12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брагина Ольга Вячеславовна126
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 17 лет, в должности педагог-психолог 11 лет. Работаю в БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Россия, Вологодская обл., Грязовец
1

Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 5 В класса.

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГРЯЗОВЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»



РЕКОМЕНДОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

На заседании Методического совета. Педагогическим советом Директор

Протокол № ___ протокол __________ / Н.А. Смирнова

От « »________2019 г от 30.08.19 №___________ « »________2019 г


СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

_________/ Е.М. Капустина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Уровень образования Начальное общее образование

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Направление Коррекционно-развивающая область

Класс 5 специальный класс

Срок реализации 2019-2020








Составитель: Брагина О.В.,

педагог-психолог








Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014., 1598;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Рекомендаций ПМПК и ИПРА (при наличии) слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном, промежуточном и завершающем этапе работы.

- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», Удалова Э.Я., Матиева Л.А. для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2009

- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха», Минина О.И. рекомендована «ФПО России», 2012


Цели курса:

- Поэтапно расширять жизненный опыт и социальные контакты. Обеспечивать выявление особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха и с интеллектуальными нарушениями, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии.

- Производить коррекцию и развитие нарушенных психических процессов.

- Проводить обучение с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в развитии и оптимизации социального контакта и интеграции обучающихся.

Задачи коррекционной работы:

- выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

- коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление и другие);

- активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося;

- развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков;

- расширение представлений об окружающей действительности;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.






Планируемые результаты к освоению программы:


Обучающиеся 5 специального класса должны научиться:


Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

Дорисовывать незаконченные изображения.

Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

Действовать по звуковому сигналу.

Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

Определять время по часам.



2. Содержание курса

РАЗДЕЛ   1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития (2 часа)

РАЗДЕЛ   2. Развитие моторики, графомоторных навыков (7 часов)
      Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.
   
РАЗДЕЛ   3. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)
      Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
      Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
РАЗДЕЛ   4. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа)
      Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
     
РАЗДЕЛ  5.  Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (6 часов)
      Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
      
РАЗДЕЛ   6. Развитие зрительного восприятия (3 часа)
      Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
     
РАЗДЕЛ   7. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (3 часа)
      Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
      
РАЗДЕЛ   8. Развитие слухового восприятия (3 часа)
      Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
     
РАЗДЕЛ   9. Восприятие пространства (3 часа)
      Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
      
РАЗДЕЛ   10. Восприятие времени (6 часа)
      Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.

      РАЗДЕЛ   11. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа)


Форма организации деятельности: индивидуальная или подгрупповая (2-3)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Основные направления (разделы)

Количество
часов

1

Диагностика

5

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

4

3

Тактильно-двигательное восприятие

2

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

2

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

4

6

Развитие зрительного восприятия

3

7

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

3

8

Развитие слухового восприятия

4

9

Восприятие пространства

4

10

Восприятие времени

3

Итого

34



Список использованной литературы:


Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.

Ремезова Л.А., Галкина О.В., Логинова Н.Н. Практическое овладение школьниками с нарушением интеллекта мыслительными операциями. Самара: ПГСГА, 2010.

3Самукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционная программа. М: Новая школа, 1993.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М: АРКТИ, 1997.


Информационные ресурсы.


1. http://festival.1september.ru (раздел «Коррекционная педагогика»).

2. http://www.school2100.ru Журнал «Начальная школа: плюс-минус», №4/2001г

(О.А. Степанова «Коррекционно-развивающие ресурсы.»)

3. ikprao.ru (Институт коррекционной педагогики РАО).

4.http://pages.esosedi.ru/samara/univer/show-237391/institut_korrektsionnoy_pedagogi/index (Институт коррекционной педагогики Самарского государственного педагогического университета)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.