12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Баженова2542
Педагог дополнительного образования, методист МБУ ДО "Дом детского творчества"
Россия, Пермский край, с.Карагай

Программа организации каникулярного отдыха детей

«Маленькие волшебники»

​​​​​​​ Пояснительная записка

Программа организации каникулярного отдыха детей «Маленькие волшебники» (далее по тексту Программа) рассчитана на детей в возрасте 8-11 лет. Зачисление производится по заявлению родителей или законных представителей вне зависимости от уровня подготовки и владениями знаниями естественнонаучной направленности. Продолжительность реализации программы - 15 дней. Направленность – естественнонаучная. Реализуется на базе МБУ ДО «Дом детского творчества» в форме разновозрастного отряда.

Программа направлена на развитие творческих и исследовательских навыков детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Программа разработана в соответствии нормативными документами:

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 г. № 06-1844

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», направленные Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав детей»

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887—2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления».

Устав МБУ ДО «Дом детского творчества».

Актуальность данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования. Программа является благоприятным средством погружения детей в мир детского экспериментирования. В младшем школьном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях. В процессе исследовательской деятельности и экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна. Отличительной особенностью данной программы является включение краеведческого материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование информационных технологий, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся.

Цель: создание условий для творческого самовыражения детей через погружение в опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Знакомство детей с основами исследовательской и экспериментальной деятельности; этапами и методами проведения экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук.

Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Формирование и развитие организационных умений и навыков: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;

Формирование способности самостоятельно применять полученные умения и навыки в созданной предметно-развивающей среде;

Содержание программы

Осуществление исследовательской деятельности напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от созданной предметно-развивающей среды, от качества организации исследовательской деятельности.

Реализуя принципы «от простого к сложному», периодичности и последовательности работа планируется в форме практикумов по следующим направлениям:

Исследовательская деятельность по теме «Воздух»

Исследовательская деятельность по теме «Волшебница – вода»

Физические эксперименты

Занимательные опыты и фокусы

Веревочные фокусы

Для полноценной и последовательной деятельности по данным направлениям и, реализуя требования современных стандартов, планируется совместная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность ребенка со сверстниками, а также самостоятельная деятельность детей.

Роль педагога в экспериментировании является ведущей. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В процессе работы педагог поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы, развивается любознательность и наблюдательность, умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Для проведения исследований организуется «Лаборатория», оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами:

прозрачные и непрозрачные емкости;

пластиковые трубочки;

деревянные палочки и лопаточки;

пинцеты;

песочные часы;

лупы, микроскоп;

компас;

магниты;

воздушные шарики;

тушь, гуашь, акварельные краски;

природные материалы, бросовый материал;

нано - скотч двусторонний.

Вся воспитательно-образовательная работа будет построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей:

эвристическая беседа;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдение;

моделирование;

опыты;

фиксация результатов, которая проводится педагогом совместно с детьми;

использование элементов ТРИЗ;

метод игрового проблемного обучения "погружение" в краски, звуки и запахи;

дидактические игры;

игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами под ненавязчивым руководством взрослого. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

В программу каникулярного интенсива также входят досуговые мероприятия, подвижные и настольные игры, экскурсии, мастер-классы, конкурсные задания и многое другое.  Интеграция практикумов и досуговых мероприятий не позволит скучать и сделает летний отдых детей познавательным, интересным и неповторимым.

Режим реализации программы:

Продолжительность программы-15 рабочих дней

Режим работы: с 10.00 до 13.00, понедельник – пятница

Режим дня отряда:

10.00-10.15 - встреча детей, веселая зарядка

10.15-10.30 – МПО (минутки позитивного общения) -планирование дня, настрой на день

10.30 -11.15 – практикум

11.25-13.00 – мероприятие в отряде

12.05 – 12.50 - досуговое или спортивное мероприятие, экскурсия в учреждение культуры

12.50-13.00 – подведение итогов дня


Результативность программы

Итогом реализации программы является создание информационной странички программы в группе Дома детского творчества социальной сети Вконтакте. На страницах будет содержаться общая история реализации программы, методические рекомендации для участников программы, рефлексивные материалы.

Результатом деятельности данной программы также можно считать овладение детьми элементарными навыками опытно-экспериментальной деятельности.

В ходе реализации программы будет создан благоприятный психологический климат в коллективе, как условие развития творческого потенциала детей.

По итогам смены планируется проведение анкетирование с детьми и родителями по выявлению уровня удовлетворенности реализованной программой.

Содержание программы. План-сетка


День недели

Содержание практикума

Досугово-познавательная деятельность

05 июня (пн)

Практикум «Исследовательская деятельность по теме «Воздух»

Игры на знакомство

Техника безопасности.

Интерактивная программа «Поиск сокровищ»

июня (вт)

Практикум «Исследовательская деятельность по теме «Воздух»


Интерактивная программа «Зов джунглей»

07 июня (ср)

Исследовательская деятельность по теме «Волшебница – вода»


Экскурсия «Это наше с тобою село» с привлечением специалистов музея

08 июня (чт)

Исследовательская деятельность по теме «Волшебница – вода»


Веселые старты

Игровая программа в в Карагайском центре кино и досуга

09 июня (пт)

Практикум «Физические эксперименты»


Игра «Цветик – семицветик»

Цветочная мастерская

13 июня(вт)

Практикум «Физические эксперименты»


Экскурсия в библиотеку

Викторина «Карагай: вчера, сегодня, завтра»

14июня(ср)

Практикум «Физические эксперименты»


Интерактивная игра «В сказку дверь ты приоткрой»

Экскурсия в пожарную часть

15 июня (чт)

Практикум «Занимательные опыты и фокусы»


Конкурс рисунков «Я люблю свое село»

Разноцветные спортивные фантазии

16 июня (пт)

Практикум «Занимательные опыты и фокусы»


Настольная игра «ЗнаЙ своЙ краЙ»

Стартинейджер

19 июня (пн)

Практикум «Занимательные опыты и фокусы»


Игровая программа в Карагайском центре кино и досуга

Интерактивная игра «В гостях у Сказки»


20 июня (вт)

Практикум «Занимательные опыты и фокусы»


Мастерская 3D рисования «Родному краю посвящается»

21 июня (ср)

Практикум «Веревочные фокусы»


Малые Олимпийские игры

Клуб веселых изобретателей

22 июля (чт)

Практикум «Веревочные фокусы»


Экскурсия в краеведческий музей

Игровая программа «Облака - белогривые лошадки»


23 июля (пт)

Практикум «Веревочные фокусы»


Веселая эстафета

Познаваленьная игра по краеведению в Карагайской библиотеке.

26 июля (пн)

Завершающий день. Подведение итогов программы.

Игровая программа «Летние забавы»


Материально-техническое обеспечение:

Кабинет, оснащенный комплектом столов и стульев, медиа техникой (компьютеры с доступом в интернет, проектор с экраном, колонки)

Актовый зал для проведения досуговых мероприятий

Игровая площадка на территории Дома детского творчества

Игровой инвентарь

Канцелярские принадлежности

Видео и фото оборудование

Призы для награждения


Заключение

Благодаря проведению экспериментально-опытной работы в летний период дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и педагогами.

Экспериментально-исследовательская деятельность должна стать нормой жизни ребенка, ее надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Все это позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

   Список литературы

Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. -Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.,1998.

Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации/Вопросы психологии. — 1996. — №3. — 54-56.

Бернштейн М.С. Психология научного творчества. // Вопросы психологии. — 1965. — №3. — 156-164.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002. — 320 с.

Власова Н.Г. Игры — экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно — педагогический журнал. — Приложение № 4, 2001. — 24-36.

Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, — РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 192 с.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. -Коллективно-творческие дела, игры, праздники, атракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования \ учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.,1999.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с. (серия «Вместе с детьми).

Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002

Коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 5\2009г.

Летний оздоровительный лагерь: Планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях (сост. Гурбина Е. А. ) В помощь администрации школы Нормативно-правовая база: Учитель 2005. В помощь администрации школы

Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 2008

Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.