12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Наталия Николаевна32

Автор: Карпова Наталия Николаевна, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 г. Братска Иркутской области (МБОУ СОШ № 45

г. Братск)

e-mail: miss- karpova.karpova2012@yandex.ru

Авторская педагогическая разработка курса

«Наш край. История города Братска»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Малая» родина – это не только природа в деревне и история в городе, но еще и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с ее солью.

В.Г.Распутин.

Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали, об уникальности каждой национальной культуры. За годы педагогической деятельности и общения с учениками сформировалась и окрепла моя позиция: краеведение, занимает одно из особых мест, так как позволяет решить одну из задач современной школы - привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. И невольно задаешься вопросом: «Как развивать интерес детей к судьбе своей «малой Родины», формировать нравственную позицию по отношению к родному краю?»

Краеведение, как знание о своих родных местах, зародилось еще в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М.В. Ломоносов. Составляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природных богатствах, истории и жизни населения. В процессе развития краеведения в России наметилось два направления: научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное значение и образовательное значение изучения своего края.

Программа курса «Наш край. История города Братска» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края учащимися 8 класса.

Программа «Наш край. История города Братска» является авторской программой историко-краеведческой направленности, созданной на основе методических пособий:

Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007.

История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002 г.

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.

Содержание программного материала отвечает требованиям федерального образовательного стандарта ООО. Данный курс обеспечивает деятельностный подход в обучении, формирует коммуникативные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС ООО.

Программа рассчитана на 34 часа.

Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание.

Ведущая идея программы - развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.

Цель программы - создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через поисковую, исследовательскую деятельность, раскрывающую их творческие и интеллектуальные возможности.

Задачи курса:

воспитательные: формировать гражданское мировоззрение, воспитывать чувство любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитывать бережное отношение к историческому наследию);

обучающие: обеспечивать процесс усвоения знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей города; овладеть основами поисковой и журналистской работы, обучить работе в группе;

познавательные: формировать навыки работы с историческими источниками, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью;

развивающие: развивать потребности к самостоятельному изучению истории города; раскрывать потенциал учащихся через исследовательскую деятельность;

мотивационные: создавать комфортную обстановку и атмосферу сотрудничества, формировать желание продолжить образование по выбранной дисциплине.

Методы, позволяющие, успешно изучать материал краеведческого характера:

1. Метод творческого сотрудничества - это совместный поиск оптимального решения. На начальном этапе решение поставленной проблемы решается с помощью учителя. В основной части – практические занятия, т.е. самостоятельная исследовательская деятельность.

2. Метод дифференциации предполагает выполнение учеником индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, основывающейся на личном опыте.

3. Метод сравнения - один из путей активизации мышления, позволяющий проводить сравнительный анализ фактов прошлого и современности.

4. Метод рефлексивного анализа: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, ценить их.

5. Метод «педагогики успеха» предполагает, что гораздо разумнее стремиться развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки; ученик, ориентированный на достижение успеха, имеет больше шансов в полноценном развитии, чем ученик, ориентированный на избегание неудачи.

6. Метод портфолио как метод оценивания успехов и достижений поможет проанализировать способности ученика и его интересы. Он позволит выстроить систему развития ученика на протяжении всех лет.

Во время занятий используются разнообразные формы обучения: лекции, беседы, встречи с людьми, экскурсии, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся с источниками и научными статьями, работа в библиотеке, музее, подготовка сообщений, докладов, рефератов.

Учащиеся должны уметь:

анализировать факты из истории родного края;

сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;

применять теоретические знания при анализе фактов прошлого и современности;

конспектировать изучаемый материал;

высказывать мнение по изучаемому вопросу;

готовить сообщения, доклады, рефераты;

использовать информацию из различных источников;

вести дискуссию.

Первая ступень усвоения - знакомство - рассматривается как запоминание и воспроизведение информации. Знание основывается на фактах и является методом усвоения информации или владения теорией. Категория знания включает факты, понятия, хронологию, последовательность событий, теорию, принципы обобщения.

Вторая ступень - понимание и применение - рассматривается как знание, которое позволяет пользоваться имеющейся информацией. Понимание - более высокая ступень усвоения. Оно обнаруживается в умении выделить основной смысл изучаемого материала, использовать полученные данные для определения причинно-следственных связей, умение применять информацию.

Третья ступень - анализ, синтез, оценка - позволяет судить о ценности какой - либо идеи, объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; приводить оценки исторических событий, а также умение давать себе рефлексивную оценку.

Перечисленные ступени представляют этапы, которые проходит обучающийся, овладевая знаниями на занятиях спецкурса «Наш край. История города Братска».

Курс способствует

максимальной активизации познавательной деятельности учащихся

формированию у них навыков и умений самостоятельной работы

развитию исторического мышления

К ожидаемым результатам следует отнести:

- факт осознанного продолжения изучения истории города и истории вообще;

- высокий уровень познавательной активности;

- толерантность, как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.

Формы подведения итогов:

- выступления с сообщениями, докладами;

- создание тематических презентации;

- составление и проведение творческих отчетов;

- защита проектов;

- проведение экскурсий для младших школьников;

- выступления на районных, городских конкурсах, конференциях;

- участие в городских научно – практических конференциях и конкурсах.

Содержание программы

В содержании краеведческих знаний можно выделить несколько

разделов:

Первый раздел - теоретический. В нем дается представление об истории

родного города, он знакомит учащихся с видными деятелями Братска и их

вкладом в историю края, Родины.

Второй раздел нацеливает на проведение экскурсий по родному городу, историческим местам и музеям Братска.

Третий раздел программы посвящен встречам с интересными людьми нашего города, планирует подведение итогов работы в форме праздников, познавательных игр, викторин, олимпиад, различных акций.

Четвертый раздел - практический. Каждый школьник готовит сообщение или реферат на заданную тему, опираясь на полученные знания. Ведущая деятельность, которая формирует познавательную активность в подборе материала, это самостоятельная работа учащихся, при подготовке сообщений, докладов, очных и заочных путешествий и т.д.

1.Вводное занятие. Краеведение, как предмет изучения и познания своей, местной истории.

1.Что такое историческое краеведение. 2. Сущность краеведения. 3. Формирование умения подобрать литературу, связанную с краеведением. 4.Планирование и организация исследовательской, поисковой, краеведческой работы учащихся.

Практическая работа: выбор темы исследования.



2. Следы древних предков на братской земле.

Археологические находки: писаницы, могильники, стоянки древнего человека. Академик А.П.Окладников – видный сибирский ученый археолог, историк.



3. Русские землепроходцы-основатели Братского острога и других поселений на реках Ангаре, Оке.

Максим Перфильев - основатель Братского острога (1631 г.). П.Фирсов и М.Рудковский - основатели Братского острога (1654г.).

Практическая работа: подобрать материал о башнях Братского острога.



4. Значение Братского острога в развитии среднего Приангарья.

Отряд Максима Перфильева 1626г. Отряд Петра Бекетова 1629г. Роль Братского острога, как важной перевалочной базы для путешественников. Продвижение экспедиций на Восток через Братск. Образование Братской волости. Появление и развитие местных поселений крестьян, казаков и других сословий.

Практическая работа: проследить по карте путь казачьих экспедиций на Восток.



5-6. Декабрист П.А.Муханов и ученый А.Л.Чекановский - в братской политической ссылке и изгнании.

Влияние декабриста П.А.Муханова и ученого А.Л.Чекановского на жизнь населения братской глухомани ХIХ в. Заслуга декабриста П.А.Муханова и ученого А.Л.Чекановского в изучении и познании Братского края. Их труды в оценке современников.

Практическая работа: подготовить лекцию для младших школьников о

декабристе П.А.Муханове и ученом А.Л.Чекановском.



7-8. Николаевский (Братско-Доловский) и Новониколаевский (Лучихинский) горно-металлургические заводы - незабываемая страница истории.

Предпосылки строительства этих заводов, их история существования, просчеты в эксплуатации, значение этих заводов для развития Братской волости, экономики Иркутской губернии. Почему заводы были ликвидированы. Н.Г.Глотов – видная личность, хозяйственник, предприниматель и управляющий Николаевского завода.



9. Партизанская война в Братском Приангарье за власть Советов в 1918-1922 г.

Обзор основных событий партизанского движения Северо-Восточного фронта Иркутской губернии (Братской волости). Борьба партизан за освобождение села Братск - острожный от колчаковцев. Роль командиров партизанских отрядов Н.А.Бурлова, Д.Е.Зверева, Е.В.Дворянинова.



10. Коллективизация сельского хозяйства и борьба вокруг нее.

Выступления крестьян против колхозов.



11-12. Нравственный подвиг – патриотизм братчан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Жизнь и труд населения Братска в годы военной поры 1941-1945 г.

Братчане на фронтах Великой Отечественной войны. Братчане-герои Советского Союза, значение победы в истории города.

Практическая работа: экскурсия к мемориалу славы, оформление сообщений «Братчане - герои ВОВ», организация встречи с ветеранами.



13.Строительство Ангаро-Ленской железной дороги - важная и скорбная страница истории Братска.

Озерлаг и Ангарлаг – основные узлы лагерей заключенных на строительстве железной дороги от Тайшета до Усть-Кута. Основные этапы строительства железной дороги. Просчеты строительства.

Практическая работа: нанести на карту железную дорогу, район Озерлага и Ангарлага.



14.Водохранилище Братской ГЭС - грандиозный искусственный водоем на реке Ангаре.

Характеристика Братского водохранилища. Его хозяйственное назначение, просчеты при его подготовке. Проблемы экологии. История подготовки и затопления ложа водохранилища, его эксплуатация.



15.Сооружение Братской ГЭС, БРАЗа, БЛПК.

Основные этапы истории Братскгэсстроя 1954-2006 г. Трудовой подвиг на Ангаре и его значение в наше время.



16. Значение партийных организаций КПСС, комсомола и других организаций в истории быстрого развития города Братска.

Партийная и комсомольская организации в истории города. Молодежные организации в Братске в настоящее время.



17-20.Современный Братск.

Образование города и его краткая характеристика. Особенности и этапы развития города. Индустрия города, ее общая характеристика. Экологические проблемы города. Нравственно - этические проблемы города (борьба с преступностью). Транспорт и связь. Структура городской власти.

Практическая работа: оформить презентацию о городе: «Братск моими глазами».



21-23. Улицы города Братска.

О чем могут рассказать названия улиц? Улицы Центрального района, п. Энергетик, п. Падун, п. Гидростроитель, п. Сухой.

Практическая работа: оформить материал «Улицы нашего города», провести экскурсию для младших школьников по улицам города.

24.Почетные граждане города Братска.

Вершинин Виктор Иванович, Гиндин Арон Маркович, Зубков Александр Юрьевич, Кобзон Иосиф Давидович, Михасенко Геннадий Павлович и т.д.

25. История и активная жизнедеятельность БРАЗа.

БРАЗ и проблемы экологии.

Практическая работа: обзор периодической печати и создание кейса «Экология города».



26. Личность в истории Братска.

Личность и ее роль в истории Братска. Как влияет, формирует, действует личность сегодня? Воины- Интернационалисты в нашем городе.

Практическая работа: оформить школьный стенд о Воинах-Интернационалистах Братска.



27. Братск в литературе и искусстве.

Произведения о Братске. Песни А. Пахмутовой о Братске. Братск в изобразительном искусстве. Кинофильмы о Братске.



28-29. Братск в историко-краеведческой литературе.

Творчество писателей и краеведов по истории Братска. Библиотеки города – хранительницы истории Братска. Библиотека Сербского в п. Энергетик.



30. Школы города и другие учебные заведения.

Особенности развития образования в городе Братске. БРГУ.

Практическая работа: оформить стенд учебных заведений города Братска.



31-34.Памятники и памятные места города Братска.

Знакомство с памятными местами, памятниками, музеями города.

Экскурсия по памятным местам.

Практическая работа: оформить материал о достопримечательностях города.




Календарно-тематический план

Дата


п/п

Наименование тем

Количество часов


Теория (часов)

Практика (часов)

всего


1

Краеведение, как предмет изучения и познания своей, местной истории

1




2.

Следы древних предков на братской земле.

1




3.

Русские землепроходцы - основатели Братского острога и других поселений на реках Ангаре, Оке.

1




4.

Значение Братского острога в развитии среднего Приангарья.

1




5-6

Декабрист П.А.Муханов и ученый А.Л.Чекановский - в братской политической ссылке и изгнании.

1




7-8

Николаевский (Братско-Доловский) и Новониколаевский (Лучихинский) горно-металлургические заводы - незабываемая страница истории .

2




9.

Партизанская война в Братском Приангарье за власть Советов в 1918-1922 г.

1




10.

Коллективизация сельского хозяйства и борьба вокруг нее.

1




11-12

Нравственный подвиг – патриотизм братчан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

1




13.

Строительство Ангаро - Ленской железной дороги - важная и скорбная страница истории Братска.

1




14.

Водохранилище Братской ГЭС - грандиозный искусственный водоем на реке Ангаре.

1




15

Сооружение Братской ГЭС, БРАЗа, БЛПК.

1




16

Значение партийных организаций КПСС, комсомола и других организаций в истории быстрого развития города Братска

1




17-20

Современный Братск

3

1



21-23

Улицы города Братска

2

1



24

Почетные граждане города Братска

1




25

История и активная жизнедеятельность БРАЗа

1




26

Личность в истории Братска

1




27

Братск в литературе и искусстве

1




28-29

Братск в историко-краеведческой литературе

1

1



30

Школы города и другие учебные заведения.

1




31-34

Памятники и памятные места города Братска.

2

2




Итого

29

5

34


Методическое обеспечение программы

Список литературы для учителя

Герасимов В. Братск острожный в двух частях. - Братск, 2002.-207с.

Герасимов В. История Братска в вопросах и ответах//Восемь Я.- 2005.- 56с.

Герасимов В. Летопись Братска в двух частях. - Иркутск, 1992- 294с.

Герасимов В. Шаги истории//Восемь Я.- 2003.- № 1. – 378с.

Героико - патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. -34с.

Гости Братска.- Иркутск: Восточно-сибирское книжное издательство,

Гражданско - патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.-35с.

Жернаков Ю. Басни.- Братск, 1993. -124с.

История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002 г.-409с.

Кретова О. История в меняющемся мире монументы героям// Твоя

Лисица А. Сказ про БрАЗ.- Братск, 2001 – 24с.

Молчанов Ю.А. БраЗу - тридцать.- Братск, 1996. -47с.

Огни Ангары.-1990.-№ 144.

Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области.-

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.-408с.

Паутова А. Как все начиналось// Знамя.- 2008.- №50. -45с.

Подскочин Ю.А. Братчане в тылу и на фронте.- Иркутск, 1995. 16. Михасенко Г.П. Мы - Братчане.- Иркутск: Восточно-сибирское

Попов Ю. Братск острожный в документах// Свободные новости.- 2002.-345с.

Попов Ю. О строителях острога у Падуна порога// Ориентир, 2002.

путешественников и ученых XVIII века.- Иркутск: Восточно-сибирское книжное издательство, 1968 .-236с.

Сальников Б. Мой Братск. - Братск, 1998. -47с.

Флагман отрасли.- Иркутск, 1986.-185с.

Юсфин Ф. Моя счастливая жизнь.- Иркутск, 2008 -359с.



Список литературы для учащихся

Герасимов В. Братск острожный в двух частях.- Братск, 2002.

Герасимов В. Летопись Братска в двух частях.- Иркутск, 1992 .

Костюковский Б. Земные братья.- М.: Молодая гвардия, 1971 .

Косых А.П., Рабецкая З.И., Сверлик Г.И. История земли Иркутской. - Иркутск: Символ, 2002.

Лисица А. Во дворе. -Братск,2001

Лисица А. Сказ про БрАЗ.- Братск, 2001 .

Михасенко Г.П. Мы - Братчане.- Иркутск: Восточно-сибирское издательство, 1982.

Подскочин Ю.А. Братчане в тылу и на фронте.- Иркутск, 1995.

Помню... Верю... Люблю....-Братск, 1995.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.