12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Гладкова403
Учитель-дефектолог
Россия, Курганская обл., Курган
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


 

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности реализует духовно-нравственное направление.

Нормативно-правовая база:

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа Внеурочной деятельности КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Этика: азбука добра»  предполагает занятия во внеурочное время один раз в неделю.

Занятия «Этика: азбука добра»  должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у обучающихся с ОВЗ.

Задачи:

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с историей возникновения этикета;

формировать умение выражать свои мысли в общении с окружающими;

прививать устойчивые нормы поведения;

научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;

ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.

Развивающие:

развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками; развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

Воспитательные:

воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;

формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам  и строить продуктивные взаимоотношения;

воспитывать коммуникативные качества;

формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом гендерных особенностей девочек и мальчиков.

Сроки реализации Программы – 1 год

Режим, формы проведения занятий:

Занятия проводятся с детьми 2-В класса  1 раз в неделю в течение учебного года.

Расписание занятий: вторник, 7 урок.

Методы обучения

Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.

Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.

             С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок, которые помогают детям лучше усвоить материал программы.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, охватывающие различные виды деятельности детей, которые способствуют отработке навыков поведения.

 Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.

Формы проведения занятий: занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.

С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя, гостеприимного хозяина и т.д.

Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются нормы поведения. По охвату детьми используется  фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.

Принципы реализации Программы:

Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Планируемые результаты освоения Программы:

К концу года обучения ребенок:

узнает, как важно уважать родителей;

узнает правила поведения в лесу, дома, в гостях;

научиться вежливому обращению к старшим;

узнает, как важно беречь природу.

Учащиеся должны знать:

правила поведения во время знакомства, за столом, в общественных местах;

о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках;

контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику.

Учащиеся должны уметь:

оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;

быть доброжелательными;

сострадать животным, не обижать их;

соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.

Способы определения результативности:

наблюдение за ребенком на занятиях;

текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;

индивидуальная и групповая беседа с детьми;

опрос;

викторина.

Тематическое планирование

п/п

Тема

раздела

Количество занятий

Основное содержание темы

1

«Культура общения»

9 ч.

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

2

«Общечеловеческие нормы нравственности»

4 ч.

Заповеди «Дал слово держи»

3

«Дружеские отношения»

11 ч.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

4

«Понять другого»

10 ч.

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.


 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Содержание, основные виды деятельности

Оборудо-вание

План

Факт

1

5.09

5.09

Что такое этикет?

Знать понятие этикета, понимать: что такое хорошие манеры.

Слушают, выполняют инструкции учителя

ИКТ

2

12.09

12.09

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

Знать способы приглашения на день рождения; уметь вежливому обращению; уметь оценивать свои поступки и соотносить их с мнением окружающих.

Слушают, выполняют инструкции учителя, раскрашивают картинки, играют в парах; учатся составлять приглашение

ИКТ, раскраски, цветные карандаши, альбомы

3

19.09

19.09

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

4

26.09

26.09

Встреча и развлечение гостей.

Знать правила общения с гостями; различать понятия «гость» и «хозяин».

Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в игре «Гость-хозяин»

Мультимедиа

5

3.10

3.10

Встреча и развлечение гостей.

6

10.10

10.10

Поведение в гостях.

Знать правила поведения в гостях, при знакомстве, за столом, в общественных местах.

Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в обсуждении мультфильма, учатся вести себя в гостях на примере героев мультфильма

Мультимедиа

7

17.10

17.10

Поведение в гостях.

8

24.10

24.10

Как дарить подарки.

Знать назначение и виды подарков, понимать понятие «вежливый человек»

Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в игре «Вежливое лото», слушают песни о вежливости

Карточки-задания «Вежливое лото»

9

31.10

31.10

Как дарить подарки.

Мультимедиа

10

14.11

14.11

Заповеди.

Понимать понятие заповеди, её назначения

Слушают отрывок сказки, участвуют в обсуждении

Мультимедиа, цветные карандаши, альбомы

11

21.11

21.11

Заповеди.

12

28.11

28.11

«Дал слово- держи»

Уметь оценивать свои поступки; осознавать понятие «держать слово, обещание»

Слушают учителя, принимают участие в игре, учатся составлять диалог

Книга

13

5.12

5.12

«Дал слово- держи»

14

12.12

12.12

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Знать понятие дружбы и верности;

уметь ставить себя на место другого;

оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки

Слушают учителя, участвуют в игре «Мы-друзья»

Мультимедиа

15

19.12

19.12

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

16

26.12

26.12

Преданный друг.

Участвуют в создание коллажа

«Мы-друзья»

Карандаши, фломастеры, ватман,

клей-карандаш

17

16.01

16.01

О доброте и бессердечие.

Знать понятие о доброте и жестокости, отражённом в сказках; сострадать людям и животным, не обижать их.

Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в обсуждении сказки

Мультимедиа

18

23.01

Актир.

30.01

О доброте и бессердечие.

19

30.01

30.01

Об уважительном отношении к старшим.

Иметь представление об уважении, уважительном отношении к старшим и высокомерии; понимать разницу между собой и взрослыми

Слушают, участвуют в игре, участвуют в обсуждении; учатся подбирать виды помощи старшим

Мультимедиа

20

6.02

6.02

О зависти и скромности.

Знать понятия зависти и скромности; уметь анализировать своё поведение и соотносить с ситуацией

Слушают, участвуют в викторине, участвуют в обсуждении

Мультимедиа, листы бумаги, ручки

21

13.02

Каран.

1.03

О зависти и скромности.

22

20.02

Каран.

28.02

О доброте и жестокосердии.

Знать понятие о доброте и жестокости, отражённом в сказках; сострадать людям и животным, не обижать их.

Слушают сценку, участвуют в обсуждении

Картинки-ситуации

23

27.02

Актир.

7.03

В мире мудрых мыслей.

Понимать слово «мудрость»; уметь отличать мудрость от глупости.

Слушают учителя, анализируют примеры, раскрашивают картинки

Раскраски, цветные карандаши; иллюстрации книги

24

6.03

6.03

В мире мудрых мыслей.

25

13.03

13.03

Золотые правила.

Понимать, что общаться и дружить с людьми нужно по определённым правилам; осознавать понятие «культурный человек»

Слушают, участвуют в игре «Культурный человек»

Мультимедиа

26

20.03

20.03

Золотые правила.

27

10.04

10.04

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

Понимать: что такое быть чутким;

уметь сопереживать другому, различать настроение человека по мимике и жестам.

Слушают учителя, участвуют в обсуждении рассказа,

играют в игру «Моё настроение»

Плакат «Эмоции», иллюстрации

28

17.04

17.04

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

29

24.04

24.04

О тактичном и бестактном по­ведении.

Понимать и различать понятия «такт» и «бестактность»; уметь оценивать свои и чужие поступки.

Слушают учителя; работают по группам

Мультимедиа

30

8.05

8.05

О тактичном и бестактном по­ведении.

Карточки-задания

31

15.05

15.05

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

Учиться находить хорошее; знать понятия «достоинства характера»

Слушают, учатся делать комплименты на примере игровой ситуации

Карточки-задания;

мяч.

32

22.05

22.05

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

33

29.05

29.05

В мире мудрых мыслей.

Оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;

быть доброжелательными;

сострадать животным, не обижать их;

соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.

Слушают «Золотая книга сказок», анализ действий сказочных героев

Книга, иллюстрации

34

31.05

31.05

Обзор курса этики за год.

Анализировать пройденные темы; знать понятия «этикет», «культурный человек»; различать понятия «добро и жестокосердие» на примерах из жизни.

Играют в игру «Этикет»; участвуют в беседе с учителем.

Лото «Этикет»


 

Мониторинг сформированности навыков работы

по дополнительной образовательной программе «Этика: азбука добра»

2 «В» класс

Начало учебного года

Оценивание по 5-бальной шкале

п/п

Фамилия, имя

Навыки

Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих

Знать

правила поведения

Различать понятия

«Плохо» -«Хорошо»

 

Захаров Вячеслав

2

2

2

 

Упоров Александр

3

3

3

 

Тазуркаев Алаудин

2

2

3

 

Жила Виктория

2

3

2

Общий уровень класса

2,2 (низкий)

2,5 (низкий)

2,5 (низкий)

За I полугодие

п/п

Фамилия, имя

Навыки

Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих

Знать

правила поведения

Различать понятия

«Плохо» -«Хорошо»

1.

Захаров Вячеслав

2

3

3

 

Упоров Александр

3

3

2

 

Тазуркаев Алаудин

4

4

4

 

Жила Виктория

3

3

3

Общий уровень класса

3 (средний)

3,2 (средний)

3 (средний)

На конец учебного года

п/п

Фамилия, имя

Навыки

Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих

Знать

правила поведения

Различать понятия

«Плохо» -«Хорошо»

1.

Захаров Вячеслав

3

3

3

 

Упоров Александр

4

3

3

 

Тазуркаев Алаудин

3

4

4

 

Жила Виктория

3

3

3

Общий уровень класса

3,2 (средний)

3,2 (средний)

3,2 (средний)

 

Литература:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.