12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эльмар Ибрагимов104
Россия, с.Почетное

Психолого-педагогические пути преодоления агрессивности у детей и подростков

 

В современном мире агрессия среди детей и подростков встречается довольно часто. Озлобленность, жесткость, гнев и другие проявления агрессивного поведения можно увидеть как на улице, так и в школе.

 

Хотя агрессия – это естественная реакция человека на стресс, неприятную ситуацию или сильный раздражитель, повышенные её проявления в детском и подростковом возрасте являются поводом для беспокойства педагогов и психологов.

 

Агрессия представляет собой осознанное нанесение вреда или оскорблений другому лицу. Она проявляется в разных формах. Это может быть применение физической силы, злые шутки или сплетни, угрозы, крик и т.д. Причин для её возникновения в детском возрасте может быть много: конфликты и плохие отношения со сверстниками, низкая самооценка, желание привлечь к себе внимание, стремление получить желаемое, месть, способ защиты, влияние семьи и окружения, частые наказания или даже биологическая предрасположенность. Однако сегодня на возникновение и рост агрессивности у детей влияет чрезмерное увлечение гаджетами, частные сцены насилия по телевидению и интернету, утрата семейных ценностей в современном обществе.

 

Известно, что постоянное подавление агрессии у ребёнка только усиливает её. Неопасная агрессивная реакция по объяснимой причине не требует вмешательства со стороны взрослых. Но слишком агрессивное поведение, частый необоснованный гнев не должны оставаться без внимания. Дети, не умеющие управлять своими эмоциями, не только нарушают атмосферу в коллективе, снижая качество воспитательного и образовательного процесса, но и страдают сами, поскольку часто конфликтуют, не могут наладить взаимоотношения со сверстниками, сталкиваются с негативом со стороны взрослых.

 

Одна из важных задач образовательной организации – помочь преодолеть ребёнку агрессивное поведение. Это необходимо для нормального взаимодействия в коллективе и обучения. Дети обычно не могут справиться с агрессией самостоятельно, и им необходима помощь взрослых. К тому же, в раннем возрасте эффективными являются конструктивные способы решения проблемы.

 

Основными принципами в работе по преодолению агрессивного поведения должны стать следующие:

 

- улучшать микроклимат в коллективе в целом, а не концентрироваться на отдельных фактах проявления агрессии;

- заниматься индивидуальной профилактикой агрессивного поведения;

- выявлять и по возможности устранять причины агрессии у детей.

 

Прежде чем начать работу, социальный педагог или психолог должен оценить, насколько сильно выражено у подростка агрессивное поведение. Для этого он может использовать различные методы, например, опросники, тесты, беседы, анкетирование. По результатам можно выстраивать программу действий.

 

Первое направление, в котором важно работать, - это научить ребёнка справляться с гневом. Злость, раздражение и другие проявления агрессии можно выражать конструктивным способом.

 

Это может быть активный спорт: бег, прыжки, различные виды борьбы, где подросток будет в приемлемой форме выпускать физическую агрессию. Также для этого хорошо подходят подручные средства, которые можно кидать, мять, бить без вреда для себя и окружающих.

 

Справиться с гневом и успокоиться помогают занятия с песком, пластилином, водой. Можно попросить ребёнка изобразить причину своего раздражения на бумаге, а затем смять её или порвать. Подобные упражнения снимают мышечное и психологическое напряжение.

 

После того, как подросток научился направлять свой гнев в безопасное русло, можно перейти ко второму этапу работы - научить его заранее распознавать негативные эмоции и контролировать их.

 

Дети, склонные к агрессии, обычно плохо разбираются в своих и чужих эмоциях. Для того чтобы помочь им, в кабинете психолога либо в классе можно повесить картинки с изображением различных состояний: весёлый, грустный, сердитый и т.д. Дети более старшего возраста могут попробовать сделать такие плакаты самостоятельно, при этом ответив на вопрос о себе: «Какой я, когда сержусь или когда радуюсь?».

 

Важно объяснить, что эмоции обычно сопровождаются определёнными ощущениями. Это может быть непонятное беспокойство, дрожь, учащённое сердцебиение, потливость и т.д. Заметив сигналы, которое подаёт тело, можно научиться предвидеть своё эмоциональное состояние и контролировать его.

 

Также очень важно, чтобы ребёнок, склонный к проявлениям агрессии, имел рядом взрослого, которому можно доверять и сразу рассказывать своих проблемах и переживаниях. Тогда можно избежать негативных эмоциональных реакций.

 

Научившись распознавать свои эмоции, подросток становится способен понимать чувства других. Наступает время третьего этапа преодоления агрессии – развитие способности сочувствовать. Сопереживая тому, на кого направлена агрессия, сам агрессор как бы ставит себя на место другого человека, поэтому, вероятнее всего, будет вести себя помягче.

 

Развивать эти качества эффективно с помощью ролевых игр. В ходе игры можно разобрать уже состоявшуюся ссору либо разыграть ситуацию, которая может привести к конфликту, и найти конструктивные пути решения. Дети должны попытаться объяснить, почему в ходе игры повели себя именно так, а не иначе, как ещё можно было поступить и т.д. Так, они научатся понимать чувства и поступки других, а значит и самим задумываться над своим поведением.

 

Инструментов для работы с агрессивными детьми много, главное, чтобы они были направлены на помощь, а не на критику. В любом возрасте человеку нужна поддержка, а в детстве – особенно, потому что период взросления не для всех проходит легко. В работу по преодолению агрессии психологу важно включить и других педагогов, и родителей, тогда этот процесс пройдёт быстрее и более безболезненно для ребёнка.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.