12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хейдорова Мария Викторовна43
1

Программа коррекционного курса «Развитие психических процессов и мелкой моторики» 1 класс

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»






Программа коррекционного курса

«Развитие психических процессов и мелкой моторики»

1 класс





Содержание



Пояснительная записка.

Программа коррекционного курса «Развитие психических процессов и мелкой моторики» разработана М.В. Хейдоровой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) с учетом осо­бе­н­но­стей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обе­с­пе­чи­ва­ет не только кор­рекцию нарушений психомоторного и речевого развития, но и способствует успешной социальной адаптации.

Настоящая рабочая программа коррекционного курса «Развитие психических процессов и мелкой моторики» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации», ст.28.

Приказа Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Положения о «Разработке адаптированной образовательной программы» № 4 от 29.08.2016г.

Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска.

Учебного плана ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска.



II. Общая характеристика программы коррекционного курса.

Методологической основой программы «Развитие психических процессов и мелкой моторики» для обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями (Вариант 1) являются:

1. Концепция Л.С. Выготского об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о зоне ближайшего развития (принцип коррекции первичных нарушений через планомерное развитие ВПФ).

2. Функционально-уровневый подход С.А. Домишкевича.

Программа построена в соответствии с принципами обучения и воспитания умственно-отсталых детей. К ним относятся:

принципы деятельностного подхода, обеспечивающего взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьным материалом;

принципы интегративного характера коррекционных занятий, позволяющего решать несколько разноплановых задач в рамках одного занятия;

принципы преемственности в работе учителя, педагога-психолога, логопеда; решение в объеме одного раздела программы общих и специфических задач позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического влияния на каждого ученика;

принципы индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства, позволяющих определить индивидуальные для каждого ребенка способы и уровни выполнения задания (учитывая его возможности и уровень развития);

принцип воспитывающей и развивающей направленности (формирование стойких нравственных качеств и положительных привычек);

принцип наглядности обучения (обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениям наблюдать; обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия; использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов, предметов, явлений, действий);

принцип системности и систематичности (между составными частями занятий существует логическая связь, последующий материал опирается на предыдущий).

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для успешной адаптации к учебному процессу, усвоению новых форм общения со значимыми социальными взрослыми и формированию школьных умений.

Задачи:

Исправление недостатков мелкой моторики.

Накопление сенсорно-двигательного опыта.

Формирование умения активно взаимодействовать с внешней средой, с коллективом детей, взрослыми.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей, снятие остроневротических реакций, нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний через элементы психогимнастики и упражнений на развитие двигательных умений.

Структура занятий

Организационный момент (разминка: снятие инертности физического и психического самочувствия, активация мышечного тонуса, повышение внимания и интереса детей к занятию).

Содержательная часть может включать:

мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций (выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства чувств, порождаемых социальной средой),

задания на внимание;

тренировка школьно-необходимых умений: удерживание карандаша, ручки, ориентировка на листе, штриховка и т.п.;

психомышечная тренировка (снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонизирование психической и двигательной активности детей; достижение положительного настроения и поведения).

Заключительная часть (подведение итогов, закрепление чувства принадлежности к группе).

Программа состоит из разделов

Развитие восприятия

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие конструктивного праксиса

Развитие мелкой моторики

Развитие речевой коммуникации

Развитие навыков общения

​​​​​​​Развитие элементов творчества и воображения


III. Место коррекционного курса в учебном плане.

Программа коррекционного курса «Развитие психических процессов и мелкой моторики» составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана для учеников 1 класса. Осуществляется программа в рамках внеурочной деятельности учебного плана.

Форма занятий: группа, подгруппа, индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия – 1 час в неделю на каждого обучающегося, нуждающегося в индивидуальной коррекционной работе (34 часа в год).

Программа индивидуальных занятий предусматривает увеличение или уменьшение количества часов работы по каждому разделу, в зависимости от особенностей усвоения программы обучающимся.

Количество занятий (для групповой формы работы) по программе в 1 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю).

Возможно уменьшение или увеличение количества часов, в зависимости от годового календарного графика работы школы.

IV. Личностные и предметные результаты.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых не только для успешной адаптации к переходу учащихся из младшего в среднее звено школы, но и социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Личностные результаты отражают:

Владение элементарными навыками коммуникации и социального взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по коррекционному курсу «Развитие психических процессов и мелкой моторики» на конец обучения в 1 классе:

Минимальный уровень:

классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

выделять признаки и свойства объектов и явлений;

давать описание объектов и явлений;

понимать временные рамки своей деятельности;

выполнять действия по инструкции;

выполнять задания с опорой на образец;

опосредовать свою деятельность речью.

Достаточный уровень:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

пользоваться элементами расслабления, саморегуляции;

группировать предметы по признакам, обозначать их словом;

конструировать простые формы из 3-4 и более элементов;

классифицировать предметы по одному или нескольким признакам.

V. Содержание коррекционного курса.

Раздел 1.  Развитие восприятия (10 часов).

Развитие всех видов восприятия (слухового, тактильного, зрительного), развитие понимания формы и величины предметов в пространстве, развитие цветового восприятия. Коррегирование особенностей понимания детьми положения предметов в пространстве. Развитие целостности восприятия. Развития понимания времени (день, неделя, месяц, год). Развитие способности выделять информацию через наглядные средства обучения. Развитие и коррекция зрительно-пространственного восприятия и моторики.

Раздел 2. Развитие внимания (10 часов).

Развитие показателей устойчивости и продуктивности внимания, умения переключать и распределять внимание.

Раздел 3. Развитие памяти (10 часов). Совершенствование процессов узнавания. Развитие оперативной зрительной памяти на основе предъявления карточек с рисуночным материалом. Развитие оперативной зрительной памяти через предъявление геометрического материала. Развитие объёма слуховой памяти.

Раздел 4. Развитие конструктивного праксиса (10 часов).

Развитие умения зрительно соотносить предмет и его форму. Умение складывать модель геометрической фигуры (квадрат, круг) из простых и сложных разрезных деталей. Построение модели из плоскостного геометрического материала с опорой на модель-образец и самостоятельно.

Раздел 5. Развитие мелкой моторики (10 часов).

Развитие мелких движений пальцев рук через выполнение гимнастики и работу с мелкими предметами. Развитие точных движений рук через выполнение графических заданий в тетради.

Раздел 6. Развитие речевой коммуникации (7 часов).

Развитие умения подражать звукам живой и неживой природы. Формирование связной речи через организацию сюжетно-ролевых игр.

Раздел 7. Развитие навыков общения (6 часов).

Развитие способности к согласованному взаимодействию. Развитие позитивного отношения к одноклассникам, взрослым.

Раздел 8. Развитие элементов творчества и воображения (5 часов).

Складывание мозаики, демонстрация этюдов, дорисовывание фигур.



VI. Тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во часов

Виды

деятельности

Результаты

1

Развитие восприятия

1. Развитие восприятия формы предметов в пространстве.

2. Развитие восприятия величины предметов в пространстве

3. Развитие цветового восприятия.

4. Упражнения на развитие целостности восприятия и положения предметов в пространстве.

5-7. Развитие предпосылок понимания времени (игровые упражнения на формирование понятий: день, неделя, месяц, год).

8-9. Игры на дифференцирование цвета, формы и величины предметов (игры на развитие зрительного, слухового восприятия).

10. Развитие и коррекция зрительно-пространственного восприятия и моторики.

10

Работа с серией предметных картинок, с геометрическими фигурами (рассматривание, называние, узнавание на ощупь, сопоставление). Работа на листах с заданиями, работа в тетради. Рисование и дорисовывание геометрических фигур. Дорисовывание фигур до конкретного образа. Сопоставление предметов по форме-величине, форме-цвету и т.д. Работа по образцу. Игры типа «4-й лишний». Раскрашивание. Подбор картинок по цвету, форме и величине. Работа с предметами ближайщего окружения («найди похожее» и т.п.). Запоминание и воспроизведение картинок (последовательных, предметных, серии картинок, «Линеек»). Игры с сенсорным песком (рисование фигур). Собирание паззлов, разрезных картинок. Работа с интерактивным столом, программой Едуплей.

Понимание, узнавание, выделение, называние формы, величины и цвета предметов, их пространственного расположения; соотнесение геометрической формы с предметами ближайщего окружения. Понимание элементарных представлений о времени.

2

Развитие внимания

1-5. Игры и задания на развитие показателей устойчивости и продуктивности внимания.

6-10. Игровые упражнения на развитие умения переключать и распределять внимание.

10

Работа на листах с заданиями, работа в тетради. Устная работа (ответы детей, задания на запоминание предметов и т.д., в т.ч. последовательное), работа с предметными и сюжетными картинками и карточками для запоминания. Запоминание слов. Задания на развитие слухового и т.д. внимания (с использованием интерактивного стола) и программы Едуплей. Выделение лишнего (на слух, по картинкам).

Улучшение концентрации внимания, его переключаемости. Повышение слуховой и зрительной активности. Повышение интереса к обучению.

3

Развитие памяти

1-3. Совершенствование процессов узнавания.

4-5. Развитие оперативной зрительной памяти на основе предъявления карточек с рисуночным материалом.

6-7. Развитие оперативной зрительной памяти через предъявление геометрического материала.

8-10. Развитие объёма слуховой памяти.

10

Работа на листах с заданиями, работа в тетради (нарисуй по памяти, что запомнил). Работа с карточками и серией картинок, линейками запоминания. Устная работа (запоминание слов, предметов). Игры и задания на развитие памяти («Что изменилось?», «Сравни картинки» и т.п.). Работа с интерактивным логопедическим столом, программой Едуплей.

Улучшение процессов памяти: запоминания, воспроизведения, припоминания. Повышение ориентировки в заданиях (на слух и т.д.).

4

Развитие конструктивного праксиса

1-3. Развитие умения зрительно соотносить предмет и его форму.

4-6. Развитие умения складывать модель геометрической фигуры (квадрат, круг) из простых и сложных разрезных деталей.

7. Развитие умения строить модели из плоскостного геометрического материала с опорой на модель-образец.

8-9. Развитие умения самостоятельно выполнять простейшую конструкцию с опорой на план.

10. Развитие умения самостоятельно выполнять простейшие модели (дом, паровоз) из плоскостного геометрического материала.

10

Работа на листах с заданиями, работа в тетради: штриховка, рисование по точкам, и т.д.). Работа с конструкторами и мозаиками, разрезными картинками. Работа по образцу, простому плану. Работа с плоскостным геометрическим материалом (самостоятельное выполнение заданий).

Ориентировка на листе бумаги и в тетради. Соотнесение предмета и формы. Самостоятельное складывание простых фигур. Умение работать по инструкции и плану (неосложненный вариант). Выполнение заданий по конструированию в незначительной помощью. Умение обращаться за помощью и предлагать ее другим. Интерес к конструированию.

5

Развитие мелкой моторики

1-4. Развитие мелких движений пальцев рук через выполнение гимнастики и работу с мелкими предметами.

5-10. Развитие точных движений рук через выполнение графических заданий в тетради.

10

Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики в том числе и с мелкими предметами, мячами (шипованными, и др.) с речевым сопровождением. Работа с сенсорным песком. Штриховка. Шнуровка. Рисование (по клеткам, по точкам и т.п.). Раскрашивание. Лепка. «Танец» пальчиков. Пальчиковый театр, игры. Теневой театр.

Развитие ручной умелости, мелкой моторики, точных движений. Подготовка руки к письму.

6

Развитие речевой коммуникации

1-3. Развитие умения подражать звукам живой и неживой природы.

4-7. Формирование связной речи через организацию сюжетно-ролевых игр.

7

Заучивание небольших предложений, речёвок, стихотворений и попевок. Прослушивание и подражание (воспроизведение) звуков живой и неживой природы. Коммуникативные игры: «Список покупок», «Я одеваюсь» и т.д. – с последовательным перечислением предметов и т.п. Игры «Давай познакомимся!».

Развитие связной устной речи, слухового внимания.

7

Развитие навыков общения

1-6. Развитие способности к согласованному взаимодействию. Развитие позитивного отношения к одноклассникам, взрослым.

6

Игры на общение. Мимические и пантомимические упражнения. Задания на

Формирование элементарных навыков общения с окружающими.

Умение общаться с разными людьми (различение: друг, мама, учитель, чужой человек и т.д.).

8

Развитие элементов творчества и воображения

1-2. Развитие элементов творчества через дорисовывание геометрических фигур.

3. Развитие элементов воображения через игру «Кляксы».

4-5. Развитие элементов воображения и памяти через игру «Запомни и нарисуй».

5

Работа в тетради. Работа на карточках. Рисование. Дорисовывание фигур до определенного образа. Работа с красками. Нетрадиционные формы рисования. Складывание мозаики. Игры на запоминание предметов и изображений (в т.ч. по рисункам детей, подготовка к пониманию схем).

Развитие творчества и воображения. Умение самостоятельно (с незначительной помощью) дорисовывать предметы и элементы фигур до определенного образа.



68




VII. Материально-техническое обеспечение.


Дидактические материалы:

блоки Дьенеша

игра «Запоминайка»

игра «Лабиринты»

игра «Найди по описанию»

игра «Найди различие»

игра «Узнай меня»

игра «Что лишнее?»

игра-лото «Детям о времени»

игрушки-антистресс

картинки предметные

картинки сюжетные

конструктор геометрический «Учись играя»

копировально-множительный экран «Мираж»

ксилофон

куб «Вкладыши»

кубики Кооса

кубики с картинками 4-12 деталей

материалы для конструирования и аппликации (ножницы, клей, кисточки, подставки для кисточек, баночки для воды, листы бумаги разного формата и цвета и т.д.)

мозаика

мячи

паззлы

природные и бросовые материалы (шишки, сухие листья и т.п.)

трафареты

цветные счетные палочки Кюизенера

шнуровка «Бусы»

шнуровка «В лесу»

шнуровка «Животный мир»

волшебный мешочек «Геометрия»

игровой набор «Дары Фребеля»

конструктор «Машина» из дерева (грузовик «Собери сам»)


Оборудование и приборы:

аудиторная доска

игровой мат «Сенсорная полянка»

игровой набор для экспериментов с песком, песок сенсорный

интерактивный стол логопеда KidTouch 32

многофункциональное устройство

моноблок

мягкий модуль «Теремок»

парты по количеству детей

система EduPlay (программно-методические материалы)

стулья по количеству детей


Литература.

Алябьева, Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками [Текст]: практическое пособие / Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, - 2008.-157 с.

Домишкевич, С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании [Текст]: монография. Часть 1.: Функционально-уровневый подход в психолого-педагогической диагностике / С.А. Домишкевич. – Иркутск, 2002.-145 с

Ковалько, В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминутки [Текст]: практическое пособие /В.И. Ковалько. - Москва: ЭКСМО, 2007.-210 с.

Узорова, О.В. Игры с пальчиками [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ Астрель, 2006.-113 с.

Электронные образовательные ресурсы:

http://kssovushka.ru (практические материалы)

http://nsportal.ru (методическая копилка)

http://pochemu4ka.ru (практические материалы, занятия, рекомендации)

http://poskladam.ru (практические рекомендации, занятия, разработки мероприятий, художественное слово)

http://razumniki.ru (мероприятия, занятия, художественное слово, игры)

http://www.fzr.ru (занятия, разработки мероприятий)

http://www.razvitierebenka.com (развитие ребенка)

http://www.uchportal.ru (учительский портал)

https://infourok.ru

https://yandex.ru «Звуки природы», «Звуки леса», подборка классической музыки

www.1-sept.ru (журнал, статьи по образованию и педагогике)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.