоретическим материалом;

3) знать стандартные алгоритмы решения математических задач и способы решения различных типов усложнённых задач;

4) использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;

5) решать текстовые задачи арифметическим способом; с помощью

составления и решения уравнений; составления и решения системы уравнений; проводить практические расчеты.

Содержание курса «За страницами учебника математики»

1. Введение (1ч).

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

2. Решение задач на движение и совместную работу (13ч).

Рассматриваются методы решения задач, зависимости между различными величинами при решении задач на движение, на движение по кольцу, на выполнение работы. Решение задач методом составления уравнений, систем уравнений. Применение полученных знаний к практике решения задач полезно организовать в малых группах. Лучшему осмыслению учебного материала послужит составление таблицы для решения задач.

3. Решение задач на смеси, растворы и проценты(8ч).

Рассматриваются методы решения задач, понятие процентной концентрации вещества в растворе (сплаве, смеси), исследование изменения процентной концентрации смеси при изменении массы компонентов. Простейшие задачи на растворы и смеси. Перевод условия задачи на язык уравнений с целью нахождения неизвестной величины. Решение задач методом составления уравнений, систем уравнений. Понятие процента. Решение различных задач на проценты. Знакомство с формулой «сложных процентов». Полезно выделять время для индивидуальной работы учащихся.

4. Решение задач на прогрессии (4ч).

Рассмотреть в сравнении арифметическую и геометрическую прогрессии, познакомить учащихся с таблицей М.Штифеля, рассмотреть решение задач повышенной сложности. Использовать основные формулы прогрессий при решении задач, комбинированные задачи на прогрессии. Решение задач методом составления уравнений, систем уравнений.

5. Преобразование выражений, решение уравнений и неравенств, содержащих модуль (4ч)

Понятия «уравнение», «неравенство», «система уравнений», содержащих модуль. Способы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, содержащих модуль. Графические способы решения уравнений и систем уравнений. Решение неравенств, содержащих модуль методом замены переменной.

6. Графики функций(5ч)

Раскрыть возможности простейших преобразований для построения сложных графиков, применение преобразований для построения графиков с модулями, построение графиков кусочно-заданных функций и необходимость их применения, познакомиться с методом линейного сплайна, необходимого для построения графиков, содержащих модуль.


Учебно-тематический план

п/п

Тема

Форма занятий

Форма контроля

Ожидаемые результаты

1.

Введение(1ч)

1

Вводное занятие

Лекция

Составление

таблицы-схемы

Примут установку на продуктивную работу

2.

Задачи на движение, совместную работу и бассейны (13ч)

2

Текстовые задачи и техника их решения.

Лекция-беседа.

Урок – практикум

Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Примут установку на продуктивную работу

3-4

Движение навстречу друг другу.

Движение в противоположных направлениях из одной точки.

Лекция-беседа. Урок – практикум

Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Умеют решать задачи на движения с помощью схем и таблиц, уравнений

5-6

Движение в одном направлении.

Движение по реке (движение по течению и против течения).

Лекция-беседа. Урок – практикум

Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Умеют решать задачи на движения по реке с помощью схем и таблиц

7-8

Движение по кольцевым дорогам.

Относительность движения. Чтение графиков движения.


Лекция-беседа. Урок – практикум

Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Умеют решать задачи на движения с помощью схем и таблиц

9-10

Алгоритм решения задач на работу.

Задачи на бассейны.

Лекция-беседа. Урок – практикум

Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Умеют решать задачи на бассейны

11-12

Задачи на объём выполняемой работы.

Задачи на производительность труда

Лекция-беседа. Урок – практикум

Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Умеют решать задачи на объём работы и определять время, затраченное на выполнение работы

13-14

Итоговый контроль

Защита проектов.

Тест

Умеют решать задачи на работу и бассейны

3.

Решение задач на смеси, растворы и проценты(8ч)

15-16

Понятие процента. Проценты в окружающем мире. Вывод формулы «сложных процентов».

Лекция учителя. Урок – практикум


Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Умеют решать задачи по формуле «сложных процентов»

17-18

Определение понятий необходимых

для решения задач на смеси и сплавы

Лекция учителя. Урок – практикум


Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Умеют решать задачи на смеси и сплавы


19-20

Решение задач, связанных с

нахождением процентного

содержания вещества

Лекция учителя. Урок – практикум


Составление

таблицы-схемы.

Решение задач

Умеют решать задачи на нахождение процентного

содержания вещества

21

Решение сложных задач на смеси и

сплавы, состоящие из трех и более

компонентов

Урок – практикум по решению

задач

Тест

Умеют решать сложные задачи на смеси, сплавы и проценты

22

Итоговый контроль

Защита проектов.

Тест

Умеют решать сложные задачи на смеси, сплавы и проценты

4.

Решение задач на прогрессии (4ч)

23

Арифметическая и геометрическая

прогрессии, основные понятия и формулы.

Лекция-беседа. Решение задач

Составление

таблицы-схемы.


Умеют решать задачи на прогрессии

24-25

Решение задач на арифметическую и

геометрическую прогрессии

Урок – практикум


Решение задач.

Тест

Умеют решать задачи на прогрессии

26

Итоговый контроль

Защита проектов.

Тест

Умеют решать сложные задачи

5.

Преобразование выражений, решение уравнений и неравенств, содержащих модуль(4ч)

27-28

Способы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, содержащих модуль.

Лекция-беседа.

Урок – практикум


Составление

таблицы-схемы.


Умеют решать уравнения, неравенства, системы, содержащие модуль

29-30

Графические способы решения уравнений и систем уравнений. Решение неравенств, содержащих модуль методом замены переменной.

Решение задач.

Тест

Умеют решать уравнения, неравенства, системы, методом замены переменных, графически

6.

Графики функций(4ч)

31-32

Геометрические преобразования графиков функций

Лекция-беседа.

Урок – практикум

Составление

таблицы-схемы.


Умеют выполнять геометрические преобразования

33

Метод линейного сплайна

Лекция-беседа.


Решение задач

Освоят метод линейного сплайна

34-35

Итоговый контроль

Защита проектов.

Тест

Отвечают на вопросы


Список источников:

Концепция развития системы образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.

Примерная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному - методическому комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Просвещение», 2014.)

Романова О.Н. Организационно – педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ООО / О.Н.Романова // Молодой ученый. – 2012. – №8

Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2014г.)

Гаврилова ТД. Занимательная математика. 5—11 классы. — Волгоград : Учитель, 2008.

Никольская И.Л. Факультативный курс по математике: учеб. пособие для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991

Сканави М.И. Сборник задач по математике. Москва «ОНИКС 21 век» «Мир и образование» «Альянс – В» 2003

Книга для учащихся 7-9 классов средней школы Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры» , Москва, «Просвещение», 1990.


Электронные ресурсы:

Павел Бердов. Как решать уравнения с модулем: основные правила [Электронный ресурс] https://www.berdov.com/docs/moduli/uravneniya-modul-kak-reshat/

Сдам ГИА: Решу ОГЭ – образовательный портал для подготовки к экзаменам: https://math-oge.sdamgia.ru



Опубликовано в группе «Математики, объединяйтесь!!!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.