12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Марина Владимировна261
Россия, Костромская обл., пос.Октябрьский

Программа элективного курса

«Кейс-технология при подготовке к ЕГЭ (часть С)»

11 класс

 

Автор: Чистякова Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Октябрьская СОШ

Мантуровского муниципального района

Костромской области


 


 


 


 


 


 


 

Программа элективного курса

«Кейс-технология при подготовке к ЕГЭ (часть С)»

Общее количество часов – 15 ч.


 

Пояснительная записка

Согласно действующему учебному плану, программа элективного курса для 11 класса предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю во второе полугодие или 1час через неделю в течение всего года.

Программа основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем, применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использования на любом  этапе работы. 

 

Цель курса: системная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С).

Задачи:

формирование у учащихся умений конкретизировать, обобщать и систематизировать теоретический материал;

формирование умений работать с разными источниками информации;

формирование умений адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

формирование умений выдвигать гипотезу, подбирать необходимые образные средства для комментария и др.

 

Актуальность.

Давайте вспомним возможности учителя русского языка в подготовке к новой форме аттестации: в 10-11 классах в лучшем случае отводится (профильный уровень) – три часа, в худшем случае (базовый уровень) – один час. А бывают еще пропуски уроков по болезни, выпускники (дабы использовать любой шанс) участвуют в различных олимпиадах, открытых тестированиях, спортивных соревнованиях, что не всегда проходит во внеурочное и каникулярное время. Мы все понимаем, что за 40-45 минут в неделю просто невозможно подготовить выпускника к ответственному испытанию – аттестации. Вот почему проблема внедрения кейс-технологии в практику общеобразовательного процесса в настоящее время является весьма актуальной.

Авторская программа элективного курса сочетает в себе теоретическое и практическое обучение.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы. Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, могут быть ими использованы при выполнениичасти С на итоговой государственной аттестации.

Содержание программы

Программа курса предусматривает теоретическое и практическое обучение по следующим разделам:


 

Введение (2 ч)

Раздел 1. Работа с текстом (12 ч).

Заключение (1 ч)

Теоретическое изучение курса дополняется практическими занятиями . Учитель может самостоятельно определить количество времени на изучение тем и практическую часть курса.

На вводном занятии даётся краткий обзор курса. На итоговом занятии проводится зачетный урок.


 

Введение (2 часа)

   Цели и задачи кейс-технологии при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С). Формулировка задания части С. План авторского сочинения.

Раздел 1. Работа с текстом (12 часов)

Восприятие текста на слух. Работа с разными источниками информации. Отбор, систематизация материала. Определение «проблемы текста». Выдвижение гипотезы. Использование речевых клише. Составлять план-вопросник для комментирования основной проблемы данного текста. Излагать авторскую идею. Аргументация своей точки зрения. Схема построения аргументирования. Составление авторского текста на основе проанализированного образца. Оценка авторского текстаПриемы отбора и систематизации материала на определенную тему.

Заключение (1 ч) Написание сочинения-рассуждения части С (задание ЕГЭ)

 


 


 


 

Поурочно – тематическое планирование


 

Тема

Кол-во часов

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

Введение (2 часа)

1.


 


 

2.

Цели и задачи курса.

Особенности написания сочинения-рассуждения части С

1 ч.

1ч.

Формулировка задания части С


 

Позиция автора, аргумент, литературный аргумент

Знать: план написания сочинения, его композицию, определять границы абзацев сочинения, соразмерность частей плана

Раздел 1.Работа с текстом. (12 часов)

3-4.

Как сформулировать проблему исходного текста.

2 ч.

Проблема текста, речевое клише

Знать: понятие «проблема текста», комментарий проблемы, позиция автора, аргументация, аргументы, критерии, оценка, баллы

Уметь: работать с речевым клише для определения проблемы, составлять план-вопросник, выдвигать гипотезу, излагать авторскую идею, строить аргументирование по определенной схеме, оценивать выполненное задание с развернутым ответом, анализировать текст, отвечая на проблемные вопросы по прочитанному тексту

5-6.

Как прокомментировать проблему исходного текста.

2 ч.

Комментарий проблемы, план-вопросник

7-8.

Что значит сформулировать авторскую позицию.

2 ч.

Позиция автора, авторская идея

9-10.

Как аргументировать свою позицию.

2 ч.

Аргументация, аргументы, виды аргументов

11-12.

Оценивание авторского текста по основным критериям.

2 ч.

Критерии, оценка,баллы

13-14

Обобщение изученного по написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ. Дебрифинговый урок

2 ч

Идейно-художественное содержание фрагмента

Заключение (1 час)

15.

Зачетный урок. Написание сочинения-рассуждения части С (задание ЕГЭ)

1 ч.

 

Знать: план и схему написания сочинения-рассуждения;

Уметь: создать собственный текст на основе исходного


 


 

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- план написания и композицию сочинения;

- определять границы абзацев сочинения, соразмерность частей

плана;

- устанавливать связь проблемы, обсуждаемой автором текста, с темой;

понятие «проблема текста»,

- комментарий проблемы, позицию автора,

- аргументация, аргументы, критерии, оценка, баллы план;

- схему написания сочинения-рассуждения.

Учащиеся должны уметь:

- работать с речевым клише для определения проблемы,

- составлять план-вопросник,

- выдвигать гипотезу,

- излагать авторскую идею,

- строить аргументирование по определенной схеме,

- оценивать выполненное задание с развернутым ответом,

- анализировать текст, отвечая на проблемные вопросы по прочитанному тексту;

- создавать собственный текст на основе исходного

Перспективы работы по курсу:

- создание сборников кейсов;

- организация индивидуальной работы;

-


 

список используемой литературы и

Интернет-источников


 

Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык. Эн­циклопедия аргументов, часть С, ЕГЭ, 11 класс. М., 2007.

Егораева Г.Т. Часть 3 (С). Методические рекомендации по выполнению задания. М.: Экзамен, 2009.

Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе // На­родное образование, 2009, № 2. - С. 172-179.

Единый государственный экзамен-2010. Русский язык. Са­мое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ / Авт.-сост.: И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров и др. - М.: ФИПИ: ООО «Издательство Астрель», 2009.

Вялкова Г.М. Подготовка учащихся к выполнению задания С в формате ЕГЭ: Рабочая тетрадь. - Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2008.

Гостева Ю.Н., Львов В.В. ЕГЭ, русский язык. Тематические тестовые задания. - М.: Экзамен, 2011.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Единый государственный экзамен. - М.: Русское слово, 2009.

Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: форму­лировки, аргументы, комментарии. - М.: Просвещение, 2009.

  1. http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.36

    http://zakon.edu.ru

    http://pedsovet.sU/load/31-1-0-1230

    http://ruslit.metodist.ru/index.php?option=com contact&Itemid=3

    1. http://www.rusedu.ru/

      http://www.proshkolu.ru/user/tanja55/

      http://www. it-n.ru

      http://www.fipi.ru/

      Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005.-Выпуск 2. с 169-194.

      Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади. под ред. Г.Н.Прозументовой. - Томск, 2003.

      Калачикова, О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. Томск, 2007.

      Козина, И. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений. И.Козина. Социология: методология, методы, математические модели.-1995.-№5-6.-с.65-90.

      Козина, И. Сase study: некоторые методические проблемы. И.Козина. Рубеж.-1997.-№10-11.-с.177-189.

      Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления. Менеджмент, 1995, №1, с8-11 Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.

      Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. Е.И.Михайлова. Маркетинг.-1999.-№1.

      Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг.-1999.-№5 с 113-120; №6. с 117-123.

      Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. Под ред. профессора Соломина В.П.-СПб: Питер, 2004.

      Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE-технологий. Л.В.Рейнгольд. Компьютерра.- 2000.-№13-15.

      Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Под ред. Ю.П.Сурмина-Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

      Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Сase study . Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

      Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды 11 Всероссийской научно-методической конференции «Образование ХХ1 века: инновационные технологии: диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации», Красноярск, май 2000г.О.Г.Смолянинова.- Красноярск, 2000.

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.