12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ватолина Светлана Анатольевна138704
Работаю в школе учителем ИЗО с 1990 года. Закончила Пермское педагогическое училище №4 (сейчас колледж"Оникс") художественно-графическое отделение гр.46.
Россия, Пермский край, с. Усть-Кишерть
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


МБОУ « Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского»


 

Рассмотрена на МО     Согласовано                           Утверждаю

________________      Заместитель директора по УР    Директор МБОУ "Кишертская СОШ"

Протокол№ ______      ____________                         ___________

«__»_________2018г.  «___»_______________2018г.    Приказ №____ от «___»______2018г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По изобразительному искусству

для 1-го «А» класса

(УМК «Начальная школа XXI века»)

на 2018-2019 учебный год


 


 

 

Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна


 

с. Усть-Кишерть , 2018г.

 

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» для 1–го «А» класса образовательных учреждений на основе:

Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г);

авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В.Богданова, образовательной системы «Начальная школа ХХI века» (3- е изд. исправленное и доп. – М: Вентана – Граф, 2014 г). Авторская программа не изменена;

положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П.Дробышевского»;

учебного плана ОО на 2018-2019 учебный год.

В календарно-тематическом плане темы всех разделов изучаются в каждой четверти.

На изучение предмета по программе 33 часа в учебном году. По учебному плану 33 часа, 1 час в неделю, количество учебных недель 33.

 

Для реализации программного содержания используются:

-Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1- 4 классы/Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана - Граф, 2014 г.

-Методическое пособие для учителей 1-4 кл. /Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана - Граф, 2013 г.

 

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» (33 ч.)

Темы всех разделов изучаются в каждой четверти.

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (16 ч.).

Наблюдение окружающего предметного мира и мира при­роды, явлений природы и создание на основе этого наблюде­ния художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонирован­ной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего на­строения. Передача впечатления от увиденного в природе и окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы па листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикаль­но, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действи­тельности и передача их в рисунке. Использование элементар­ных правил композиции: главный элемент, его выделение цве­том и формой. Представление о том, что у каждого живого су­щества своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пла­стилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллек­тивных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передача простейшей плановости пространства и дина­мики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми фор­мами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элемен­тов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

Развитие фантазии и воображения (11 ч.)

Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе воспри­ятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассо­циации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и на­строения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на ос­нове собственных наблюдений. Импровизация на темы контра­ста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкаль­ном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на ули­це, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в ле­су). Передача в слове своих впечатлений, полученных от вос­приятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 ч.)

Представление об изобразительном искусстве, связи искус­ства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники — живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульп­тор?». Материалы и инструменты разных художников — живо­писца, графика, прикладника, архитектора, художника. Разли­чие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оцен­ка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе.

Наблю­дение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений, изделий прикладного ис­кусства. Проведение коллективных исследований по творчест­ву художников. Представление об особенностях работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значения музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

 

 

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

«Изобразительное искусство».

Первоклассник научится:

- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объ­ём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт.

- работать с художественными материалами (красками, ка­рандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелка­ми, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характе­ра персонажа, эмоционального состояния человека, приро­ды), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

- выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с постав­ленными задачами;

- создавать образы природы и человека в живописи и гра­фике;

- выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе- больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр);

- понимать форму как одно из средств выразительности;

- отмечать разнообразие форм предметного мира и переда­вать их на плоскости и в пространстве;

- видеть сходство и контраст форм, геометрические и при­родные формы, пользоваться выразительными возможно­стями силуэта;

- использовать разные виды ритма (спокойный, замедлен­ный, порывистый, беспокойный и т.д.) для придания вы­разительности своей работе;

- передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния чело­века, животного, настроения в природе;

- использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания художественного фантастического образа;

- создавать свой сказочный сюжет с вымышленными геро­ями, конструировать фантастическую среду на основе су­ществующих предметных и природных форм;

- изображать объёмные тела на плоскости;

- использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

- применять различные способы работы в объёме — вытяги­вание из целого куска, налепливание на форму (наращива­ние формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

- использовать художественно-выразительный язык скульп­туры (ракурс, ритм);

- чувствовать выразительность объёмной формы, много­сложность образа скульптурного произведения, вырази­тельность объёмных композиций, в том числе многофи­гурных;

- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искус­ства в жизни человека;

- приводить примеры основных художественных народных промыслов России, создавать творческие работы по моти­вам народных промыслов;

- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

- понимать выразительность формы в декоративно-при­кладном искусстве;

- использовать законы стилизации и трансформации при­родных форм для создания декоративной формы;

- понимать культурно-исторические особенности народно­го искусства;

- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

- приводить примеры ведущих художественных музеев стра­ны, объяснять их роль и назначение.

Первоклассник получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

- выражать в собственном творчестве отношение к постав­ленной художественной задаче, эмоциональные состоя­ния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

- видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

- понимать и передавать в художественной работе различ­ное и общее в представлениях о мироздании разных наро­дов мира;

- активно работать в разных видах и жанрах изобразитель­ного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмо­циональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

- работать в историческом жанре и создавать многофигур­ные композиции на заданные темы и участвовать в кол­лективных работах, творческо-исследовательских про­ектах;

- воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

- переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

- работать с поделочным и скульптурным материалом, соз­давать фантастические и сказочные образы на основе зна­комства с образцами народной культуры, устным и песен­ным народным творчеством и знанием специфики совре­менного дизайна;

- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дис­куссиях, посвященных искусству;

- выделять выразительные средства, использованные ху­дожником при создании произведения искусства, объяс­нять сюжет, замысел и содержание произведения;

- проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

 

 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 33ч.

уро-ка

Тема урока

Кол-во час.

Планируемые предметные результаты

дата

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму

(изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (3ч.)

1

Кто такой художник?

Освоение техники работы кистью и красками.

1

Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями.

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга).

Овладевать приёмами работы красками и кистью

 

2

Чем и как рисовали

люди.

1

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты

(камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).

Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.

Выбирать материал и инструменты для изображения.

 

3

Знакомство с палитрой.

Создание своих цветов и оттенков.

1

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы

в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению.

 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч.)

4

Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств.

1

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

 

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму

(изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (2ч.)

5

Художник - живописец.

Первые представления

о композиции.

1

Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику

произведений художника.

Различать средства художественной выразительности.

Выражать своё отношение к работе.

Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.

 

6

Художник - график.

Знакомство с разными

художественными материалами (гуашью,

пастелью, тушью,

карандашом).

1

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально,

горизонтально, наклонно.

Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).

 

Развитие фантазии и воображения (1ч.)

7

Фломастеры.

Придумываем, сочиняем, творим.

1

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове;

повседневные звуки (нахождение различий и сходства).

 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч.)

8

Идем в музей.

Художник – скульптор.

Скульптура в музее и вокруг нас.

1

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики».

Проводить коллективные исследования о творчестве художников.

Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.

Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.

Воспринимать и оценивать скульптуру.

 

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму

(изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (4ч.)

9

Лепка рельефа на свободную тему.

1

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).

 

10

Времена года.

Теплые и холодные цвета

1

Наблюдать природные явления, особенности объектов природы,

настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.

 

11

Времена года.

Основные и составные

цвета. Понятие оттенка.

1

Получать сложные цвета, путём смешения двух красок (жёлтый - красный,

Синий - жёлтый , красный - синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

 

12

Освоение техники

Бумажной пластики.

Аппликация.

1

Наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч.)

13

Мастерская

Художника.

1

Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе.

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец?».

 

Развитие фантазии и воображения (1ч.)

14

Художник - архитектор.

Конструирование замкнутого пространства.

1

Работать с крупными формами.

Конструировать замкнутое пространство, используя большие

готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные

старшеклассниками или родителями).

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.

Создавать глубинно пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.

 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч.)

15

Идем в музей.

1

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.

 

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму

(изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (2ч.)

16

Художник – прикладник.

1

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.

Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Работать с палитрой и гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками. Уметь видеть и передавать необычное.

 

17

Делаем

игрушки сами.

1

Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.

Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.

Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм

в образах народного искусства. Представлять соразмерность форм в объёме

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из

цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции.

 

Развитие фантазии и воображения (1ч.)

18

Кляксография. Освоение техники работы «от пятна».

1

Импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,

поэтического слова, художественного движения.

 

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму

(изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (4ч.)

19

Какие бывают картины: пейзаж.

1

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику.

 

20

Какие бывают картины:

портрет.

1

Передавать характерные черты внешнего облика человека.

Использовать пропорциональные соотношения лица.

Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу.

 

21

Какие бывают

картины: сюжет.

1

Замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц).

 

22

Какие бывают картины:

натюрморт.

1

Наблюдать за окружающими

предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности.

 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч.)

23

Идем в музей.

Жанры изобразительного искусства.

1

Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать,

представить и объяснить.

Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности.

Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально, оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве.

 

Развитие фантазии и воображения (3ч.)

24

Иллюстрация: рисунок в книге.

1

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).

Создавать из работ коллективные композиции.

 

25

Природа - великий художник.

1

Наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе

 

26

Времена года.

1

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

 

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму

(изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (1ч.)

27

Акварель.

1

Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.

Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).

Работать графическими материалами: акварель, пастель.

 

Развитие фантазии и воображения (5ч.)

28

Сказка с помощью

Линии.

1

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером.

 

29

Рисование животных из

клякс.

1

Работать на плоскости изобразительными средствами.

Импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,

поэтического слова, художественного движения.

 

30

Лепим животных.

1

Вычленять в окружающем пространстве художественно – организованные объёмные объекты.

Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.

 

31

Изготовление птиц из бумаги.

1

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать изделие аппликацией или росписью.

 

32

Разноцветный мир природы.

1

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч.)

33

Идем в музей.

Времена года. Экскурсия.

1

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству.

Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции.

 
 
Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (4)

Садварий Жанна Владиславовна, 09.09.18 в 18:36 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна, С программой Савенковой, Ермолинской еще не сталкивалась. Какая Вам нравится больше Неменский или Савенкова?
Ватолина Светлана Анатольевна, 09.09.18 в 18:53 8Ответить Пожаловаться
Мне больше по душе Неменский, более доступная программа для нашей сельской местности. Дело в том, что программы похожи по методике и темам, ну а подготовки больше в программе 21 века (виртуальные экскурсии, проекты, творческие ДЗ).
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.02.19 в 16:51 5Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Ватолина Светлана Анатольевна, 02.02.19 в 16:53 5Ответить Пожаловаться
Вам спасибо, за внимание, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.