12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ломакина Светлана51

                                                                                                                     1.Пояснительная записка

   Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класса разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №4 г. Иркутска».

Цель рабочей программы «Изобразительное искусство»приобщать детей к миру культуры и искусства. Познакомить их с приемами рисования пейзажей, натюрмортов, предметов с натуры. Развить эстетический вкус и чувство прекрасного.

Задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  1. Углублять знания детей в области изобразительного искусства;
  2. Обучать детей навыкам и приемам рисования;
  3. Прививать навыки общения с художественной мировой культурой: правильно воспринимать и передавать в рисунках;
  4. Прививать навыки коллективного общения;
  5. Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного художественного материала;
  6. Развивать художественно-эстетический вкус;
  7. Развивать художественные способности детей;
  8. Создавать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.

Коррекционная направленность учебного предмета «Изобразительное искусство» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Художественно-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса художественного воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

2.Общая характеристика учебного предмета

Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами: природоведение (рисование времён года), чтение (рисование на темы), математика (рисование предметов предавая в рисунке форму геометрических фигур), письмо (развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации), трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Образовательная область - «Искусство»

Срок реализации программы – 1 год.

На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится в V классах - 68 часов в год, из расчета 2 учебных часа в неделю

Количество учебных недель – 34

1 четверть

18 ч.

2 четверть

16ч.

3 четверть

21ч.

4 четверть

16ч.


4.Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Предметные результаты:

Включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.


                                                               

Уровни усвоения учебного материала

Минимальный уровень

знание названий художественных материалов, инструментов и

приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

 ̶ знание элементарных правил композиции, цветоделения, передачи формы предмета и др.

̶ умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.

 ̶ умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

Достаточный уровень

знание отличительных признаков видов изобразительного искусства; форм произведений изобразительного искусства; ̶ знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве; ̶ знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства;

 ̶ знание законов и правил цветоделения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных работ;

 ̶ знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры; ̶ знание названий крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;

- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

 ̶ умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; ̶ умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета

5.Содержание  учебного предмета

Признаки уходящего лета, наступающей осени.

Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени.

Листья – плоскостные объекты с неоднозначными особенностями формы в отношении и конфигурации абриса. С одной стороны, их изображение облегчается отсутствием передачи объемных изменений формы по правилам перспективы. С другой стороны, трудность изображения сосредотачивается в отражении взаимосвязанных конструктивной особенности формы и разной по форме расчлененности контура. Сравнить формы листьев, окраску листьев конца лета и поздней осени.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзаже).

Художники- пейзажисты и их картины. А. Саврасов. И. Шишкин

Актуализировать знания об этом жанре изобразительного искусства. Расширять и уточнять представления детей о вариантах пейзажной живописи и их названиях (деревенский пейзаж, городской, горный, морской, весенний, летний, осенний, зимний) при этом развивая умение у обучающихся рассматривать картину- пейзаж и описывать ее содержание в определенной последовательности. В описании обязательно нужно остановиться на красоте пейзажей, на ощущениях человека, рассматривающего ту или иную картину. В завершение темы, нужно предложить обучающимся нарисовать понравившийся пейзаж, предваряя эту работу выполнением зарисовок деревьев, неба, реки, моря (наброски движения волн) карандашом и акварельными красками.

Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте).

Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли)

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не умеют долго сосредотачивать свое внимание. На картине они видят главных героев, а изображенные предметы, связанные с главными героями не замечаются или воспринимаются изолированно.

Задача расширять представления детей  о вариантах натюрморта в живописи и их названиях (цветочный натюрморт, с изображением листьев, фруктов, овощей, с изображением разного рода посуды. Развивать умение рассматривать, восхищаться красотой натюрморта в целом и подробно описывать содержание картины.

При проведении практических работ школьники делают зарисовки карандашом, затем акварельными красками.  После этого обучающиеся закрепляют полученные знания, рисуя натюрморт с натуры.

Расширение знаний о портрете.

Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее.

Расширение знаний обучающихся о видах портрета- о разных положениях портретируемого при создании картины (фронтальном, профильном слева, справа, виде со спины), что позволяет художнику раскрыть особенности внешности человека, его характера, показать движение.

Далее изготавливают модель фигуры человека используя шаблоны (раздаточный материал), затем выполняют приемы дорисовывание и срисовывание фигуры человека.

Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для  чего нужна книга?

Актуализация знаний детей по данной теме. По мере раскрытия вопросов осуществляется знакомство школьников с художниками – иллюстраторами детских книг ( Е. Чарушиным, И.  Билибиным, Ю. Васнецовым)

Дети рассматривают обложку, заставку, концовку и иллюстрации, выполненные художником.

В практической работе предлагается проиллюстрировать какую либо сказку, например «Маша и медведь», предложить детям использовать в своих работах величинный контраст  как выразительное средство при изображении героев.

Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные выразительные средства используемые художником.

Формирование умений последовательно рассматривать картину , выделять в ней главные и второстепенные объекты, устанавливать их взаимодействие и понимать в целом содержание картины.

Обучающиеся подводятся к определению взаимосвязей между главными и второстепенными героями картины, а учитель помогает увидеть средства выразительности, которые использовал художник для достижения этой цели.

 Предложенные для восприятия картины Ф Решетникова «Переэкзаменовка» и К. Маковского «Дети бегущие от грозы», дети анализирую самостоятельно.

Необходимые опорные слова нужно записывать на доске и предлагать детям использовать их при раскрытии содержания картины ( например, «главный герой» или «главные герои», «на заднем плане», «на переднем плане» и т.д

Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника- анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга.

Актуализация знаний о скульптуре ее видах, материалах, из которых создается скульптура. Закрепление и расширение знаний и умений школьников над понятием скульптурного изображения. Рассмотреть виды скульптуры: круглые, рельефные, даются описания к этим видам, объяснения. Виды скульптуры по размеру, обсуждение материалов и способов работы, используемых при создании скульптурного, графического или живописного произведения.

«Животные в скульптуре». Изучение текстов об известных памятниках собакам, кошкам, слонам, дельфинам ит.д. Предложить слепить из пластилина памятник животному. Познакомить обучающихся с красной книгой, рассказать о причине ее создания. В качестве практического изображение животных из красной книги, сначала в лепке затем в рисунке.

Народное искусство.

Начало занятий с актуализации знаний о народном творчестве. Дымковская игрушка, каргопольская, косовская керамика, предметы городецких мастеров, фарфоровую посуду гжельской росписью. Дополнением и расширением знаний и умений о народных промыслах вступают «Богородские игрушки» и «Хохломские изделия».

Практическая работа начинается с элементов узоров, затем украшают выбранный силуэт посуды узором используя шаблоны предметов быта или предметов посуды. Полезно использовать натуральные образцы.

Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия между ними.

Познакомить школьников с плакатом, объяснить для чего предназначен плакат, какую цель преследуют плакаты.

Плакаты военного времени, плакаты призывающие беречь природу, плакаты призывающие к сохранению здоровья, плакаты посвященные борьбе за мир. Практическая работа нарисовать плакат например с призывом «Мы за мир!».

Что такое открытка? Для чего предназначена? Какие бывают открытки? Школьники определяют сходство открытки с плакатом и их различие. Изготовление отрытки как практическая работа к теме.

Музеи мира.

Эти занятия позволят расширить кругозор  обучающихся. Что такое музей? Зачем нужен музей? Что хранит музей? Почему люди любят ходить в музей?  Необходимо предлагать детям запоминать названия музеев, городов и стран, где они находятся. Учителю необходимо подготовить дополнительный  иллюстрированный материал ( буклеты, репродукции, фотографии, открытки) которые можно использовать в процессе беседы и знакомства с материалом по теме занятия. Целесообразно посмотреть фильм «Музеи мира».

Викторина «Народное искусство»

Работу на занятии можно проводить фронтально и индивидуально. При первом варианте работы обучающиеся вслух называют номер изделия народного искусства или узора и подбирают соответствующее название. При индивидуальной форме работы школьники записывают на листочке номер изделия или узора и его название.

Учебно-тематический план

                                                                                          

Наименование раздела

Количество

часов

1.

«Наблюдай признаки уходящего лета»

6

2.

«Узнай больше о художниках- пейзажистах и их картинах»

8

3.

«Учись рассматривать картину»

9

4.

«Узнай больше о портрете»

10

5.

«Как построена книга?»

7

6.

«Восприятие произведений искусства»

4

7.

«Узнай больше о работе скульптора»

10

8.

«Народное искусство»

6

9.

.«Узнай больше об изображении действительности»

4

10.

«Узнай больше об искусстве»

5



6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Изучаемый раздел,

тема урока

Колич.

часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся


1 четверть 1. «Наблюдай признаки уходящего лета»

1

Изображай растения. Рисуй с натуры веточки деревьев с листьями, семенами, плодами.

1

01.09.22

Закрепление умений в работе с акварельными красками, изображение листьев. Беседа о форме листьев и их цвета.

2

Изображай растения. Рисуй с натуры веточки деревьев с листьями, семенами, плодами.

1

06.09.22

Закрепление умений в работе с акварельными красками, изображение листьев. Беседа о форме листьев и их цвета.

3

Изображай растения. Рисуй с натуры веточки деревьев с листьями, семенами, плодами.

1

08.09.22

Закрепление умений в работе с акварельными красками, изображение листьев. Беседа о форме листьев и их цвета.


«Наблюдай особенности наступающей золотой осени»

4

Рисуй с натуры листочки деревьев и кустарников в осенней окраске.

1

13.09.22

Изображение листьев в окраске поздней осени и конца лета. Сравнение цвета. Беседа о форме листьев и их цвета.

5

Рисуй с натуры листочки деревьев и кустарников в осенней окраске.

1

15.09.22

Изображение листьев в окраске поздней осени и конца лета карандашом. Сравнение цвета. Беседа о форме листьев и их цвета.

6

Рисуй с натуры листочки деревьев и кустарников в осенней окраске.

1

20.09.22

Изображение листьев в окраске поздней осени и конца лета акварельными красками. Сравнение цвета. Беседа о форме листьев и их цвета.


2. «Узнай больше о художниках- пейзажистах и их картинах»

7

Алексей Кондратьевич Саврасов и его картина «Грачи прилетели»

1

22.09.22

Составление описания картины. Беседа о пейзажах.

8

Алексей Кондратьевич Саврасов и его картина «Грачи прилетели»

1

27.09.22

Составление описания картины. Беседа о пейзажах.

9

Русский художник пейзажист Иван Иванович Шишкин

1

29.09.22

Составление описания картины. Беседа о авторах картин.

10

Русский художник пейзажист Иван Иванович Шишкин

1

04.10.22

Составление описания картины. Беседа о авторах картин.

11

Рисование пейзажа

1

06.10.22

Лепка городского пейзажа. Дорисовка карандашом и акварельными красками.

12

Рисование пейзажа

1

11.10.22

Лепка деревенского пейзажа. Дорисовка карандашом и акварельными красками.

13

Рисование пейзажа

1

13.10.22

Изображение  пейзажа «Веселое время года – зимние каникулы»

14

Рисование пейзажа

1

18.10.22

Изображение  пейзажа, зарисовки деревьев. неба, реки или моря карандашом и акварельными красками

3. «Учись рассматривать картину»

15

Натюрморт.

1

20.10.22

Изучение  жанра натюрморт. Беседа. Набросок натюрморта карандашом.

  «Что может быть изображено на одной картине?»

16

Портрет. Сюжет. Натюрморт.

1

25.10.22

Портрет в картине. Беседа. Набросок карандашом. Зарисовка цветными карандашами

17

Портрет. Сюжет. Натюрморт.

1

27.10.22

Сюжет в картине. Беседа. Набросок карандашом. Зарисовка цветными карандашами

2 четверть

18

Рисование натюрморта с натуры по выбору.

1

08.11.22

 Выбор натюрморта, набросок карандашом

19

Рисование натюрморта с натуры по выбору.

1

10.11.22

Выбор натюрморта, набросок карандашом

20

Рисование натюрморта с натуры по выбору.

1

15.11.22

Выбор натюрморта, набросок карандашом, дорисовка акварельными красками.

21

Рисование сценки из жизни

1

17.11.22

Изображение сюжета, действия людей или животных, набросок карандашом.

22

Рисование сценки из жизни

1

22.11.22

Изображение сюжета, действия людей или животных, набросок карандашом. Придание цвета сюжету цветными карандашами.

«Красота вещей вокруг нас»

23

Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки (керамика, фарфор, стекло, металл)

1

24.11.22

Рисуем натюрморт с вазой или кувшином.

4.«Узнай больше о портрете»

24

Наблюдай, рассматривай, изображай

1

29.11.22

Беседа о портретах, создание наброска  карандашом.

25

Наблюдай, рассматривай, изображай

1

01.12.22

Беседа о портретах, создание наброска карандашом, дорисовка цветными карандашами.

26

Наблюдай, рассматривай, изображай

1

06.12.22

Изучение видов портрета. Доработка деталей.

27

Изучай внешность людей. Какие они?

1

08.12.22

Набросок сюжетных фигур людей в движении.

28

Изучай внешность людей. Какие они?

1

13.12.22

Доработка основных линий сюжетных фигур людей в движении. Работа с цветными карандашами.

 29

Фигура человека (модель)

1

15.12.22

Изготовление  пластилиновой модели фигуры человека в движении.

30

Фигура человека (модель)

1

20.12.22

Изготовление  шаблонов из картона  фигур человека в движении.

31

Фигура человека (модель)

1

22.12.22

Применение  шаблонов фигур человека в движении.

32

Фигура человека (модель)

1

27.12.22

 Изображение фигур человека в движении. Придание цвета сюжету.

 “Веселое время года- зимние каникулы»

33

Зимние развлечения в деревне, городе.

1

29.12.22

Изображение фигур человека в движении.  Сюжет зимних игр.

3 четверть 5. «Как построена книга?»

34

Кто работает над созданием книги? Из каких частей состоит книга?

1

10.01.23

Беседа- «Кто работает над созданием  книги?»  «Из каких частей состоит книга?»  Рисунок обложки к любой сказке по желанию.

35

Иллюстрации к книге.

1

12.01.23

Рисунок иллюстрация к сюжету сказки «Колобок»

36

О художниках иллюстраторах детских книг.

1

17.01.23

Беседа о художниках иллюстраторах детских книг.

Рисунок иллюстрация к сказке «Теремок»

37

Иллюстрации И. Билибина к сказкам.

1

19.01.23

Рисунок иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

38

Нарисуй иллюстрацию к сказке «Маша и медведь».

1

24.01.23

Слепи сюжет сказки «Маша и медведь» покажи размеры героев сказки. Рисунок иллюстрация к сказке «Маша и медведь»

39

Сравнение размеров изображений

1

26.01.23

Нарисовать елки разной величины на картинке.

40

Сравнение размеров изображений

1

31.01.23

Рисунок фруктов разной величины

6. «Восприятие произведений искусства»

41

Учись рассматривать картину, думать о ее содержании

1

02.02.23

Беседа о картине Ф.Решетникова «Опять двойка»

Рисунок на школьную тему, обсуждение.

42

Учись рассматривать картину, думать о ее содержании

1

07.02.23

Беседа о картине Ф Решетникова «Переэкзаменовка»

Рисунок свободную тему

43

Учись рассматривать картину, думать о ее содержании

1

09.02.23

Беседа о картине К. Маковского «Бегущие от грозы»

Рисунок на тему явления природы

44

Учись рассматривать картину, думать о ее содержании

1

14.02.23

Сюжетный рисунок на свободную тему. Обсуждение  сюжета рисунка

                                                                                  7. «Узнай больше о работе скульптора»

45

Скульптура.

1

16.02.23

Беседа о скульптурах, виды скульптур. Лепка скульптуры на плоскости.

46

Скульптура.

1

21.02.23

Беседа о объемной скульптуре, лепка из пластилина скульптуры по желанию.

47

 Животные в скульптуре.

1

28.02.23

Беседа о памятниках животным. Лепка скульптуры животного

48

Животные в скульптуре.

1

02.03.23

Просмотр фильма о памятниках. Беседа, лепка памятника животному по желанию

49

Красная книга. Зачем была создана Красная книга?

1

07.03.23

Рисунок животного занесенного в красную книгу.

50

Узнай больше о художниках и скульпторах, изображающих животных.

1

09.03.23

Рисунок любимого животного.

51

Животные, изображенные в скульптурах т на рисунках известных художников.

1

14.03.23

Лепка белого медведя, рисунок белого медведя.

52

Животные, изображенные в скульптурах т на рисунках известных художников.

1

       16.03.23

Стерх лепка.  Белый журавль, рисунок стерха.

53

«Наступает долгожданная весна!»

1

21.03.23

Беседа на весенние темы. Лепка  как люди встречают весну

4. четверть

54

Сажаем деревья,цветы. Встречаем птиц.

1

04.04.23

Рисунок на весенние темы,  как люди встречают весну

 8. «Народное искусство»

55

Богородские игрушки

1

06.04.23

Просмотр фильма. Беседа. Рисунок Богородской игрушки

56

Богородские игрушки

1

11.04.23

Лепка Богородской игрушки из пластилина по желанию

57

Хохломские изделия

1

13.04.23

Беседа на тему Хохломская роспись, Изучение орнаментов

Рисование элементов орнамента.

58


Хохломские изделия

1

18.04.23

 Изучение орнаментов

Рисование элементов орнамента.

59

Украшай посуду хохломской росписью

1

20.04.23

                           Элементы узоров золотой хохломы. Рисование узоров в силуэте посуды.

60

Украшай посуду хохломской росписью

1

25.04.23

Элементы узоров золотой хохломы.  Рисование узоров в силуэте посуды.

9.«Узнай больше об изображении действительности»


61

Плакат

1

27.04.23

Беседа- Зачем нужен плакат? Что это? Какие бывают плакаты

62

Плакат

1

02.05.23

Рисунок плаката

63

Открытка

1

04.05.23

Беседа- Зачем нужна открытка? Что это? Какие бывают открытки

64

Открытка

1

11.05.23

Рисуем открытку


10. «Узнай больше об искусстве»

65

Музеи России

1

16.05.23

Беседа о музеях России. Рисунок на свободную тему.

66

Третьяковская галерея

Творческий показ.


1

18.05.23

Беседа.  Просмотр фильма. Рисунок на свободную тему.

67

Оружейная палата

Государственный Эрмитаж

Государственный Русский музей


1

23.05.23

Беседа.  Просмотр фильма. Рисунок на свободную тему.

68

Музеи мира

Национальный музей живописи и скульптуры Прадо

Лувр. Британский музей.

Дрезденская картинная галерея



1


25.05.23

Беседа о музеях Мира. Рисунок на свободную тему.

69


Дрезденская картинная галерея Музей истории искусств. Метрополитен – музей.

Викторина

1

30.05.23

Беседа.  Просмотр фильма. Рисунок на свободную тему.

Вопрос-ответ. Назвать промыслы и подписи к которым относятся предметы и узоры на рисунке в учебнике.

7.Описание   материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Применяемые технологии:

информационные;

объяснительно-иллюстративные;

здоровье — сберегающие;

модульные;

личностно-ориентированные;

игровые:


Применяемые методы:

рассказ;

объяснение;

наглядный;

метод художественного контекста;

беседа;


Оборудование:

Ноутбук

Видеозаписи

Тексты физкультминуток

Инструкционные карты

Тематические изображения

Портреты художников

Пластилин

Основной список литературы:

1.Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы; Просвещение - Москва, 2010. - 144 c.
2. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа; Дрофа - Москва, 2013. - 550 c.
3. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой; Просвещение - Москва, 2013. - 192 c.
4. Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина; Учитель - Москва, 2010. - 762 c.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.